КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и общая характеристика международного правосудия
Международное правосудие имеет интересную историю. Его современное состояние характеризуется следующими положениями.
В соответствии со ст. 33 Устава ООН арбитраж, судебное разбирательство используются государствами в числе мирных средств решения межгосударственных споров.
Судебные процедуры применяются и в других ситуациях — при толковании сложных международно-правовых проблем, обеспечении международных стандартов прав и свобод человека, включая рассмотрение индивидуальных обращений, а также при осуществлении уголовного преследования лиц, совершающих международные преступления.
К настоящему времени сложились и функционируют следующие судебные учреждения:
1. Международный Суд Организации Объединенных Наций,
2. Международный третейский суд,
3. Международный трибунал по морскому праву,
4. Суд Европейского Сообщества (Суд ЕС),
5. Экономический суд Содружества Независимых Государств,
6. Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Европы),
7. Межамериканский Суд по правам человека,
8. Международный трибунал по бывшей Югославии,
9. Международный трибунал по Руанде.
В обозримом будущем предполагается создание Международного уголовного суда, Статут которого принят 17 июля 1998 г. на конференции в Риме и подписан многими государствами, в том числе Российской Федерацией.
Названные учреждения можно классифицировать по трем основаниям.
1. По субъектно-пространственной сфере — универсальные, охватывающие международное сообщество в целом (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и региональные (Суд Европейского Сообщества, Экономический суд СНГ).
2. По предметному содержанию — общей юрисдикции (Международный Суд ООН, Суд Европейского Сообщества) и специальной юрисдикции (Международный трибунал по морскому праву, Европейский Суд по правам человека, Международный уголовный суд).
3. По субъектно- юрисдикционным ориентирам — для разрешения межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ), для рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений лиц (Европейский Суд по
правам человека), для уголовного преследования лиц, совершивших международные преступления (Международный уголовный суд).
Следует иметь в виду, что в прошлом существовали такие судебные учреждения, как Постоянная палата международного правосудия (1922—1940 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками (Нюрнбергский трибунал, 1945—1946 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками (Токийский трибунал, 1946—1948 гг.).
Завершается разработка учредительных документов, на базе которых предполагается создать новый судебный орган — Международный уголовный суд.
Правовой основой организации и деятельности международных судебных учреждений являются, как правило, договорные акты в форме конвенций или уставов (статутов). Несколько примеров:
Международный Суд ООН — Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда ООН, образующий неотъемлемую часть Устава;
Международный трибунал по морскому праву — Конвенция ООН по морскому праву, включающая в себя в виде приложения VI Статут Трибунала;
Европейский Суд по правам человека — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (в новой редакции, сформулированной Протоколом № 11 к Конвенции).
Договорные акты для подобных целей применялись и в прошлом. Так, Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками имел в качестве учредительных актов Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. и приложенный к нему Устав Международного военного трибунала. В настоящее время появились внедоговорные варианты учредительных документов. Ныне действующие международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновременно были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.
К процедуре судебного разбирательства — в зависимости от компетенции и статуса судебного учреждения — могут обращаться государства, международные межправительственные организации, юридические лица, международные неправительственные организации, индивиды, группы лиц.
Постановления (решения) международных судебных учреждений обязательны, как правило, для участвующих в деле сторон и относятся к рассмотренному спору (ст. 94 Устава ООН, ст. 59 Статута Международного Суда, ст. 33 Статута Международного трибунала по морскому праву, ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — применительно к Европейскому Суду по правам человека).
Такое понимание актов международных судебных учреждений свойственно российскому законодательству. Как сказано в ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и в ст. 13 ГПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 г.) обязательность на территории Российской
Федерации постановлений (актов) международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ.
Современное состояние правового регулирования и реального юридического значения многих актов международных судебных учреждений обусловливает постановку вопроса о международном судебном прецеденте.
Международный Суд ООН
Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций. Его предшественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.
Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы:
I — Организация Суда;
II — Компетенция Суда;
III — Судопроизводство;
IV — Консультативные заключения.
Согласно ст. 93 Устава, все члены Организации являются ipso facto (в силу членства) участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других государств, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Таков, например, статус Швейцарии.
Если участниками Статута как международно-правового акта являются государства, то членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на, высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута). При этом, как сказано в ст. 9, "весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.
Суд состоит из 15 Членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства.
Российская Федерация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов.
Срок полномочий члена Суда — девять лет, но возможно переизбрание. Он не
может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям.
Суд избирает председателя и вице-председателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.
В соответствии со ст. 19 Статута члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.
Суд является постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в девять судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После избрания 6 февраля 1946 г. первых
членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года. За 50 лет своей деятельности (данные по 1996 г. включительно) Суд рассмотрел 97 дел: 75 споров и 22 консультативных заключения; во всех делах вынесено 61 решение.
Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.
Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.
Судопроизводство состоит из двух элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.
Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция Суда — разрешение споров между государствами.
Согласно ст. 36 Статута к ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему государствами как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В международных договорах получили распространение специальные нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договорных положений. В качестве примера сошлемся на положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации: любой спор между государствами-участниками, который не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из 5 сторон в споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.
От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались оговорки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора Международному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обязательность юрисдикции Международного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Применительно к ряду конвенций подобные оговорки сохраняются (такова, например, оговорка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве международных договоров в связи с текстом ст. 66 этой Конвенции).
При рассмотрении межгосударственных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства — участники Статута Суда, включая Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (ч. 2 ст. 36), признаваемое государствами, сделавшими по этому поводу специальные заявления. В таких случаях для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.
Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:
1. Международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
2.Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сторон, разрешать дела ex aequo et bono (по справедливости и добросовестности).
Здесь названы не только традиционные источники международного права, но и категории, способствующие их применению (не случайно пояснение: "в качестве вспомогательного средства").
Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Эта норма ст. 59 Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.
Международный Суд рассмотрел несколько десятков межгосударственных споров. Можно назвать такие юридически сложные дела,
-как жалоба Никарагуа против Соединенных Штатов Америки относительно минирования портов и иных противоправных действий;
-спор между ФРГ, Нидерландами и Данией о делимитации участков континентального шельфа Северного моря;
-спор между Ираном и США относительно нефтяных платформ;
-дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора;
-ряд интересных споров относительно территориальных разграничений и о рыболовной юрисдикции.
Одно из последних дел касалось проекта строительства гидроузла на Дунае (спор Венгрии и Словакии). Его рассмотрение началось в 1993 г. и завершилось решением от 25 сентября 1997 г. Суд признал обе стороны ответственными за нарушение международных обязательств по двустороннему соглашению 1977 г. и призвал провести переговоры с целью достижения целей соглашения.
Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.
8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным темам:
1. Относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (по запросу ВОЗ);
2. Относительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН).
На первый запрос Суд отказался ответить в связи с отсутствием у Всемирной организации здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме. Консультативное заключение по запросу Генеральной Ассамблеи ООН содержало лишенный категоричности ответ. По мнению всех судей, ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет какого-либо определенного санкционирования угрозы или применения ядерного оружия. Не столь единодушным оказалось суждение о том, что ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет исчерпывающего и универсального запрещения угрозы или использования ядерного оружия как такового. Вместе с тем Суд единогласно признал неправомерными угрозу или применение силы посредством ядерного оружия в противоречие с § 4 ст. 2 Устава ООН и в нарушение требований ст. 51.
|
|