КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М.Горький. 2 страница
Эстетические взгляды поэта: программные стихотворения, статья «Как делать стихи».
Поэтическое новаторство: проблема творческого метода, своеобразие стиля, обновление стиха. Новаторство: Девиз М.- Рваться в завтра, вперед! Предметом его стихотворчества становится незнакомое, непознанное. Он использует прием контрастов: мертвые предметы оживают в его поэзии и становятся одуш. М.-первооткрыватель, который владеет словом и словарем как смелый мастер работающий со своим материалом. Поэт ломает стихотворную форму, создает новые слова вводит в поэзию низкую и вульгарную лексику. Любит контрасты. Красивое уживается с безобразным, высокое с низким. Все его стихи носят личный характер, он присутствует в каждом из них. М. свойственно новое видение мира. Привычное предстает вего поэзии странным и причудливым, абстрактное становится осязаемым, мертвое живым и наоборот. Поэзия М. использует живые ритмические возможности слова («Наш марш», где слышится бой барабанов и шаг марширующих колонн- дней бык пег, медленна лет арба, наш бог бег. Сердце наш барабан). М. изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней. Его стихи-это «оружие масс», он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами. Послушайте!Ведь если звезды зажигают- значит это кому-нибудь нужно?Значит кто-то хочет, чтобы они были, Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной?И надрываясьВ метелях полуденной пылиВрывается к богу,Боится что опоздалПлачетЦелует ему жилистую рукуПросит чтоб обязательно была звездаКлянется-не перенесет эту беззвездную муку!А послеХодит тревожный, но спокойный наружно.Говорит кому-то: Ведь теперь тебе ничего не страшно?Да?! Послушайте!Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?Значит это необходимо,Чтобы каждый вечер над крышамиЗагоралась хоть одна звезда?!
Основные тенденции литературного процесса 1917-1920 гг. Отзвуки эстетических позиций литературных групп и индивидуальность. Пролеткульт, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ: идейно-художественные платформы. Эмигрантская литература. Типологические черты литературы этого периода: методы, роды, жанры. Типические герои. Монографии о литературном процессе.
С.А.Есенин. Тема природы и любви. Отражение социально-нравственных идеалов русского крестьянства, судьба деревни и революции (лирика, «Анна Снегина»). Драма лирического героя С.Есенина: «Сорокоуст» и «Москва Кабацкая». Понимание связи национального и всемирного. Народно-поэтические истоки образности, метафорический стиль. С.Есенин и имажинизм. Понятие назначения поэта и поэзии. В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Е. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Нежную, яркую и напевную лирику Е. невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Цикл стихов Есенина 1921-1922 гг. "Москва кабацкая" отмечен печатью мучительного внутреннего состояния автора, переживавшего тогда тяжелый духовный кризис, который был следствием раздвоенности поэта, еще не сумевшего понять характер и содержание новой эпохи. Эта растерянность, подавленное состояние, пессимистические мысли накладывали тогда трагический отпечаток на любовную лирику поэта. Вот характерные строки одного из стихотворений этого цикла: Я искал в этой женщине счастье, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана с ума свела. К 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человеческой. Лирика Е. глубоко интимна, но он умеет затрагивать такие неведомые струны, что они точно так же звучат в других сердцах. Его стихи воспринимаются не как о ком-то, а как о тебе самом, заставляя переживать и восторг, и разочарование, и радость жизни, и страх перед ней. Мало кто способен передать такое щемящее чувство любви к Родине, неотделимое от любви к женщине. Иногда это любовь к матери, в «Москве кабацкой» — к возлюбленной: Ты такая ж простая, как все. Как сто тысяч других в России. Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий…Структура продумана. Здесь несколько небольших разделов, но, по существу, она распадается на две смысловые части: одна — пьяно-кричащая, выворачивающая душу на изнанку, другая — нежно-исповедальная, достигающая высочайших вершин лиризма. Черное и белое, тьма и свет, крик и шепот. Цикл «Любовь Хулигана». Любовь – спасение человека от скверны психологического заболевания. Цикл создан сразу после возвращения из-за границы. Августа Миклашевская – актриса (состояла в труппе кировского драмтеатра) именно ей Е. посвятил 7 стихов из этого цикла. «Я с вами как гимназист» - говорил он ей. Стихи – Пускай ты выпита другим, мне грустно на тебя смотреть, Вечер чёрные брови насопил, Заметался пожар голубой. Любовь – возвращение к естественности, к простоте. Разнообразны темы лирики Е.: Тема РЕВОЛЮЦИИ. В первых послеоктябрьских произведениях искренне, радостно и горячо приветствовал революцию, давшую крестьянам землю и свободу. Контрреволюция, блокада, голод, холод обрушились на молодую республику. Ценой неимоверных усилий прокладывал пролетариат России под руководством Коммунистической партии путь в социалистическое будущее. Введение продразверстки и обострение в связи с этим настороженного отношения деревни к городу, борьба в сознании крестьянина-труженика собственнических чувств с новыми взглядами на жизнь, - все это находит свое преломление в творчестве Есенина. 2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА. («Радуница») Именно в период классовых битв, требовавших от художника особенно четкой и ясной идейной позиции, и проявился наиболее ощутимо "крестьянский уклон" Есенина. "В годы революции, - писал поэт в автобиографии, - был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце "последнего поэта деревни": Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. 3. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ, БУДУЩЕГО. Мучительно встает перед ним вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Поэт стремится познать смысл происходящего в жизни: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину. 4. ТЕМА ДЕРЕВНИ. Я последний поэт деревни,Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез.Догорит золотистым пламенемИз телесного воска свечаИ луны часы деревянныеПрохрипят мой двенадцатый час. .Особенно тяжело, временами трагически в 1919 - 1921 годах поэт переживает революционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме "Сорокоуст" (1920). Романтический рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка, имеет глубокий внутренний смысл: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове,Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Здесь мы видим открытое и резкое противопоставление деревни городу. «Грусть за уходящее милое родное» - такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст». В "Сорокоусте", так же как и в "Кобыльих кораблях", "Песне о хлебе", "Исповеди хулигана", в стихотворениях "Мир таинственный, мир мой древний...", "Я последний поэт деревни", явственно звучит и неподдельная тревога за судьбы "полевой России", которую, как казалось поэту, готов был прибрать к рукам "железный гость", и боль, с которой Есенин воспринимал тогда ломку старого крестьянского уклада. 5. ТЕМА РОДИНЫ Гой ты, Русь, моя родная,Хаты - в ризах образа...Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.Как захожий богомолец,Я смотрю твои поля.А у низеньких околицЗвонно чахнут тополя.Пахнет яблоком и медомПо церквам твой кроткий Спас.И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежкеНа приволь зеленых лех,Мне навстречу, как сережки,Прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте родину мою".(Гой ты Русь моя родная, Запели тесанные дороги, «Край любимый!Сердцу снятся»,Край ты мой заброшенный», «Топи да болота». Сложная гамма чувств проникнута любовью к Родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта: Я люблю родину, Я очень люблю родину!..В годы революции идейное и художественное развитие поэта сдерживалось чужеродными влияниями на его творчество, особенно начиная с 1919 года, литературной группы ИМАЖИНИСТОВ(литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа-Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Николай Эрдман). выдвигали "новый" лозунг "образ - самоцель", трактуя его совершенно формалистически. "Искусство - есть форма. Содержание - одна из частей формы", - безапелляционно заявляли они. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. ТЕМЫ НАРОДНОЙ БОРЬБЫ. В мае 1922 года Есенин отправляется за границу. Посетив многие европейские страны, он едет в Америку. Видя в европейских странах высокое развитие техники, поэт еще острее почувствовал неизбежность конца полевой, нищей Руси: Мне теперь по душе иное..И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны...В 1924 году Е. едет на Кавказ. Неизмеримо расширяется ею мировоззренческий горизонт. Есенин почувствовал себя "просветленным". Он весь в творческих исканиях, в напряженном поэтическом труде. Поэт написал в 1924 - 1925 годах большинство широко известных "маленьких поэм": "Русь советская", "Русь уходящая", "Возвращение на родину", цикл стихов "Персидские мотивы"(15стихотворений) и более шестидесяти лирических стихотворений: "Отговорила роща золотая...", Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком"Письмо к матери", "Собаке Качалова", "Я иду долиной...", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Ты запой мне ту песню, что прежде...", "Мелколесье. Степь и дали...", "Цветы мне говорят - прощай...". Глубоко В 1924 - 1925 годах на Кавказе Есенин написал цикл лирических стихотворений "Персидские мотивы". Обычные жизненные факты становятся в "Персидских мотивах" источником удивительных по своей художественной выразительности стихов. Сколько сердечной, кристальной чистоты в отношении поэта к "милой Шаганэ" Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли..Пленительна красота восточной природы. Но думы о Родине и здесь не покидают поэта. «Анна Снегина» Замысел поэмы возник после поездок в родное село Константиново. Е. начал работать над поэмой в конце 1924 г. на Кавказе.Первое публичное выступление состоялось в Доме Герцена на собрании литературной группы «Перевал».Но случилось так, что прекрасная поэма не имела большого успеха. Действие «Анны Снегиной» происходит с весны до поздней осени 1917 г. и в 1924 г. С. А. Толстая-Есенина считала, что «Анна Снегина» в значительной мере автобиографична: «В ней отразились некоторые моменты из личной биографии поэта и революционные события в Петрограде и в деревне, очевидцем и участником которых был сам Есенин. «Названия деревень «Криуши» и «Радово» заимствованы из жизни. Две деревни с такими названиями существуют в округе села Константинова, но друг от друга отстоят далеко. Образ героя-рассказчика, которому Есенин дал свое имя — Сергей (в речи Анны), Сергуня, Сергунь, Сергуша, Сергуха (в речи мельника), — играет важную роль не только в содержании, но и в композиции поэмы и имеет некоторые автобиографические черты: дезертирство из армии; приезд весной 1917 г. в Константиново, болезнь героя. Образ главной героини поэмы Анны Снегиной также собирательный. Одним из ее прототипов является Лидия Ивановна Кашина. Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием закончила Александровский институт благородных девиц. Снегина довольно высокомерна, надменна, ирония и неискренность ощущаются в ее разговоре с поэтом — «известной шишкой», которого она когда-то любила. На самом деле Л. И. Кашина вопреки воле отца в 1905 г. вышла замуж за учителя гимназии Николая Павловича Кашина. Героиня и прототип расходятся в главном — в отношении к революции. Анна Снегина не принимает революцию, покидает Россию. Называют 3 возможных источника происхождения фамилии Снегина. Один из них — псевдоним писательницы Ольги Павловны Сно, которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка», и др.; псевдоним «Снегина» — перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Э. Сно (Сноу — Snow — в пер. с англ. — снег;). Другой источник фамилии «Снегина» — семантический: снег бел и чист. В народной поэзии с образом белого снега часто связаны мотивы грустной и печальной любви. Своего героя поэт сделал коренным жителем бедной деревни Криуши и наделил «крестьянской» фамилией. Отрицательному персонажу поэмы, еще одному жителю деревни Криуши, Есенин также дал «говорящее» имя Лабутя. «Лабута» (архаичное) означает «неуклюжий и бестолковый человек» Поэма написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в белой накидке". Личная тема здесь главная. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Богатая разговорная народная речь (жить, бахвалиться, Сергуха, поди продрог, тараканье отродие), она органично соединена с высокой лексикой (тот образ во мне не угас, луна золотою порошею). Есенин использует трехстопный амфибрахий, тонический стих. Количество строк в строфе свободное (разнострочная строфа). Величие русского поэта Сергея Александровича Е. в том, что прожив короткую жизнь, ему при этом удалось оставить столь большое культурное наследие. Е. воистину настоящий поэт, мыслитель, философ как прошлого столетия, так и настоящего.
А.А.Ахматова. Начало творческого пути: «Четки», «Белая стая», последующие сборники лирики. Образ лирического героя. Любовная лирика: герои, конфликты, понимание любви, художественные особенности. Конфликт поэта и эпохи. «Реквием». Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась 1889 года под Одессой . Псевдоним появился в 1910 году. Его она взяла от прабабушки, род которой восходил якобы к роду хана Ахмата. Первые стихи Ахматова печатает на страницах журналов «Гиперборей», «Апполет» (1909-1910гг). Первый сборник «Вечер» вышел в свет весной 1912 с предисловием Кузьмина. Тираж был небольшим. «Вечер» - любовная поэзия, любовь предстает через разные сферы, в том числе и через бытийную. Любовь как пытка, страдание, смута, страсть. Мучителен предел чувства, которое кажется бесконечным. в ранних любовных стихах дан миг, момент разрыва отношений. Для лирической героини любовь обман, стихи воссоздают короткие сцены, отрывки встреч. Присутствует традиционность любовного мотива – любовь – это роковой поединок. (стих-е «Музе»). Муза-сестра заглянула в лицо,Взгляд ее ясен и ярок.И отняла золотое кольцо, Первый весенний подарок.Муза! ты видишь, как счастливы все - Девушки, женщины, вдовы...Лучше погибну на колесе,Только не эти оковы. Любовь у Ахматовой верно ведет от радости и покоя к страданию. Лейтмотив любви-тоски усиливается неяркой палитрой красок. Основная цветовая гамма созвучна названию. Построение стихов на контрасте белого и черного. Серый цвет. Шедевры лирики: «Любовь», «Сжала руки…», Сжала руки под тёмной вуалью..."Отчего ты сегодня бледна?"-Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна. «Сероглазый король», «Рыбак». Чувствуется особый ахматовский стиль. Ведущий прием – прерывистый диалог с частым перебоем ритма и реплик, разрыв мысли внутри строфы. Это характерно и для сборника «Чётки» - март 1914г. Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небо и молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины желто-красной,Слагаю я веселые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладоньПушистый кот, мурлыкает умильней,И яркий загорается огоньНа башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.— И если в дверь мою ты постучишь,Мне кажется, я даже не услышу. Поэтика трагической любви «Чёток» продолжает поэтику «Вечера» - любовь несбывшаяся, но есть новая ипостась лирической героини – драма поэта-женщины, мотив неприятия любимым поэта-женщины. Убийство любимым песни-птицы из ревности. («Настоящую нежность не спутаешь…», «Ты письмо мое, милый, не комкай Ты письмо мое, милый, не комкай.До конца его, друг, прочти.Надоело мне быть незнакомкой,Быть чужой на твоем пути.Не гляди так, не хмурься гневно,Я любимая, я твоя.Не пастушка, не королевнаИ уже не монашенка я —В этом сером будничном платье,На стоптанных каблуках...Но, как прежде, жгуче объятье,Тот же страх в огромных глазах.Ты письмо мое, милый, не комкайНе плачь о заветной лжи.Ты его в твоей бедной котомкеНа самое дно положи.…»). Создает цикл стихов о Петербурге («Я пришла к поэту в гости»). В 1914 году Анна Андреевна знакомится с А.Блоком. Испытывает почтение к поэту и легкую влюбленность. Ее называют «Сапфо нового времени».Ахматова была связана с акмеистами. Она и Н.Гумилев – две огромных планеты, но сила отталкивания сильнее, чем сила притяжения. Происходит сдвиг в миросозерцании и миропонимании. («Есть в близости людей заветная черта», «Царская статуя» Уже кленовые листыНа пруд слетают лебединый,И окровавлены кустыНеспешно зреющей рябины,).Всё более и более А.Ахматова обращается к теме России с ее жизнью, назначением. Образ России – спутник сюжетов сборника «Белая стая» (1916г). Особенно подхлестнули Ахматову события Первой мировой войны. Трагическая интонация стихов. Она обращается к церковно-библиографической, витийственной, торжественной лексике, органично соединяя её с просторечной. Жанр молитвы, проповеди, торжественно-риторического слова – стих-е «Молитва». Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургиейПосле стольких томительных дней, Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей. В сборнике «Белая стая» много стихотворений, посвященных тайной, магической власти искусства. Книга «Белая стая» - переходное явление от раннего этапа творчества к зрелости. Периодизация творчества Анны Ахматовой:Начальный период – 1910-1917 (3 сборника: «Четки», «Вечер», «Белая стая»).1918 – конец 30-х гг. – срединный период ее творчества. Расширяется тематический и жанровый диапазон стихов, она создает произведения высокого жанра.1940-1960-е (1-ая половина) – в 1966 году умерла от 4 инфаркта. Лирика носит философско-медитативный характер. Стихи, посвященные войне, «Поэма без героя». Подводит итоги творческой деятельности.В 1921 г. Вышли 2 книги Ахматовой: «Подорожник», «Anno Domini». Первый сборник содержал 38 стихотворений. Сборник «Anno Domini» состоит из трех разделов: 1. Стихи 1920-1921 гг.; 2. Голос памяти; 3. Перепечатка книги «Подорожник». Величие эпохи подчеркнуто в названии книги «Anno Domini», что означает «Год Бога».После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini") скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира,. В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной,. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан: «Мне голос был. Он звал утешно Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный слух.». Оно включено в сборник «Подорожник». Тема Родины, появившаяся в лирике этих лет, приобретает особую трактовку, сочетающую публицистичность и автобиографичность. В книге «Anno Domini» несколько стихотворений посвящено Николаю Гумилеву в разделе «Голос памяти». Стихотворение « Не с теми я. Кто бросил землю» - образ Родины в кровавых тонах. Любовное чувство в лирике этого периода приобретает эпический масштаб, библейскую торжественность. С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг".Между 1935 и 1940 годами создавался « Реквием », опубликованный лишь спустя полвека - в 1987 году и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой - судьбу ее и ее сына Льва Николаевича Гумилева, незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни."Реквием" стал мемориалом всем жертвам сталинской тирании. Сам автор, и несколько близких друзей заучивали текст наизусть, время от времени проверяя крепость своей памяти. Так человеческая память надолго превратилась в «бумагу », на которой был запечатлен « Реквием ». Сдержанно, без крика и надрыва, в эпически бесстрастной манере сказано о пережитом горе : « Перед этим горем гнутся горы». Биографический смысл этого горя Анна Ахматова определяет так : « Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне ». Вначале был арестован и сослан сын, а затем и муж - Н. Н. Пунин . Сама Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела многие месяцы. « Реквием » состоит из десяти стихотворений. « Реквием » имеет жизненную основу, которая предельно ясно изложена в небольшой прозаической части - « Вместо Предисловия ». Уже здесь отчетливо чувствуется внутренняя цель всего произведения - показать страшные годы ежовщины . . Вместе с другими страждущими Ахматова стояла в тюремной очереди «Как то раз кто-то « опознал »меня (женщина опознала) « Реквием » создавался в разные годы.« Посвящение » помечено мартом 1940 года. Речь идет о женщинах, разлученных с арестованными. Оно обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают. Это близкие их, уходящие на каторгу или расстрел Во вступленииданы и конкретные образы. Вот один из обреченных, кого «черные маруси»увозят по ночам. Имеет в виду она и своего сына.На губах твоих холод иконкиСмертный пот на челе.Сцена ареста, где речь идет о многих сыновьях, отцах и братьях. Ахматова пишет ио детях в темной горнице, хотя у ее сына не было детей. Следовательно,прощаясь с сыном, она одновременно имеет в виду не только себя, но и тех, скоторыми вскоре сведет ее тюремная очередь.В «Реквиеме» неожиданно и горестно возникает мелодия, отдаленнонапоминающая колыбельную:Тихо льется Тихий Дон,Желтый месяц входит в дом,Входит в шапке набекрень,Видит желтый месяц тень.Эта женщине больна.Эта женщина одна.Муж в могиле, сын в тюрьме,Помолитесь обо мне."Эпилог", состоящий из 2-х частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу "Предисловия" и "Посвящения", здесь мы вновь видим образ тюремной очереди. Вторая часть эпилога развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный - глубоко трагический облик и смысл.Глубокая идея «Реквиема» раскрывается благодаря особенности таланта автора с помощью звучащих голосов конкретного времени : интонации, жестов, синтаксиса, словаряКольцевая композиция. Жанр – вызывает много споров: материнское -причитание, черты лирико-эпической поэмы. Жанр определяют по названию- ритуально-обрядовая жанровая традиция, католическое заупокойное богослужение. Не все согласны, что это жанр поэмы. Сама Ахматова говорила, что это 14 молитв.
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество М. И. Цветаевой. Ранняя лирика. Народно-песенные и книжно-романтические мотивы. Сборники «Вёрсты I и I»I как отражение грозного и драматического времени. Интимная лирика. Быт и бытие. Крылатость устремлений поэта. Одиночество в мире мер весов. Тема России в ее творчестве. Своеобразие лирической героини стихов М. Цветаевой. Мифопоэтический подтекст. Ритмика стихов, богатство рифм. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - драматург и прозаик, одна из самых известных русских поэтесс, трагическая полная взлетов и падений судьба которой не перестает волновать сознание читателей и исследователей ее творчества.Стихи Цветаева начала писать с 6 лет, печататься - с 16. В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью: «Волшебство в стихах Брюсова». В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:Ты все мне поведал - так рано!Я все разглядела - так поздно!В сердцах наших вечная рана,В глазах молчаливый вопрос ...Темнеет... Захлопнули ставни,Над всем приближение ночи...Люблю тебя призрачно- давний,Тебя одного - и на век!В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» - это скрытое посвящение. Марина была очень жизнестойким человеком («Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!»). В стихотворении «Молитва» скрытое обещание жить и творить: «Я жажду всех дорог!». В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью.В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Поначалу эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Hо вскоре картина существенно изменилась. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:Берегитесь могил:Голодней блудниц!Мертвый был и сенил:Берегитесь гробниц!От вчерашних правдВ доме смрад и хлам.Даже самый прахПодари ветрам! Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала не покладая рук. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве,. Самое ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к «бархотной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. С течением времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон»,. В мае 1927 года М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». Образ лирической героини в стихах M. Цветаевой.Её бунтарский дух, мятежность тоже проявились еще в отрочестве. За бунтарство и дурное влияние на сверстниц ее дважды исключали из гимназии. Мятежный дух отразился прежде всего в любовной лирике. Чувства лирической героини настолько сильны, что устоять перед ними нельзя. Ее любовь не назовешь «комнатной», страдание лишь подчеркивает силу: «Перестрадай же меня!» (стих. «Провода»). В своем вызове героиня готова предстать «острожной красавицей» - у нее гордый вид и бродячий нрав: «Целовалась с нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла - нипочем! Алых губ своих отказом не тружу. Прокаженный подойди - не откажу» (стих. «Целовалась с нищим, с вором, с горбачом…»).Лирика ранней Цветаевой пронизана нотами напряжения и энергии, и лишь изредка звучит умиротворение. Лирическую героиню терзают муки ревности, непомерная гордыня. В лирике М.Ц. выражен апофеоз чувств..В любовной лирике Цветаевойчасто можно видеть спор, конфликт, разрыв. В ранних стихотворениях Цветаевой наблюдается максимальная экспрессия в выражении чувств. Экспрессия подчеркивает вольный, а не пленный дух героини. Экспрессия эта обращена ко всему миру: патетическое восклицание переходит в крик. Конечно, есть и умиротворенные интонации в стихотворениях (''Мне нравится, что вы больны не мной.. Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами,Что никогда тяжелый шар земнойНе уплывет под нашими ногами.Мне нравится, что можно быть смешной -Распущенной - и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами..''). Кипение страсти в лирике Цветаевой укрощено усилием духа, усилием воли до полного самоотречения. В таких стихотворениях желание ответной любви почти отсутствует (''Я страница твоему перу'Я - страница твоему перу.Все приму. Я белая страница.Я - хранитель твоему добру:Возращу и возвращу сторицей.Я - деревня, черная земля.Ты мне - луч и дождевая влага.Ты - Господь и Господин, а я -Чернозем - и белая бумага) Особенностью любовной лирики Цветаевой является то, что она щедра на восхищения. Она признает достоинства любимого человека, пусть мнимые и преувеличенные («Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая» из стих. «Вчера еще в глаза глядел…»). Любовная лирика Ц. пронизана напряжением и энергией. Любовная лирика масштабна, громогласна. Такие стихи противоречили традициям женской любовной лирики. Но Ц. не была поэтом одной интонации. У неё есть и умиротворённые стихотворения (мне нравится, что вы больны не мной). Даже в стихах, где лирич. героиня обращается с мольбой, сквозит достоинство и самоуважение (вчера ещё в глаза глядел).Есть стихи, в которых кипение страсти укрощено усилием воли, напряжением чувств. В таких стихах желание взаимной любви почти не звучит. «Я страница твоему перу» - полная растворённость героини в возлюбленном. «На́ тебе, ласковый мой, лохмотья» - полная самоотдача любимому человеку. Но всё-таки у лирич. героини остались два крыла – её лирика остаётся крылатойЛир. героиня отдаёт всё, не требуя часто ничего взамен. Она оберегает, прощает все слабости (от всех обид, от всей земной обиды хочу служить тебе плащом). Это любовь, не требующая клятв, не пытающаяся обеспечить себя завтрашний день (писала я на аспидной доске; пригвождена к позорному столбу). Ц. бесконечно щедра на восхищение. Хотела одарить человека признанием его достоинств. Очень многих воспела в стихах и прозе (Блок, Волошин, Рильке – «новогоднее», «реквием»; Пастернак – «расстоянья, версты, мили»; муж Сергей Яковлевич Эфрон – благая весть, писала я на аспидной доске;). Атмосфера стихов – горение, безмерность чувств. Отсюда своеволие души лирич. героини. Внутренняя энергия слова и образа. Не описывает, не рассказывает. Героиня охвачена бунтарским настроением, мироощущением. Слово у Ц. свежее, незахватанное. Это слово-жест, передающее некое действие или напряжённое внутреннее состояние. Такое слово всегда ударное, выделенное интонацией. Внимание звуку, а не зрительным впечатлениям. Громадная роль – звуковой организации стиха. Главное средство организации стих. речи для Ц. был ритм. Ломала старые привычные ритмы. Её стих изобилует внезапным ускорением и замедлением. Умела выдерживать паузы, которые часто смещены на середину строки или даже на начало следующей. Уплотняла речь, жертвовала эпитетами, прилагательными, предлогами. Придаёт речи динамизм, деятельность.В феврале 1920 года погибла отданная в приют младшая дочь Цветаевой
|