Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Законы Ману в Др. Индии




1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой -сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение ин­дийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили рели­гиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и 1Х имеют непосредственное правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие
способы возникновения права собственности

-наследование;

-получение в виде дара или находка;

-покупка;

-завоевание;

-ростовщичество;

-исполнение работы

-получение милостыни;

-давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника.
Запрещалось доказывать право Собственности ссылкой на
добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. В Законах Ману рассматриваются обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договора.

- договор займа;

-договор найма рабочей силы;

-договор аренды земли;

-договор купли-продажи;

-договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон: уста­навливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок он обязан был его отработать.. Допускалось получение долга, с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умерших.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения дого­вора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалование, если же невыполнение работы вызвано болезнью и нанявшийся выздоровев исполнял работу, он мог получить жалование.

Договор купли продажи. Запрещалось продавать вещь плохого качества. Договор можно было расторгнуть в течение 10 дней с момента его подписания. Продавать мог только собственник.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

-формы вины;

-рецидив;

-соучастие;

-тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свиде­тельствует сохранение следующих понятий:

- принцип талиона ("мера за меру");

- ордалии (суд богов);

- принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману:

-государственные преступления;

- преступления против собственности;

-преступления против личности;

-преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против
собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману отно­сили и убийство, и телесные повреждения. Насильника счита­ли худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

-смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре утопление, затравлива­ние собаками и др.);

-для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бри­тье головы;

-членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

- штрафы

- изгнание

-тюремное заключение.

  1. Формы гражданского процесса в Древнем Риме.

В древнейшие времена государство не вмешивалось в отношения между отдельными лицами и поэтому единственным способом осуществления и защиты прав была самозащита: если кто-то не уплатил долг, захватил вещь, то сам потерпевший был вправе силой заставить уплатить долг, вернуть вещь. Элементы самозащиты надолго сохранялись при возникновении споров между гражданами, но уже к началу республиканского периода дела о защите нарушенных прав рассматривались в особом порядке при участии государства. Возник правильный судебный процесс, несущий на себе своеобразные черты. Как уже говорилось выше, основные принципы его были закреплены в законах XII таблиц. Главная особенность этого судопроизводства - деление процесса рассмотрения спора на две стадии: ius (in iure) и iudicio (in iudicium). Это был общий, обычный порядок рассмотрения частного спора: ordo iudiciorum privatorum. Поэтому такой процесс следует называли ординарным. Но ординарный процесс времен республиканского Рима отличался от ординарного процесса периода принципата. Первый осуществлялся действиями, носившими общее обозначение per legis actionum, и потому носил название легисакционный процесс. Второй осуществлялся посредством составления претором условного приказа судье - формулы (per formulae), и потому назывался формулярный процесс. Однако уже в период принципата, наряду с ординарным (обычным) процессом, использовался административный порядок рассмотрения споров в рамках нарождавшейся юрисдикции принцепса. Такой порядок резко отличался от обычного процесса решения дел и поэтому назывался экстаординарным. В период абсолютной монархии экстраординарный процесс полностью и окончательно вытеснил из судебной практики ординарный процесс разрешения споров.

  1. Понятие и виды деликтов, обязательств из деликтов и квазиделиктов в истории римского права.

Виды деликтов:

Деликт или правонарушение было одним из оснований установления обязательства

Субъектом деликта могло быть только физическое лицо. Римское право не признавало возможным как совершение правонарушения юридическим лицом, так и причинение ему ущерба.

При характеристике понятия деликта следует выделить, что это понятие складывалось из трех основных элементов: объективный вред, причиненный противоправными действиями; наличие вины совершившего данные деяния; признание данного действия частноправовым деликтом.

В XII таблицах названы следующие виды деликтов:

• посягательство на личность;

• воровство;

• повреждение или уничтожение чужих вещей.

а. Посягательство на личность (iniuria)

Право различало три степени такого посягательства. Самым тяжким считалось членовредительство, в случае которого квиритское право сохраняло в качестве ответственности право мщения по принципу талиона (Таб. VIII. 2.): "Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое". Иными словами: "око за око, глаз за глаз".

При менее тяжких ранениях месть не допускалась, но была заменена фиксированными штрафами (Таб. VIII. 3.): "Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть уплатит 300 ассов, если рабу - 150 ассов)".

Такое физическое посягательство на личность, которое не сопровождается ранами, но, тем не менее, возбуждает в потерпевшем ощущение униженности, обиды, также преследовалось штрафом (Таб. VIII. 4.): "Если причинит обиду, пусть штраф будет 25."

б. Воровство (furtum)

Похищение чужого имущества признавалось деликтом и приводило к различным юридическим последствиям в зависимости от того, было ли оно открытым (furtum manifestum) или тайным (furtum nec manifestum).

Первое относилось к событиям захвата вора на месте преступления или к случаям, когда вор оказывал вооруженное сопротивление, либо к ночному воровству. При этом правонарушитель мог быть убит.

Последующее изобличение в воровстве посредством обыска и суда; здесь убийство запрещалось. Изобличенный в воровстве обязывался к уплате двойной стоимости похищенной вещи.

в. Повреждение или уничтожение чужих вещей (damnum iniuria datum)

Данный деликт охватывал такие действия, как поджег посевов или скирдованного хлеба, ранение чужого раба, порубка чужих деревьев, повреждение чужих посевов посредством колдовства. За подобные действия устанавливались штрафы различной величины; но поджег и повреждение посевов карались смертью.

В классический период система деликтов квиритского права существенно перерабатывается в практике претора. Главное в этих изменениях: полное устранение элементом мести из области деликтной ответственности и постепенное замещение юридической конструкции штрафа, конструкцией возмещения причиненного вреда.

Помимо этого, преторское право вырабатывает новые виды деликтов: грабеж, угроза, мошенничество.

Римское право не выработало обобщающего понятия квазиделиктных обязательств, относя к ним недозволенные действия, не попадающие под определение деликтов. Перечень таких обязательств может быть весьма обширным.

Например:

1. Ответственность судьи за надлежащее осуществление судопроизводства. Имеется в виду не только принятие судьей неправильного решения (по небрежности или недобросовестности), но и ненадлежащее выполнение им своих функций. Например, неявка в день рассмотрения дела. Судья в этих случаях «делает процесс своим» и несет ответственность перед потерпевшей стороной в полном объеме причиненного ущерба.

2. Ответственность за вылитое и выброшенное. Она наступала при причинении вреда объектам, находящимся на улицах и площадях. Убытки от вещей (а также увечий рабов и животных) возмещались в двойном размере. Размер убытка от увечья свободного человека определял магистрат, а в случае смерти его иск мог быть предъявлен любым и каждым для взыскания штрафа в размере 50 000 сестерциев.

3. Ответственность за поставленное и подвешенное состояла в уплате штрафа

10 000 сестерциев. Соответствующий иск мог предъявить также любой и каждый против хозяина дома, где что-нибудь было поставлено или подвешено так, что могло причинить вред прохожим.

4. Ответственность хозяев судов, содержателей гостиниц и постоялых дворов наступала при причинении имущественного вреда пассажирам и проживающим и выражалась в двойной сумме причиненного ущерба. Причем иск мог быть предъявлен и к непосредственному причинителю вреда – слуге, и к хозяину судна или содержателю гостиницы.

  1. Инквизиционный уголовный процесс по «Каролине» 1532 г.

В Каролине сосредоточились принципы уголовного права и уголовного процесса. Вводились такие понятия, как вина, умысел и неосторожность, исключающие, смягчающие, отягчающие обстоятельства, покушение, соучастие. В Каролине выделялись однородные группы преступлений. Установленные к каждой группе наказания должны были устрашить население: смерть, членовредительство, истязание, изгнание, выставление у позорного столба. В уголовном процессе расширяется перечень доказательств. Разбирательство проводится в форме инквизиционного процесса, включающего дознание, расследование, особенностью процесса был допрос под пыткой. Судебное заседание проводилось в так называемый судный день.

  1. Феодальное уголовное право по «Каролине» 1532 г.

«Каролина» внесла важный вклад в создание общегерманских принципов уголовного права. Она получила свое название в честь римского императора Карла V (1519-1555).

Изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 году) «Каролина» содержала некоторые общие принципы уголовного права, значительный перечень преступлений и наказаний и провозглашала верховенство имперского права над правом отдельных земель, являясь единым сводом законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи.

Несмотря на сохранение для местных феодалов их «исконных и справедливых обычаев» «Каролина» объявила уничтоженными старые «неразумные» обычаи старого германского феодального права, узаконенные в интересах дворянства.

Эти изменения были вызваны интересами развивающихся товарных отношений.

«Каролина» не может считаться чисто германским правовым памятником. Она так много заимствует из других источников, не говоря уже о многочисленных ее отсылках к римскому праву, реципированному в Германии, что называется порой не без оснований «немецким учебником итальянского уголовного права».

«Каролина» не содержала четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права. Уголовное право в ней стоит по объему на втором месте. Ему посвящено более ста статей. В отличие от более поздних кодексов «Каролина» не имеет систематического деления на части или главы, но некоторые группы статей были объединены по сходству содержания особыми подзаголовками. («О судьях», «О допросе», «Наказание колдовства»)

«Каролина» лишь перечисляла составы преступления, располагая в более или менее однородные группы, но не классифицировала их. Она предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира, бунт против властей); против личности (убийство, отравление, клевета, самоубийство преступника); против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение); против религии (богохульство, колдовство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монет, документов, мер и весов, объектов торговли); против нравственности (кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружеской верности, сводничество, похищение женщин и девушек).

В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия уголовного права: умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Однако эти понятия не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний.

Ответственность за совершение преступления наступала, как правило, при наличии вины – умысла или неосторожности. Феодальное уголовное право Германии, в то же время, нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица («объективное вменение»). Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека.

К смягчающим обстоятельствам, предусмотренным «Каролиной», относились отсутствие умысла (неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность), совершение преступления в запальчивости и гневе. Смягчающими обстоятельствами при краже считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и «прямая голодная нужда».

Отягчающие вину обстоятельства были гораздо более многочисленными: публичный, дерзкий, злонамеренный и кощунственный характер преступления, рецидив, крупные размеры ущерба, «дурная слава» преступника, совершение преступления группой лиц, против собственного господина и тому подобное.

В судебнике различаются отдельные стадии совершения преступления. Покушение на преступление рассматривается как умышленное деяние, неудавшееся вопреки воле преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление. При рассмотрении соучастия чаще всего упоминается пособничество. Законоведы того времени различали три вида пособничества: помощь до совершения преступления; на месте преступления (совиновничество); после его совершения. От «корыстного сообщничества», в последнем случае, отличалось «укрывательство из сострадания», влекущее более мягкое наказание.

Несмотря на имеющееся в преамбуле «Каролины» утверждение о равном правосудии для «бедных и богатых», во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего лица. Так, при определении наказания за кражу судье предписывалось учитывать стоимость украденного и другие обстоятельства, но «в еще большей степени должно учитывать звание и положение лица, которое совершило кражу» предусматривалось, что знатное лицо могло быть подвергнуто за кражу не уголовному, а «гражданско-правовому наказанию».

В ином положении находились малоимущие и лица незнатного происхождения. Правда, совершение незначительной кражи плодов днем и «по прямой голодной нужде» также могло повлечь только имущественную ответственность. В иных случаях за кражу урожая, рыбы, леса, особенно в ночное время, полагались телесные или иные наказания по усмотрению судей и по местным обычаям. Особенно сурово и незамедлительно предписывалось карать подозрительных нищих и бродяг как «опасных для страны насильников».

Право судей назначать наказания по своему усмотрению было ограничено в «Каролине» лишь формальным указанием на верховенство императорского права при определении высшего предела наказания. Судьи могли назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычая, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов.

Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики — устрашением. Это в значительной мере являлось реакцией на события Крестьянской войны 1524 - 1525 годов. Карательные меры отличались жестокостью. Основными видами наказания были: смертная казнь (колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр.); членовредительские наказания (урезание языка, ушей вырывание языка, отсечение руки и тому т.п.); телесные наказания (сечение розгами); позорящие наказания (лишение прав, выставление у позорного столба в железном ошейнике, клеймение); изгнание; тюремное заключение; возмещение вреда и штраф.

Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за большое количество преступлений. Телесные и членовредительские наказания могли применяться за обман и кражу. Смертная казнь и телесные наказания производились публично.

Тюремные заключения, изгнания и позорящие наказания чаще применялись как дополнительные. К ним относились также конфискация имущества, терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни. При лишение чести осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние.

«Злонамеренных и способных на дальнейшие преступные действия» лиц предписывалось заключать в тюрьму на неопределенный срок.

  1. Салическая правда.

«Салический закон» - самый древний памятник обычного права салических франков, первая кодификация их обычаев, правовой источник Франкского государства эпохи Меровингов. Он был составлен, по-видимому, при правлении Хлодвига в конце 5- начале 6 века и редактировался его последователями. Одна из характерных черт заключается в том, что преступника наказывали с учетом особенностей обычаев этнической группы, к которой он принадлежал (за одно и то же свершенное деяние преступники несли разные наказания).

Судебник - важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен.

«С.п.» делилась на титулы (главы), а каждый титул - на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи. Встречались в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. п.

В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». (Для иллюстрации: «Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, платит 100 солидов, но если рука еще висит, то лишь 63 солида).

Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «С.п.» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр. Также подробно рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «С.п.» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада, за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

Крестьянин имел свой участок земли. На время пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Верховные права общины (но уже не родовой, а соседской) на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю. Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».

Одновременно в деревне жили и чужаки - переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой (против которой нельзя было протестовать). «С.п.» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. При наличии хотя бы одного человека, который выступил против, чужак в данной деревне поселиться не мог. «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.»

«С.п.» не сообщает прямо о существовании крупных поместий, но судя по отдельным данным поместья существовали рядом со свободной франкской общиной. Крупными землевладельцами были сам король, его дружинники, высшее духовенство и римские землевладельцы, частично сохранившие свои владения, и «близкие» к королевскому двору. Тем не менее, основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк - полноправный член сельской общины, свободный земледелец.

Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «С.п.» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу.

Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

Титул «О горсти земли» сообщает об ответственности за убийство. Если кто лишит жизни человека, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом … он должен прыгнуть через плетень, и три родственника по матери должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать … те, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.»

За убийство свободного франкского крестьянина «С.п.» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере. За человека, находившегося на службе у короля, выплачивался тройной вергельд - 600 с. Вергельд за жизнь графа или королевского дружинника утраивался (доходил до 1800 с.), если убийство было совершено в то время, когда убитый находился на королевской службе, например во время похода. Жизнь священника, охранялась тройным вергельдом (в 600 с.), епископа - 900 с.. Высокими штрафами карались ограбления и сожжения церквей и часовен. Особый слой во Франкском королевстве составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного и вольноотпущенного платился половинный вергельд - 100 с., за убийство раба определялся не вергельд, а штраф.

Франки славились чистотой семейных отношений. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и ее мужу. Выходя за раба, она сама делалась рабой. У франков был символический обычай: если женщина хотела выйти за раба, ее призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи. Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабой.

Брак у германцев совершался куплей: молодой человек отправлялся к отцу, брату или опекунам невесты и покупал ее. Цены были значительными: у алеманов платили, например, от 300 до 400 шиллингов, а за один шиллинг можно было купить годовалого быка; разумеется, были сделки и гораздо дешевле. Эта сумма отдавалась жене после смерти мужа. Впрочем, она никогда не была полновластной хозяйкой, ибо даже после смерти мужа находилась под властью сыновей. Самый обряд брака имел символическое значение: у невесты обрезали длинную косу в знак поступления в рабство; жених надевал ей на руку кольцо - звено той цепи, которой она с ним связывалась; на ногу он надевал ей башмак - знак, что она должна будет ходить по его стопам. Когда она входила в дом мужа, над ней держали меч - символ охраны мужа и строгого наказания в случае проступка; на пороге дома ей подавали связку ключей - с этого момента на ней лежали все хозяйственные заботы.

  1. Источники феодального права.

На первых стадиях развития феодального государства Ф.п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемым партикуляризмом (т.е. местными особенностями), особенно это отразилось на образовании единой правовой системы в странах Западной Европы. Это было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей, единой государственной воли. Общей чертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов. Закон в период феодальной раздробленности играл крайне незначительную роль.

Основным и важнейшим источником европейского раннефеодального права был главным образом обычай (часто выражавшийся в устной форме), являющиеся продуктом народного творчества и основывающиеся на таких понятиях как честь, клятва, возмездие, примирение и его. Правовые обычаи органично интегрировались в феодальные отношения как соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, отдельных лиц, городских общин. Примером могут служить: «Салическая правда» (наиболее ранний свод обычаев франков), «Обычаи Барселоны» (1068), «Обычаи феодов» Умберто де Орто, а в более поздние периоды «Саксонское зеркало» в Германии, «Кутюмы Бовези» во Франции и др.

Важную роль играло также городское право, (особенно в Германии) базировавшееся на практике городских судов. По сути, оно не являлось феодальным, но письменно фиксировало положения королевских и сеньориальных хартий пожалованных городу. Наиболее известными стали две «семьи» городского права в Германии – магдебургского и любекского. Право города Магдебурга оказало влияние и на соседние государства: Польшу, Литву.

Большое значение имела и судебная практика. В Англии на ее почве выросла особая система права - общее право. Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права с помощью королевской канцелярии. С середины 13 века сведения о наиболее важных судебных делах стали излагаться в официальных отчетах – «Ежегодниках». В месте с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента

Самостоятельную ветвь европейского Ф.п. составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности христианской церкви (до и после раскола), но вместе с тем содержало ряд положений гражданского права, особенно в области семейных отношений, а также наследования, договорных отношений и уголовного процесса. Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния святых Апостолов, Послания к римлянам и др.), в качестве вспомогательного источника канонического права выступал также церковный обычай.

Одним из наиболее значительных и уникальных явлений правовой жизни западной Европы в средние века стала рецепция римского права, т.е. его усвоение и восприятие средневековым обществом. Оно сохранилось в основном на юге Европы у испано-романского и галло-романского населения. Однако со временем собственно римские юридические тексты выходят из употребления, а им на смену приходит упрощенное и вавраризированное право, которое по приказам королей объединялось в специальные кодексы и носило статус имперского или общего права («школа римского права» во Франции, «трансляция империи» в Германии и др.)

Развитие экономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость унификации Ф.п. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов (королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источники Ф.п. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, например, свод "Каролина" 1532 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве, ордонансы королей во Франции и др.)

В восточных феодальных обществах предписания религиозно-правового характера, традиции и этические учения являлись гораздо более важным регулятором общественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах. Особенно это касалось Японии и Китая, где все законодательство ограничивалось немногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права.

28. Феодальное право собственности на землю – особенности и виды.

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Феодальный порядок характеризуется слиянием понятия собственности на землю с верховной властью (суверенитетом) , владелец земли обладает всеми или частью тех прав которые составляют верховную власть ,принадлежащую в настоящие время государству.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли сущность общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1) ее сословный характер; 2) ограничение права распоряжаться землей. Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального общества.

Типичной формой феодального государства была монархия

Другой важной чертой феодального общества, или феодального строя, которая существенно отличает феодализм и от рабовладения, и от капитализма, является сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, т.е. крестьян, которым феодалы на разных условиях раздавали в держание землю.
Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными собственниками

В редких случаях феодалы давали крестьянам землю как бы в наследственное держание, т.е. земля могла переходить от отца к сыну. Но даже наследственная форма держания не делала землю собственностью крестьянина. Она оставалось собственностью феодала.

Эксплуатация крестьянства во всей своей полной форме осуществлялась в высшей форме феодального землевладения — вотчине. Она была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. В феодальном обществе рента выступала в трех видах:
1) барщина, или отработочная рента;
2) продуктовая рента, или натуральный оброк;
3) денежная рента, или денежный оброк.

  1. Правовое положение населения в эпоху феодализма в западной Европе (Англии)

Духовенство распадалось на высшее и низшее. Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Епископы и архиепископы входили в состав верхней палаты в качестве пэров. Однако выступали больше ни как представители духовенства , а как вассалы короля. Им принадлежали большие земельные владения . Во внутренней жизни они руководствовались – каноническим правом. Духовные лица за совершенные ими преступления были изъяты из светской подсудности , в связи с этим они наказывались легче чем светские. В противоположность французскому духовенству, английское не было освобождено от платежей налога государству. Дворянствоне имело привилегий обособляющих его от остального населения. Как правило, в Англии существовал переход дворянского достоинства лишь к старшему сыну, остальные дети становились обыкновенными свободными гражданами. Дворянство уплачивало налоги, наравне с другими свободными гражданами и было подсудно одинаковыми с ними судам. Высшее титульное дворянство пользовалось некоторыми привилегиями как члены верхней палаты королевского совета ( не могли быть подвергнуты личному задержанию за долги). Низшее дворянство носило наименование рыцарей. Вес Английского дворянства был велик, в его руках сосредотачивались большие земельные владения, переходившие по наследству старшему сыну. Горожане.Основным занятием городского населения были торговли и промыслы, хотя не редко велось сельское хозяйство. Сельское население. Значительная часть сельского населения была вилланами (рабы, лица ранее свободные, но попавшие по тем или иным причинам в зависимость от помещика), они рассматривались как свободные в отношении всякого лица за исключением их помещиков. Они могли вести тяжбы с третьими лицами, несли уголовную ответственность за правонарушениями. Вилланы были прикреплены к участкам земли, которые они обрабатывали и не могли оставить без согласия помещика. Вилланы не могли предъявлять иски своим помещикам. Вилланы несли повинность в пользу помещика и уплачивали различные сборы (уплата выкупа за выдачу замуж дочери). Барщина (натуральная повинность), повинности в денежной форме. Свободные крестьяне (сокмены- свободные владельцы земельных держаний, подчинявшиеся юрисдикцией помещика). Они были освобождены от несения повинности связанных с военной службой, взамен этого они выплачивали денежные сборы. Они могли распоряжаться, отчуждать, передавать по наследству свои держания. Споры с помещиками рассматривались королевским судом. Выделялись зажиточные верхушка (йомены). Представители этой верхушки занимались промыслами и торговлей, снимали в аренду земельные владения помещиков.

Франция – Духовенствосчиталось первым сословием в государстве, оно занимало особое положение в отношении населения повинностей и уплаты налогов, отбывание военной службы. Имущество духовных лиц привлекалось к обложению лишь в исключительных случаях. В пользу духовенства были установлены специальные налоги ( десятина) которые взимались с урожая , приплода скота и т.д. Правоспособность духовных лиц была ограничена : они не могли вступать в брак, монашествующие не могли приобретать имущество как по завещанию , так и по закону., завещать свое имущество. ДворянствоЗвание дворянина было наследованным ( по мужской линии ), могло быть пожаловано королем за оказанные услуги , иногда приобреталось с занятием той или иной должности. Дворяне были освобождены от ряда налогов и повинностей . Они пользовались исключительным правом охоты. Им был открыт доступ к ряду должностей- военных и духовных . В случаи совершения преступления они подлежали суду равных. Дворянство распределялось на титулованную аристократию и низшие дворянство. Ко времени Французской революции (1789 г) территория дворян составляла 1/5 всей территории Франции. Горожанегорода делили на 2 основные категории : пользовавшиеся правами самоуправления (коммуны) и управляющиеся чиновниками сеньора. Первые пользовались политическими правами : они избирали своих должностных лиц , имели права контроля над их действиями , были свободны отнесения ряда повинностей и налогов. Горожане были лично свободны ,обладали собственностью .

Крестьянебольшинство сельского населения находилось в состоянии личной не свободы (серважа) Крестьяне были прикреплены к занимаемым ими земельным участкам . Среди сервов различали две категории : 1.персональных прикрепленных к занимаемым ими земельных участков. 2. Реальных которые становились свободными как только они оставляли свой земельный участок. Отличительным признаком серважа было след: произвольный объем барщины , выплачивали выкуп за брак , серв был не в праве совершать сделки с участком . При смерти серва ( если у него нет детей ) помещик наследовал его имущество. В случаи бегства серва помещик имел право преследовать его и возвращать на место. Виланы были свободны от произвольной барщины и оброка, брачного выкупа. Германия. Дворянствосложилось из ряда общественных групп. Различали на верхний слой ( аристократия) и низшее дворянство которое состояло в большей части из министериалов. Они были подвластны своим господам в качестве слуг неся наряду с обычной службой и военную. Звание министериала было наследственно .

Главную часть населения составлял пришлый элемент .Переселенцы которых привлекали к себе расцветающие города, были как свободные так инее свободные. Верхние слои населения состояли из купечества , сливавшегося с земельными собственниками. Эти слои образовывали патрициат. Первоначально все управление сосредотачивалось в их руках. Главным органом управления был городской совет имевший и судебную власть. В дальнейшем появится должность бургомистра. Следующую ступень составляли ремесленники , низшую ступень занимали плебейские массы : ремесленные подмастерья, поденщики и малоимущие. В германии существовала значительная прослойка мелкого рыцарств, которое было подчинена императору и находилось в тяжелом экономическом положении . Крестьянство распадалось на 2 основных разряда : свободные и несвободные . Эти разряды делились на более мелкие . Свободные крестьяне владели занимаемой ими землею или как ее собственники , или же уплачивали за нее чинш.. Несвободные делились на « зависимых по земле» и « лично зависимых». Первые были прикреплены к земле , которую они занимали наследственно, неся за пользование землей различные повинности. Крестьяне зависимые по земле могли быть отчуждаемы вместе со своими дворами. Они не пользовались правом перехода Брак заключался только с согласия помещика. Лично зависимые (холопы) должны были отбывать повинности , размер которых не был определен. Они получали содержание от помещика. Иногда выделялись земельные наделы , тогда они превращались в зависимых от земли. Иногда помещик отпускал в город для занятия ремеслом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты