Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Административно-управленческий аппарат.




Уде царевича Джучи был выделен еще при жизни Чингисхана. В дальнейшем, после расширения за счет завоеванных земель, он был разделен между сыновьями Джучи на Улусы. У него было14 сыновей, поэтому полагалось, что Внутри Улуса Джучи было 14 уделов. Страной правили улусные предводители, адланы, султаны из царевичей джучидов, во главе с официально избранным на Курултае ханом. Следует отметить, что эти представитель правителей являлись и военными и гражданскими вождями одновременно. Своеобразным продолжением этих высших управленцев были основные члены семьи правящего хана, хатуны – жены. Адланы и султаны, как сыновья, так и дочери его. Тюркское слово «адлан» - дитя, сын, обозначало первоначально как термин принца-чингизида. Позднее в 15-16 веках , означает служилое дворянство и его вытесняет арабское слово «султан», обозначавшее сначала государь, потом «принцы крови». Под общей вершиной социально-политической пирамиды, представленной ханом и его родственниками находился собственный управленческий аппарат .Он состоял из высших чиновников, среди членов совета особым влиянием пользовались четыре советника , карачи. Кроме карачи существовали титулы амир и мирза. Вазир возможно избирался из числа четырех карачи. Мирза-являлся не титулом, а означал феодально-аристократическое сослоловие, боярство, дворянство. Кроме этого встречаются такие титулы как тугбеги, кушбеги, кошунбеги. Категории высших чиновников – управленцев на раннем этапе истории Улуса Джучи относился баскак. Организовывал перепись населения, сбор налогов и набор рекрутов. На что население покоренных княжеств отвечало бунтом и восстаниями. Баскаков не было на территории, непосредственно принадлежавши Золдотой Орде. Они были лишь в Южной Руси, а в конце 13 в, сведения о них исчезают вообще. Были еще представители более низких рангов, это те люди, которые не обладают правами административно распоряжаться по всем проблемам. Обязаны были исполнять указания, предписания монарха и соблюдать существующие правопорядки по отдельным конкретным вопросам. Наиболее влиятельным среди таких чинов, особенно на начальном этапе был витебчи – писец, принимавший активное участие, в осуществлении переписи населения на Руси. Значительными по влиянию чиновниками-исполнителями, были лица, носившие титулы «Букал» ,туткал, чири и другие. Были так же другие чины, сюбаши, анбачи.

12«Население Улуса Джучи»
Во всех исследованиях, боле-менее подробно освещающих историю улуса-джучи, авторы освещают многоэтничность это государства. И признают многоэтниченость его населения. Анализ письменных документов подтверждает роль тюркского языка в сфере административного управления. Оставшиеся в Восточной Европе монголы на протяжении нескольких поколений подвергались ассимиляции в тюркоязычной среде дашыткыпчак. Учтем так же то, что монголы в тюркской и мусульманской среде, равно как и в Китае именовались татарами. Это обозначение монголов появилось не только в Азии и на востоке, но и на Руси, в Западной Европе вопреки тому, что сами монголы себя так не называли. Судя по анализу письменных источников можно сказать, что их верхушка предпочитала называть себя монголы. Нужно отметить большую роль уйгуров, которые проживали на территории ЗО. Начало XIII века, когда монголы познакомились с уйгурской культурой, она уж существовала около четырех с половиной веков и продолжала развиваться даже после падения уйгур государства. Известно, что именно у средневековых уйгуров монголы узнали секреты письменности, это подтверждают персидские летописцы. По приказу Чингисхана был создан на базе средневекового уйгурского алфавита язык монголов. Были среди уйгуров, служащих монголам, врачи и лекари. Велика была роль уйгуров в системе управления, созданной монголами в завоеванных странах. Уйгуры так же сыграли определенную роль в истории культуры ЗО, свидетельством чего являются находки в городищах ЗОх поселений в Поволжье монголо-уйгурских рукописей на бересте. Как сообщают арабские источники, дипломатические посланники первых ханов ЗО, султан мамлюкского государства составлялись под уйгурским письмом. Уйгурская письменность и после принятия ислама в ЗО… Уйгуры, наряду с другими народами жили в ЗО, во всяком случае до 1313 года. Кроме них проживало в орде и русское население. По письменным источникам известно, что монголы брали и уводили в плен множество жителей покоренных стран. Особенно много сведений о захвате русских из летописей. Большую часть жителей улуса составляли пленники. Это бесплатная была рабочая сила, которая использовалась для строительства городов, ремесел в войне и на продажу. Среди рабов ценились умелые ремесленники. Некоторые из них достигали высокого положения. В рабство впадали и должники, неплательщики дани или долгов. Излишки рабов монголы продавали, что приносило очень большие доходы. Крупный рынок рабов был в Булгарии и вероятно в больших городах Поволжья, и вероятно, в Крыму и на Северном Кавказе. Кроме рабов в ЗО находились русские князья. Они были вынуждены являться в орду с начала ига. Веротерпимость завоевателей отмечалась всеми современниками. Будучи язычниками на начальном этапе ЗО, ее правители оказывали покровительство всем конфессиям. Ханские ярлыки, выдаваемые русским митрополитам, освобождали, согласно ясе Чингисхана, духовенство от всех поборов и повинностей. Освобождалось оно и от воинской повинности. Благодаря этим привилегиям, русское духовенство с первых лет становления ига проникало в среду монголов. Усилия церкви по укреплению связей с ханской властью увенчались успехом. В 1261 году при Берке, принявшем ислам, была учреждена православная епископия. Первым Сарайским епископом стал Митрофан.
Причины возникновения православной епископии в ЗО: Увеличивалось русское население на территории ЗО, это были не только рабы, но и князья со свитами, купцы, посольство, проводившее здесь иногда годы. Церковь стремилась сохранить всех русских в своем лоне. Кроем того, духовные власти Руси надеялись через сарайскую епископию как-то влиять на политику ханов в отношении русских княжеств, но и у ханов были свои расчеты, с помощью сарайских епископов укрепить связи с Византией. Таким образом, и ханы, и русские митрополиты использовали сарай епископов для отношений с духовными и светскими властями ЗО. Укрепив себя в орде, русская церковь смогла в какой-то мере противостоять католическому влиянию. В 1315 катлики тоже появились в орде, первым епископом стал… кроме церковников, живущих в городах, упоминаются и другие лица посещавшие ЗО при разных обстоятельствах. Каждый митрополит должен идти к хану за ярлыком….

Некоторых ЗОв священники склоняли принять православие, крестились знатные татарки. Крестились и татары, перешедшие на Русь на службу к русским князьям. Вероятно, православные церкви и часовни появились со времен Берке хана во всех городах ЗО, где было русское население. Многочисленные находки крестиков и икон говорят о том, что большинство русских жителей продолжали придерживаться своей религии. В определенной степени, вследствие монгольских завоеваний и образованием единой монгольской империи стало широкое расселение иудейских общин в основных городах и торговых пунктах. После монгольских завоеваний произошли значительные перемены, связи с переселением людей с запада на восток и наоборот. Еврейские общины были вовлечены в эти миграционные процесс. Это неудивительно, поскольку в отличие от большинства Европейских стран, где на евреев смотрели злобно, называя чернокнижниками и проч., в полиэтничных городах ЗО и население и, правящая элита потомков Чингисхана, строго придерживались выполнения требований ясы о терпимости представителей разных вероисповеданий, отношение их было относительно лояльно. Довольно значительна была роль иудеев в политике на Руси, связано это с тем, что ханы ЗО стали привлекать евреев на службу, поручая им вместе с мусульманами, служившими монгольским ханам, роль баскаков – это еще более усиливало ненависть к мусульманским и еврейским общинам. И во время антиордынских восстаний это вымещалось на всех мусульманах и евреях. Уже в первой половине XII века, когда монголы уст свою власть на Руси, киевские князья с их разрешения приглашали селится евреев в Киеве. В 15 веке во времена начала распада ЗО русские летописи упоминают о евреях в Киеве, обладающих значительным имуществом. После распада Улуса Джучи еврейское население сдвигается в районы более спокойные, города и места южных приграничных областей Польши, Литвы, Крыма. Кроме евреев в ЗО были и армяне. На северных рубежах ЗО, например, в Булгаре, была община армян.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты