КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М.Горький. 1 страницадооктябрьский период. Романтические произведения и рассказы о босяках. Новая концепция личности. Новаторство горьковской драматургии. «На дне» как социально-философская драма. Роман «Мать». Тема России и русского национального характера в цикле «По Руси». Творчество М.Горького 1917-1930-х годов. Идейная позиция в «Несвоевременных мыслях». Социально-психологические драмы. «Егор Булычев и другие» Особое качество в русском реализме явила литература, непосредственно связанная с идеями социалистического освободительного движения. Ее самым крупным явлением стало творчество М. Горького (Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936). У Горького социалистическое художественное мышление впервые становится явлением синтетическим, ключом к целостному познанию бытия. Основополагающая идея горьковской деятельности — человек создается сопротивлением среде — приобретает у писателя новое содержание. Но эта идея возникала и формировалась на почве общих устремлений мирового искусства рубежа веков к преодолению позитивистской концепции человека и среды. Столь же представительными были и стилевые искания Горького — соединение реалистической и романтической литературных традиций. Решения писателя явились особым словом. Уже в самых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского творчества — пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку, идея активной личности. «Несвоевременные мысли» были не только откликом на социальные перемены в обществе, но и своеобразной трибуной для полемики с другими печатными изданиями. Одним из начал, организующих текст «Несвоевременных мыслей» в целое, является «живой голос». Это − отрывки из писем, цитаты из документов, уличные разговоры. При этом включение «живых голосов» всегда служит поводом к дальнейшему развитию мысли. Поэтому в системе «Несвоевременных мыслей» цитирование играет роль некой точки отсчета, является поводом к разговору. Эту же роль выполняют и бытовые мелочи. Обращение Горького к фактам действительности имело определенный смысл и связано с пониманием автором подчиненного положения слова по отношению к жизни. Действительность, по мнению Горького, «всегда правдивее и талантливее всех, даже и гениальных писателей». В «Несвоевременных мыслях» четко прослеживается определенная структура статей, в основе которой, на первый взгляд, лежит диалог, происходящий вне газетного пространства, и реплики которого как бы прорываются в текст, обладая кажущейся самостоятельностью. А одна из статей, начинающаяся цитатой из заявления моряков, далее выстраивается Горьким как обращение («Я обращаюсь непосредственно к морякам, авторам зловещего объявления»). В то же время в газетных публикациях в силу специфического бытования газеты вообще присутствует некая непредсказуемость. Похожее превращение происходит и с книжными вариантами «Несвоевременных мыслей»: то, что читатель воспринимает как первичный текст, на самом деле существует только благодаря авторской воле. К своему более раннему творчеству Горький еще не раз будет обращаться (он даже цитирует свою уничтоженную поэму), стремясь подчеркнуть единство своих взглядов. Таким образом, с одной стороны, по воле автора расширяются границы «Несвоевременных мыслей», с другой стороны, сам автор, определяя, что должно быть опубликовано под заголовком «Несвоевременные мысли», а что вне этого цикла, в то же время устанавливает его определенные границы. В 90-е годы, этот духовный комплекс предстал в двух художественных линиях: реалистической (прежде всего цикл рассказов о людях, отпавших от своей среды) и романтической («Макар Чудра», «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и др.). Впоследствии сам писатель характеризовал их как, с одной стороны, произведения о «томительно бедной жизни» и, с другой, — «вымыслы», вносимые в нее художником .«Вымыслы» ранней поры питались живой жизнью; реалистические сочинения повествовали не только о «томительной бедности», но и об истинных ценностях. В романтическом сказании и в рассказах об окружающем переплелись реалистическая и интенсивная романтическая образность. В изображении центральных персонажей реалистического цикла — босяков, «выломившихся» людей (рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Мальва», «Емельян Пиляй» и др.) — соединились неприглядная правда жизни и одновременно «романтическое» помышление о ней. Писатель по-новому осмысливает знакомую и прежде русской литературе тему изгоев общества, жизни «дна». Герой Горького в своем непосредственно социальном, в том числе «люмпен-пролетарском» обличье, так же бесплоден, как и его литературные предшественники. И вместе с тем возвышен над ними незаурядными задатками — душевной гордыней, жаждой независимости, — искаженными в нем самом, но многообещающими. Два ряда персонажей тесно сближены и подчеркнуто личностной проблематикой, равно касающейся их положения в мире и их отношения к нему. Самоутверждающийся герой раннего Горького чаще всего одинок. Он отвергает окружающее общество в целом, противопоставляет себя ему. И в этой позиции открываются как сильные стороны его духовной сущности, так и уязвимые. Периоды драматического творчества Горького:1. 1901-06 – становление Г.-драматурга. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Враги – о судьбах интеллигенции, её месте в жизни общества.2. 1908-15 – Последняя. Чудаки. Васса Железнова. Фальшивая монета. Зыковы. Старик. 3. советский период. 1919 комедия Работяга Словотеков; 1930 Сомов и другие; Егор Булычёв и другие;. В начале тридцатых годов Максим Горький решил вновь обратиться к драматургии — после более, чем десятилетней паузы (в 20-х годах он не писал новых пьес). Писатель задумал создать драматический цикл о дореволюционной России, который должен был отобразить период от кануна Революции до событий современности. Началом этого цикла стала пьеса «Егор Булычов и другие», продолжением - «Достигаев и другие».«Егор Булычёв и другие» (1931). Главный герой имеет реальных прототипов. Владелец пароходов на Вятке Булычёв. Никита Бухров купец из Ниж.Нов, покровитель тайных сектантских обществ. Савва Морозов – владелец мануфактурных фабрик. Жертвовал деньги на издание социал-демократических газет, прятал у себя большевиков, в то же время при забастовках на своих фабриках вызывал полицию. Гардей Чернов – промышленник, неожиданно бросил своё дело и уехал в монастырь. Социально-психологич. драма. Г. пытался исторически осмыслить период кануна Революции. Внешний конфликт – борьба за наследство умирающего Бул. Г. показывает аморализм класса собственников. Этот мнимый конфликт должен подчеркнуть конфликт подлинный. Сам Бул. равнодушен к своему наследству. Он думает о том, что его жизнь прошла напрасно. Жизнь всего класса бессмысленна. Конфликт Б. с миром постепенно нарастает, усиливается. Основное впечатление от Бул. в 1м акте – впечатление задумавшегося человека. Это мотивированно болезнью, и в то же время – неудачной войной. Постепенно зарождаются сомнения в исторической состоятельности современного общественного и государственного уклада. Действие начинают, как правило, «другие», затем появляется Бул. Финал символический (финалы каждого действия: 1й акт – заперт шкаф, Бул. чувствует себя как в тюрьме; 2й акт – игра на трубе Гаврилой как символ апокалипсиса; 3й акт – за окнами поют, Бул. уже не может разобрать кто это). Бул. теряет своё лицо, свой соц. облик. Он уже не тот, каким его знали собраться по классу. В этом мире чувствует себя как в тюрьме. Бул. открывается лживость ценностей, ради которых он жил. Трагедия одарённой личности, напрасно растратившей свои силы, слишком поздно осознавшей бессмысленность своей жизни. Осознание собственной жизни как непоправимой ошибки. Мир собственников приводит в тупик. Капиталистическая система рушится. В конце пьесы – надежда на другую жизнь, новую. Психологич. конфликт дополняется конфликтом социальным.Значительное место в зрелом творчестве М. Горького занимают литературные портреты современников, с которыми писателю доводилось встречаться в жизни. Все они вошли в книгу «Воспоминания» (1924), которая вводит читателя в мир выдающихся людей России второй половины ХІХ – начала ХХ столетия. Несомненной творческой удачей автора признан очерк «Лев Толстой» (1919). М. Горький избрал для этого литературного портрета своеобразную художественную форму. Это портрет-мозаика, он составлен из множества отрывочных заметок, фрагментов разной формы и размера. Сопоставляя внешность и внутренний мир великого писателя, М. Горький стремится раскрыть глубины его нравственно-психологического мира, показать, «сколь безгранично разнообразен этот сказочный человек». Не случайно Л. Толстой уподоблен целому оркестру.Отношение автора литературного портрета к своему герою неоднозначно, порой полемично, в своих воспоминаниях М. Горький стремится избежать ставшей в то время традиционной идеализации образа, его «житийного», «фальшиво иконописного» изображения. И всё же главный пафос литературного портрета – чувство восхищения богатырской фигурой Человека Человечества.
А.А.Блок. Основные этапы творчества Блока. Воплощение идейно-эстетических принципов раннего А.Блока в «Стихах о Прекрасной даме». Влияние философии Вл.Соловьева. Поэзия Блока 1904-1907 гг. Влияние революции 1905 года. Тема России. Поэма «Двенадцать»: содержание; система художественных образов, сюжетно-композиционная организация и стилистика; формы выражения авторского сознания. Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье.В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений.Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии.Лирика Блока — явление уникальное..В 1910—1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918—1921) , хотя внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов (“стран души”, по выражению поэта). В предисловии к первому изданию “Собрания стихотворений” Блок подчеркивал единство своего замысла: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”.В первый том (1898—1903) вошли три цикла. Первый из них — “Ante lucem” (“До света”) — как бы предварение будущего нелегкого пути. На одном полюсе — мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для 19-летнего юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий черный — // Мой долгий путь” . Или: “Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”. Зато на другом — тяга к жизни, приятие ее: Я стремлюсь к роскошной воле, Мчусь к прекрасной стороне,Где в широком чистом полеХорошо, как в чудном сне, Центральный цикл первого тома — “Стихи о Прекрасной Даме . Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый,Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.Соловьевские идеи “двоемирия”, сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. “Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова”. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой Вечной жены”, “Святой”. “Ясной” , “Непостижимой” ... Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, например, “призрачные” , “неведомые тени” или “неведомые звуки” , “надежды нездешние” или “нездешние видения” , “красота неизреченная” , “непостижимая тайна”.История земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы — противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”,. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них, ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”). .Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием “Распутья” . Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: иная связь с “повседневностью”, внимание к людскому горю, социальная проблематика . “Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.Лирика 2 тома (1904—1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, “стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой” Душой Мира.в лирике Блока одна из главных для него проблем — народ и интеллигенция.Поэма «Двенадцать» была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после большевистского Октябрьского переворота. 3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована в газете эсеров «Знамя труда», а в мае — впервые вышла отдельной книгой. Блок категорически отказывается при написании этой поэмы от традиционной формы повествования. Он создает новую форму эпической поэмы. В поэме воплотилось слияние лирического и эпического. Главное в поэме – народ, судьба России, но она осмысляется через призму личной судьбы, личность лишена субъективности. Сам Блок «Двенадцать» почти никогда не читал, и читать не умел. Как правило, с чтением поэмы выступала его жена. Впрочем, если верить почти единодушным отзывам слушавших «Двенадцать» в исполнении Любовь Дмитриевны, читала она плохо, то и дело преувеличивая и впадая в дурную театральщину. Первая глава представляет собой экспозицию — заснеженные улицы революционного Петрограда зимой 1917—1918. Описаны несколько прохожих — священник, богатая женщина в каракуле, старухи. По улицам идёт патрульный отряд революционеров из двенадцати человек. Патрульные обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, бросившего революцию ради кабаков и сошедшегося с бывшей проституткой Катькой, а также поют песню о службе в Красной гвардии. Неожиданно отряд сталкивается с повозкой, на которой едут Ванька с Катькой. Красногвардейцы нападают на сани; извозчику удаётся выехать из-под огня, но Катька погибает от выстрела одного из двенадцати. Убивший её боец Петруха печалится, но товарищи осуждают его за это. Патруль идёт дальше, держа шаг. За ними увязывается шелудивый пёс, но его отгоняют штыками. Затем бойцы видят впереди неясную фигуру и пытаются стрелять по ней, но безрезультатно — впереди них идёт Иисус Христос. Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция), В первых и последних главах — городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие. В последней главе тоже раздаются реплики» но они принадлежат только «двенадцати». Поэма начинается антитезой (противопоставлением): «Черный вечер. Белый снег...» и антитезой завершается: «Позади — голодный пес... Впереди — Иисус Христос». Символика: 1)образ Христа. Этот образ не приняли – Гиппиус, Бунин. Флоренский, Булгаков, Бердяев и Ильин гов. что это образ антихриста, Блок был охвачен бесами. 2) образ Петрограда. Конфликт Традиционно конфликт поэмы «Двенадцать» трактуется как столкновение старого и нового мира, старой и новой России. При этом старую Россию символизирует буржуй и голодный пес, а новую — двенадцать.Центральная тема поэмы «Двенадцать» — судьба России. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Проблема потери нравственных ориентиров. Россия должна погрузиться на самое дно, пережить самое страшное, чтобы затем, через хаос и тьму, прийти к свету. Поэма написана 4-хстопным хореем, иногда появляется маршеобразный дольник. 2 глава написана ямбом, а 3, также как и 6, 7, 10, 12, 11 – хорей. Строфа разнострочная. Отмечается ритмический разнобой, многообразие ритмов и их смена.
В.В.Маяковский. дооктябрьский период. Протест против буржуазного мира в стихах поэта. Лирический герой раннего В.Маяковского. Проблематика и особенности поэтики. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах». Образ лирического героя, стиль и стих поэмы. Проблематика дооктябрьских поэм. Владимир Владмир. Маяковский (1893-1930)русский советский поэт, драматург, киносценарист, киноактер, художник, редактор журнала ЛЕФ (левый фронт).Его творчество оказало огромное воздействие на развитие русской и национальных литератур Советского союза. С его именем связано и утверждение в советской литературе и литературоведении понятия «социалистический реализм». Маяковский был одним из лидеров футуристического движения в России. Пафос художественного новаторства, под знаком которого началась творческая деятельность Маяковского, был обусловлен идеей создания нового, революционного искусства, которое бы отвечало потребностям революционной действительности. Уже в ранний период творчества в сознании Маяковского понятие нового искусства было связано с понятием искусства социалистического.Стихи часто несли на себе печать подчеркнутого эксцентризма. Существенное в явлении оставалось за пределами его внимания, поэт искал в явлении необычное. Поэтому так осложнены поэтические образы ранних произведений. Поэт экспериментирует и над словом, и над ритмическими формами. Для поэтического стиля Маяковского той поры характерны сложные рифмы, диссонансы. В его стихах господствует силлабо-тоническая система, но в некоторых уже складываются формы новой тонической системы (четырех - и трехударного строя), которая будет определяющей в поэзии зрелого Маяковского. В ранних стихах поэта слово идейно насыщено, активно, выражает страстное лирическое чувство художника-протестанта, борца, неприятия им всего строя старого мира и устремленность к идеалам социально справедливого будущего. 1-е публичные выступления М. состоялись в Петербурге в ноябре 1912 года, в декабре того же года в Москве вышел сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы его стихотворения «Ночь» и «Утро». В первых стихах М., напечатанных в «Пощечине общественному вкусу», «Садке судей», «Дохлой луне» и других футуристических изданиях, в системе поэтических образов, характерных урбанистических пейзажах ощутимы влияния элементов живописного кубизма: Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни («Из улицы в улицу») Или: вывески разинули испуг выплескивали то O то S («В авто»). Эти образы, основанные на зрительных представлениях. В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описание городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, наглядное воплощение выразительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей – «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Ещё я»). Тема человека, его страданий в буржуазном мире – основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая её, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум. Новаторские элементы поэтического метода М. проявились и в произведениях, основным пафосом которых была критика. Обличение мира буржуа, его законов, морали, собственнической психологии. Таковы стихи Маяковского в «Новом Сатириконе». Первым из стихотворений М., опубликованных в журнале, был «Гимн судьбе» - выступление против буржуазной законности, буржуазного правопорядка. Здесь же были напечатаны и военные стихи Маяковского – «Великолепные нелепости» и «Хвои», в которых нашла развитие тема стихотворения «Мама и убитый немцами вечер». М. напечатал цикл сатирических «гимнов» («Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн взятке» и др.). Это политические памфлеты. М. восхищается городом. «Нате» (1913) Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир.. «А всё-таки»- Маяковский выступает как поэт городских низов, униженных и оскорбленных. 1915 – «Вам» Маяковский обличает людей буржуа, он не хочет служить им поэзией. Тема поисков красоты, гармонии в этом мире «Послушайте». Послушайте!Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?И, надрываясьв метелях полуденной пыли,врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит -чтоб обязательно была звезда! -клянется -не перенесет эту беззвездную муку!А послеходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! М. откликается на тему первой мировой войны. Понимает её трагичность. «Я и Наполеон», «Мама и убитый немцами вечер» ( о том как у матери убили сына), «Из газет», «Война объявлена». Для раннего творчества поэта характерно стремление показать лирического героя в соотношении с землей, космосом, человеком.
Программным произведением дооктябрьского творчества М. стала лирическая поэма «Облако в штанах» (1915). Отрывки из поэмы, названной в начале «трагедией», публиковались в сборнике «Стрелец» и в «Журнале журналов». Отдельным изданием поэма вышла в том же году с подзаголовком «тетраптих» (т.е. композиция из четырех частей). «Облако в штанах» Вашу мысль,мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке,буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий, У меня в душе ни одного седого волоса,и старческой нежности нет в ней! Мир огр_о_мив мощью голоса,иду - красивый,двадцатидвухлетний. - революционная поэма не только по теме, но и по новому отношению художника к миру, человеку, истории. М. назвал поэму произведениям, готовящим массы к восстанию. В поэме народ предстает уже как реальная сила, противостоящая миру «сытых». Тематически «Облако в штанах» - поэма о любви поэта, о правде человеческих отношений, которая сталкивается с ложью соц. и нравственных законов общества. В «Облаке в штанах» тема веры в торжество высоких человеческих начал перерастает в тему революции и завершается ею. Маяковский говорит не только о предчувствии революционной бури, но и о себе, поэте, как о «предтече» и участнике её. Новые черты приобретает в поэзии М. образ лирического героя. Это обобщенный образ бунтаря, протестанта. В облике его синтезируются черты и героя поэмы – поэта, и всех простых людей мира, от имени которых он выступает. В таком единстве развиваются лирическая и эпическая темы поэмы. Любовная драма героя, переживающего разлуку с любимой, которая становится в мире собственников «вещью», обрамляется и в «Облаке в штанах» картинами мрачного городского пейзажа. Для выражения трагедии любовного чувства М. находит неслыханные в русской поэзии слова, космические образы. В поэме «Облако в штанах» наиболее отчетливо выразились основные особенности творческого метода и стиля М. Он пришел в выводу что источник действенности – в идейности. Поэма «облако в штанах», её социальный пафос выводили М. из программных рамок футуризма. Трагедия «Владимир Маяковский».
Творчество В.В.Маяковского после 1917 года. Поэт-гражданин и поэт-лирик. Романтизм, социальная утопия, героика и сатира в изображении революции («150000000», «Ода революции», «Левый марш» и др.). Трагическое и героическое в поэме «Хорошо!». Понимание роли сатиры в перестройке общества, объекты сатирического изображения. В.Маяковсий-драматург: герои, роль условности. Эстетические взгляды поэта: программные стихотворения, статья «Как делать стихи». С его именем связано и утверждение в советской литературе и литературоведении понятия «социалистический реализм». М. был одним из лидеров футуристического движения в России. В творчестве М. после 1917 появляются темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Создает много агитационных плакатов (пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий). Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам (Прозаседавшиеся). В день заседаний на двадцатьнадо поспеть нам.Поневоле приходится раздвояться.До пояса здесь,а остальноетам". В «Стихах о советском паспорте» главной темой является патриотическая. Также к этой теме можно отнести стих Товарищу Нетте, человеку и пароходу» и «Рассказ товарища Хренова». Важное место в послереволюционном творчестве занимает тема поэта и назначения поэзии (Поэт-рабочий, Разговор с фининспектором о поэзии, Сергею Есенину, Юбилейное). Сам пролетарий в этот период творчества обретает у М. черты пророка и сверхчеловека. Пролетарий-победитель планеты, разносчик новой веры (Мы идем). В стихотворении «Комсомольская» юная армия ленинцев воплощает новую кровь и новое тело. Сверхлюди М. бескомпромиссные. В Оде революции М. четырежды славится и сама благословенная революция и «пьяная толпа» победителей. Одной из наиболее ярких сторон поэтич. Творчества М. была сатира. Грозным смехом назвал М. свои гневные сатирические стихи, т.к. ими он помогал выжигать из нашей жизни разную дрянь и ерунду. Объекты сатиры М. разнообразны: интервенты или убийцы из-за угла, карьеристы-подхалимы, советский помпадур с партийным билетом. Еще в 1921 в стихотворении «О дряни» М. изобразил высунувшееся из-за спины РСФСР мурло мещанина. М. ненавидел мещанство (Любовь, Даешь изячную жизнь, Письмо к любимой Молчанова, Пиво и социализм, Маруся отравилась и др.). Тема сатиры М. развита в его комедиях Клоп и Баня. В клопе изображен Присыпкин , переделавший сфою фамилию в Пьера Скрипкина, ему удается в замороженном виде дожить до грядущего коммунистического общества. Его размораживают и все с удивлением смотрят. Его в качестве экспоната как экземпляр обывателиуса вульгарис вместе с клопом помещают в зоосад. Баня представляет собой сатиру на бюрократизм. Центр. Герой-главначпупс(гл. начальник по управлению согласованием) Победоносиков. Он пытается уехать на машине времени в будущее. Оружия любимейшего род-так называл поэт свой набор сатирических средств. Любимый сатирический прием-крайний гиперболизм (гиперболизированное явление становится фантастическим). М. неподражаем в искусстве шаржа-сатирического подчеркивания, сгущения обличаемых черт (6 монахинь). Важную роль в сатире М. играют лит. Пародии («Хорошо»-использован пушкинский текст-дуэт Татьяны с няней). Спокойной иронией начинаетМ. Историю о начале рабочего дня прозаседавшихся: чуть свет спешат они в учрежденья, чтобы отдаться во власть дел бумажных. В поисках форм агитационного искусства М. обращается к драматургии. Его «Мистерия-буфф-1 революционная пьеса. Используя библейский сюжет о ноевом ковчеге М. в плакатной манере показал борьбу идей, столкновение классов. Жанровая природа пьесы соединяет в себе мистериальность и буффонаду, захватывающую повседневный быт. В поэме 150000000 звучит тема иного бытия:солнцем встает бытие иное. В поэме низвергается закон, право как юридическая ценность бессильно перед простонародьем. Отрицалось христианство, отрицалась традиционная мораль. Поэма «Про это» вызвала отрицат. Оценки критиков, усмотревших в ней неврастеничность , чувствительность, все то, что разрушало образ поэта-лефовца. Парадокс состоял в том, что М. объявивший войну лирике написал лирическую поэму о воскрешении человека безмерной силой любви. М. была написана статья Как делать стихи. В ней говорится о нескольких общих правилах для начала поэтической работы. Обучение поэтич. Работе-изучение способов всякой поэтической работы, изучение производственных навыков. Новизна материала и приема обязательна для поэтического произведения. Работа стихотворца должна вестись ежедневно. Хорошая записная книжка и умение общаться с нею важнее умения писать без ошибок. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить. Чтобы правильно понимать соц. Заказ поэт должен быть в центре дел и событий. Бытовая поэтическая обстановка также влияет на создание поэтического произведения.
|