КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История русской литературы ХХ в.Своеобразие литературы конца XIX – начала ХХ века. Основные особенности. Несостоятельность концепции «кризиса реализма». Писатели-реалисты поколения 1890-х гг. (М.Горький, А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, И.Бунин, Л.Андреев и др.). Особенности неореализма. Периодизация.1890 – 1900- е.-1900-1910-1910-1920.Н. Бердяев назвал это время серебряным веком.А. Ахматова «Золотым веком нас не назовут, а серебряным мы точно будем».М. Цветаева «Мы дети серебряного времени».Особенности:Россия на рубеже веков – ощущения, что 20 век грандиозный. Тревожный. Трагический.Время расцвета русской культуры – музыка, живопись, балет, наука, литература. Особенности русской литературы этого периода:Человек не обусловлен средой. Человек принадлежит самым разным её сферам. Человек принадлежит и старому и новому миру, материальному и духовному, быту и бытия. Рождается новое понятие человека как часть единого, нового, мирового природного целого. Полифоническое единство. Разные типы сознания, самые разные культурные системы.Складывание нескольких типов сознания: реалистический тип, модернистический, символистский и акмеистический, авангардистский (футуризм), романтический или неоромантич..Новое представление о роли художника. О роли писателя, поэта в обществе.Солнечный аргонотизм Андрея Белого, демонические маски Брюсова, желтая кофта Маяковского – все это непременно составная часть искусства серебряного века.Стремление к синтезу искусств.. Соединение людей, воздействие на душу зрителя, читателя. Скрябин соединил музыку, природу, вокал, солнце. 1907 - выст. «Голубая роза» в Москве.Катарсис – возвышение души через трагедию. Искусство подобно религиозному служению. Тащитесь траурные клячи!Актеры, правьте ремесло!Чтобы от истины ходячей, Всем стало больно и светло (Блок).Стремление к объединению.Кафе Бродячая собака, привал комедиантов, дом Волошина в Крыму.Обращение к мировой культуре, связь времен.Реалистическая литература рубежа веков не представляла собой единства. В ней выступали народники, социологи и литераторы, тяготевшие к натуралистическому описательству. «Наступают времена Максима Горького, бодрейшего из бодрых, — писал Л. Андреев в январе 1901 г.Горький стал редактором «Сборников товарищества „Знание“»,. В 19 сборниках, появившихся в 1904–1907 гг., сотрудничали Айзман, Андреев, Бунин, Вересаев, Гарин, Куприн, Серафимович, Скиталец, Телешов, Чехов. Успех «Сборников» был вызван тем, что они объединили крупные таланты, непосредственно откликавшиеся на современные, и прежде всего революционные события, а также появлением на их страницах острых проблемных произведений («Жизнь Василия Фивейского» Андреева, «Поединок» Куприна и др.).Каждый знаньевец обладал индивидуальной манерой письма. Редактор сборников стремился представить в них созвездие разнообразных дарований. В центре внимания писателей оказался человек, который был участником или свидетелем революционных событий и сознание которого революция потрясла, заставив критически взглянуть на действительность.Литература рубежа веков сделала своим главным героем рядового человека, ставя задачу поведать о его страшной судьбе, которая не может в конце концов не вызвать протеста. Человек был поставлен ими перед лицом общества, истории, революции.Образ революционера был для знаньевцев символом нравственной чистоты, стойкости и героического самоотвержения. В образе революционера они выделяли активность как жизненную позицию, любовь к жизни и творчеству. Сила революционеров, изображенных знаньевцами, заключалась не только в их убеждениях, но и в их сплоченности. Знаньевский реализм осознал факт напряженного сопротивления человека социальному злу как проявление объективных законов истории. В связи с этим в одном ряду оказывались такие на первый взгляд несхожие произведения, как «Поединок» и «Мать». В «Поединке» логика движения жизни толкала офицера Ромашова на «поединок» с царской армией, а следовательно, и со всем социальным устройством. Роман «Мать» демонстрировал конкретно-исторические пути созревания политического сознания и сопротивления народа.Большое место в творчестве знаньевцев заняла драма, для которой характерно обнажение социальных конфликтов, изображение классовых столкновений.Особенности неореализма:Главная черта нового реализма – стремление проникнуть в глубинный смысл быстротекущего времени.Соотношение человека с мировым.Стремление создать экстремальную ситуацию, вырвать героя из типичной ситуации. Бунин «Легкое дыхание». Отказ от поисков положительного героя. Они говорят, что такого не существует. Многогранность представлений об идеале. Обновление худ. языка и новые формы письма:- Символизация (образ Дьявола)- Подтекст, который выражается в богатстве ассоциаций, иллюзий.- Открытая исповедальность, лиризм («Антоновские яблоки»). Стремление зашифровать письма. Сгущение изображаемых явлений. - Использование мифов, притчей, архетипов (внимание к непроявленной, оттеночной гамме душевной жизни человека).Стремление приблизить читателя к сотворчеству).
|