Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


М.Горький. 4 страница




 

Социально-исторические и философские идеи, образная система романа «Мастер и Маргарита», роль фантастики.

На сохранившихся титульных листах различных вариантов и редакций он датировал начала работы то 1928 г. то 1929 г.Скорее всего, замысел романа сложился в 1928 г., а непосредственная работа над текстом относится к началу 1929 г.. Эта, первая из дошедших до нас редакций будущего романа "Мастер и Маргарита", судя по воспоминаниям современников, была доведена до стадии машинописи.Рукопись первой редакции, по всей видимости, с частью черновиков и подготовительных материалов, была уничтожена Булгаковым в марте 1930 г. Об этом он сообщал в письме правительству 28 марта 1930 г. ("И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе").Текст первой редакции значительно отличался от опубликованной окончательной редакции романа. Здесь ершалаимские сцены были изложены целиком в одной главе в виде рассказа Воланда литераторам на Патриарших, причем рассказ сатаны, особенно в раннем варианте, передавал интонацию живой разговорной речи. Стиль и язык ершалаимских сцен еще не отличался от стиля и языка сцен московских, и там и тут более заметную роль играло сатирическое начало с элементами юмора. Все это роднило новый роман с московскими повестями, написанными Булгаковым в середине 20-х годов - "Дьяволиадой", "Роковыми яйцами" и "Собачьим сердцем". Роман, в первой редакции имевший названия "Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", судя по сохранившимся во фрагментах черновикам, действительно представлял собой развернутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда и его свиты.В 1931 г. Булгаков вновь обратился к роману, теперь названному "Консультант с копытом". Работа над 2 редакцией проходила вплоть до 6 июля 1936 г., когда была завершена последняя, 37-я, глава 2 редакции. Булгаков еще не остановился на каком-то одном названии для своего произведения. В качестве вариантов он в процессе работы испробовал "Великий канцлер", "Сатана", "Вот и я", "Шляпа с пером", "Черный богослов. Кроме того, писатель вписал подзаголовок: "Фантастический роман", пытаясь более точно указать жанр произведения.
Во 2 редакции текст романа был уже довольно близок к опубликованному. Уже в наброске 1931 г. в роман вошла Маргарита с Мастером. Хотя Воланд здесь занимал доминирующее положение в действии и композиции романа, роль Маргариты и ее возлюбленного была значительной. В 1937 г. была начата последняя, третья редакция романа, первоначально названная "Князь тьмы", но вскоре получившая окончательное название - "Мастер и Маргарита.Эпилог был написан Булгаковым 14 мая 1939 г. и остался неизменным до окончания работы над романом, прерванной смертью писателя 10 марта 1940 г. Последние изменения "Мастера и Маргариты" вносил уже будучи смертельно больным В "Мастере и Маргарите" видна рука драматурга - автора многих пьес и киносценариев. Многие эпизоды - в первую очередь ершалаимские - построены по законам театральной сцены, не случайно роман инсценировался многократно во всем мире. "Мастер и Маргарита" - это и своеобразный гигантский киносценарий, где кадры величественной Иудеи сменяются суетой московского мира, чтобы в свою очередь уступить место мистически-торжественной кульминации - балу у сатаны. "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровня художественного мастерства "Мастер и Маргарита" по праву стоит в одном ряду с "Дон Кихотом" Сервантеса, гётевским "Фаустом", толстовской "Войной и миром".Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее является книгой на все времена. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирика-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву 30-х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно.Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста. И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. "Мастер и Маргарита" - сложное произведение. "Рукописи не горят", - произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры.

 

 

М.А.Шолохов.

Место сборников «Донские рассказы» и «Лазоревская степь» в литературе 1920-х годов. Защита категории трагического, гуманистический пафос.

Михаил Александрович Шолохов род на хуторе близ Вёшенской станицы (1905-1984). События революционного времени захватывают его. Работает журналистом, учителем, счетоводом, грузчиком.С 1923 г., находясь в Москве, начинает печатать фельетоны: "Испытание", "Ревизор", "Трое". В 1924 году печатается первый рассказ Шолохова - "Родинка". 19 рассказов включается в его первый сборник - "Донские рассказы". Через год часть прежних рассказов и несколько новых публикуются в сборнике под новым названием - "Лазоревая степь".Шолохов использует реалистический принцип отображения действит.-ти, правды во всех мелочах. Он критикует авторов, романтизирующих образ войны. Война - это трагическое событие для всего народа, для каждой семьи, в ней нет ничего привлекательного, она бесчеловечна по своей сути. В сборник вошли следующие рассказы: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Путь-дороженька”, “Нахаленок”, “Председатель реввоенсовета республики”, “Смертный враг”, “Жеребенок”, “О Колчаке, крапиве и прочем”, “Чужая кровь”.Все рассказы связаны как в пространстве, так и во времени. Они отражают трудное для страны время – время революции и гражданской войны. Рассказом, задающим тон повествованию, настраивающим на трагические события в жизни казаков, можно считать рассказ “Родинка”.Рассказ "Родинка". Отец, пропавший в германскую войну, семь лет не был в родных краях. Теперь он атаман, предводитель банды, которую приказано обезвредить Николке Кошевому, 18-летнему командиру эскадрона. И атаман, и Кошевой - казаки, но Николай за красных. Три дня банда скрывается от красных, но однажды на мельнице их всё же застигли. Банда отбивается, и атаман шашкой убивает Николая, стаскивает с него сапоги и видит на левой ноге выше щиколотки родинку с голубиное яйцо. Он вдруг понимает, что это - его сын, потому что у него самого точно такая же родинка на ноге. Горе отца непередаваемо. Он понимает, что жить больше незачем, и стреляет себе в рот.В рассказе “Продкомиссар” казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж.Первые три рассказа заканчиваются трагически: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”. После череды показанных автором смертей возникает рассказ “Алешкино сердце”. У Алешки - доброе сердце среди жестокого мира голода и гражданской войны. Его сердце не ожесточилось, хотя все подводило к этому: от голода умерли младшая сестра и мать, на его глазах убили старшую сестру. Сам Алешка выжил только благодаря политкому Синицыну, пожалевшему мальчишку. Видимо, Алешкино сердце - особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым. В рассказе происходит постепенное расширение повествования, раскрытие характера героя. Он решает спасти жизнь чужого ребенка ценой своей жизни, но остается жив. В этом рассказе Шолохов показывает, что человек может остаться человеком даже несмотря на события страшной и кровавой войны. В этом заключается гуманистичнский пафос Шолохова. Рассказ «Жеребёнок». Казаку Трофиму приказывают убить жеребенка, но казак спасает его ценой собственной жизни. Дома у него остаются дети.Рассказ «Бахчевник». Бахчевником стал Митька (охранял станичные арбузы) – сын станичного атамана, человека властного и жестокого, не имеющего жалости ни к пленным солдатам, ни к собственным сыновьям, ни к жене. И опять перед нами столкновение отца и сыновей. Казалось бы, сыновья должны поддерживать отца, помогать ему в борьбе с красными, но дети пошли против него. Сначала старший сын уходит к красным, затем уходит из дома и младший Митька. Не передалась детям жестокость отца, не приемлют они его всепоглощающей ненависти, направленной как против врагов, так и против близких. Если в рассказе “Родинка” отец убивает сына, то в рассказе “Бахчевник” сын убивает отца. И опять автор не высказывает своего прямого отношения к поступкам героев, он предоставляет такую возможность читателю. Нам трудно найти правых и виноватых: убийство всегда остается убийством, а убийство отца – самое страшное преступление. Оно ведет к гибели семьи.Рассказ “Чужая кровь”. Старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне, приютили и выходили раненого красноармейца, даже назвали его именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной. Несмотря на все старания стариков, поправившийся солдат возвращается к себе на Урал. В "Д. р." Ш. выражает свою позицию - он стоит на стороне тех, кто отстаивает Советскую власть на Дону, но как художник он объективно смог показать сложные, психологически разработанные характеры своих противников. Также он стремится показать, что казачество не было некой единой, безликой массой, а обладало многообразием характеров и ситуаций. Сила таланта помогла Шолохову раскрыть нравственное, общечеловеч. начало в поступках людей. Сюжетные ситуации некоторых его рассказов подчинены воссозданию душевных движений героев, психологич. развитию характеров.Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. В «Д.р.» часто можно встретить имена будущего шолоховского романа-эпопеи «Тихий Дон» (Степан, фамилия Кошевой, особенно часто встречается имя Григорий).Язык «Д.р.». В основе образной системы «Д.р.» ощутимы фольклорные мотивы (хата, яр, летник, хутор, станица, кочет, бахча, бахчевник, гутарить), жанр сказки («Алешкино сердце»), насыщенность глагольными формами (они передают стремительность действий, событий). Писатель стремится и ритмически организованной речи («Нахалёнок», «Продкомиссар»).Шолохов использует много эпитетов, сравнений, почерпнутых из повседневной жизни казаков.Тема цикла “Донские рассказы” определяется уже первым рассказом – это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди. Шолохов не комментирует события, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому делать вывод.Идея цикла также задается первым рассказом – показать ужасные события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Ш. поставлен в нравственную коллизию выбора, автор пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное.Рассказы Ш. очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. "В «Донских рассказах» я старался писать правду жизни…" М.А.Шолохов.

 

«Тихий Дон»: творческая история, композиция, проблема «народ и революция», мир людей и мир природы, образ Григория Мелехова. Жанр «Тихого Дона». «Поднятая целина» сегодня. Рассказ «Судьба человека». Монографии о наследии писателя.

Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его.С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Приступив к работе над романом, писатель не подозревал, что его замысел выльется в эпическое повествование о народных судьбах в революции. Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины».
После того, как была закончена первая книга «Тихого Дона» и время действия романа коснулось событий в Петрограде, корниловщины, писатель вернулся к «Донщине» и включил во вторую книгу «Тихого Дона» куски первого варианта романа. Шолохов не мог ограничиться тем, с чего начал, – изображением похода Корнилова на Петроград, разгромом мятежа. Уже тогда свою задачу он видел в том, чтобы «показать казачество в революции». Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон». Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией.Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Знание и понимание этой жизни, быта, психологии народа, его обычаев и нравов, природы и труда – все это с детских лет было для Шолохова близким и родным. Вернувшись на свою родину, писатель навсегда поселился среди героев своих книг. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы/После того как работа на «Донщиной» была отложена, Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали. В довольно короткий срок была завершена работа над пятой частью второй книги «Тихого Дона», охватившей драматические события революции и гражданской войны на Дону с конца 1917 г. до мая 1918 г.Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, писем, деклараций, постановлений и распоряжений.Работая над финальными страницами «Тихого Дона», Шолохов стремился передать читателю всю правду. Писатель был не только свидетелем, но и реальным участником событий, нашедших отражение в финале романа.События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании.Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Шолохов показал в романе, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова — художественное открытие Шолохова. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона. Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество.Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины. Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории..Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях.В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория. Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.Война не принесла Григорию ничего хорошего.Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым , где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.Мишка Кошевой, теперь его зять и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных. Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного ( Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение. Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.Споры о Г. Мелехове в литературоведении и критике.В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко «Творчество М. А. Шолохова»:Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Данная точка зрения, восходя ещё к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, впоследствии наиболее остро и последовательно проводилась

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты