КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деревенская проза 1950-1990-хв контексте социально-политического развития России. Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие деревенской прозы (В. Овечкин, В. Солоухин, В. Белов, В. Шукшин, Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Распутин, Е. Носов, В. Лихоносов, А. Солженицын и др.). Дискуссии в критике о деревенской прозе. Создатели этой прозы были первыми, кто почувствовал на рубеже веков дефицит духовности. Жизнь села и деревни в этих произведениях интересна не только как социологич. феномен, но и как сдвиг, сбой, произошедший в обществе. Проза о деревне отметила филос. проблемы бытия, она выразила не только восхищение рус. народом, но и тревогу за духовное здоровье рус. человека, крестьянина. В деревенских жителях писатели показали не только устойчивость характера, красоту, но и трагич. надрыв, разлом, проходящий через душу. Авторы этой прозы описывают не готовый характер рус. человека, а показывают его в динамике. Мучительный процесс самоопределения деревенского жителя. Авторы часто приводят человека, своего героя, на суд совести и выносят беспощадный нравств. приговор. Представители прозы о деревне первыми начали поиск путей преодоления дефицита духовности.Задача деревенской прозы - показать неблагополучие жизни деревни и в материальной сфере (нищета), и в нравственной (разобщенность), и в идеологической (озабоченные цифровыми отчетами руководители закрывали глаза на реальное положение вещей).Особую тревогу вызывал культурный уровень жителей деревни. Писатели акцентировали внимание общества на формировании в подрастающем поколении чисто потребительского отношения к жизни, на отсутствии тяги к знаниям и уважения к труду.Писателей объединяет любовь к земле. Все они - выходцы села, имеют жизненный опыт в деревне. Любовь к труженику, земле. Деревня для них это малая и большая родина, это родной дом, пашня, степь. Жизнь в деревне включает в себя целую систему нац., истор., филос. понятий. Они рассказывают о преемственности поколений в среде тружеников, о разрыве этих связей. Дети уезжают в город, земля остается без хозяев, и это страшно.Писатели показали и чудовищные эксперименты над живой душой крестьянина и терпение крестьян, умение держать себя в трудных ситуациях. Такие люди - носители идеала, нравств. ценностей, гармонично живущие с природой.С 1950х годов - новые взгляды на деревню, нежели в 1930х. Тогда произведения страдали бесконфликтностью. Мол, всё хорошо, прогресс, процветание.В 1950х годах наметился прорыв - отражение подлинной правды о жизни деревни.В. Овечкин (Районные будни), С. Антонов ("Дело было в Пенькове"), В. Тендряков ("Ненастье", "Падение Ивана Чупрова", "Не ко двору", "Тугой узел"), А. Солженицын ("Матренин двор"), Е. Дорош ("Деревенский дневник") - именно эти писатели открыли новые пути изображения рус. деревни, маленького человека, крестьянина.Конец 1950х - начало 60х - в центре внимания оказывается психологизм, внутренний мир сельского жителя (Белов "Привычное дело").Герой "Привычного дела" Иван Африканович Дрынов приходит к пониманию того, что жизнь сама по себе ценность. У него много детей. Он привязан к родной земле. Белов показывает героя в минуты выбора, в минуты любования красотой окруж. мира.1960-70г. - усиление психологич. начала в изображении жизни деревни.Василий Макарович Шукшин ("Земляки", "Сельские жители", "Характеры") отражает психологию дерев. жителей. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты: моменты утрат, прощания с жизнью. Образы женщин - хранительниц устоев, домашнего очага. Разрыв отношений между отцами и детьми (дети уезжают из деревень и теряют что-то в своем нравств. облике).Валентин Распутин "Прощание с Матерой". Матера - матерь, материнское начало, древняя сила; материк. Это модель нашей Земли. Распутин задает вопрос: кто мы? Истинные, заботливые хозяева или потребители, и "после нас хоть потоп"? Мысли о настоящем и будущем мучают Дарью, и она приходит к выводу, что уклад в их маленьком мире невосстановим. С его исчезновением пропадут и традиции. Распутина обвиняли в том, что он якобы против НТР, но в итоге он оказался прав - мы забросили Землю.Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской деревни. Одна из самых любопытных особенностей «деревенской прозы» – тот тип героя, который становится в ней основным духовно-нравственным ориентиром. Шукшин назвал один из своих ранних рассказов «Светлые души», – и это обозначение можно было бы отнести к главным героям всей тогдашней «деревенской прозы»."Светлые души" - это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные, совестливые, добрые и доверчивые. Современная русская литература приводит много примеров, подтверждающих, что люди утрачивают многие духовные качества - терпимость, сострадание, милосердие.Заслуга «деревенской прозы», отмечаемая и российскими, и западными критиками, в том, что в кризисный момент состояния нашего общества основное свое внимание она стала уделять вопросам нравственного, этического характера, существенно изменив облик русской литературы второй половины XX века и повлияв вместе с тем на развитие национального самосознания.
|