КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение буддизма. Исторические сведения и легенды о Будде.Буддизм — одна из наиболее древних «великих религий» мира, она сформировалась на несколько веков раньше христианства и на тысячу лет раньше ислама. Как и многие восточные религии, буддизм не имеет жесткого канона, хотя его структура более определена, чем, скажем, в индуизме.В процессе истории буддизм распространялся по всему Востоку, очень пластично приспосабливаясь к культурным и историческим традициям новой страны. Поэтому версии буддизма, например, в Индии и в Японии сильно отличаются. Исторически буддизм возник в Индии, однако, как мы уже говорили, в современную эпоху в самой Индии буддизм не доминирует, зато он стал важнейшей религией стран Дальнего Востока. В России буддизм также весьма распространен. Он является традиционной религией бурятов, тувинцев и калмыков.Название «буддизм» связано с именем, точнее, с титулом основателя этой религией — Буддой. Строго говоря, Будда не имя, в буквальном переводе это означает «познавший истину, просветленный». Индивидуальное имя будущего основателя религии было Сиддхартха, родовое (что-то наподобие фамилии в русской традиции) — Гаутама. Известное сочетание, ассоциирующееся с именем буддийского Бога — Будда Шакьямуни, — требует комментариев. Во-первых, как уже говорилось, это не имя, а указание — «мудрец (просветленный) из племени шакьев», а во-вторых, в ортодоксальном буддизме, особенно в ранний период, Будда не почитался как Бог, он даже не пророк Бога, он мудрец, понявший мир и указавший людям путь к спасению. Бога как такового ранний буддизм вообще не знал, обожествлялся сам миропорядок, но не фигура Создателя. Сведения о реальной жизни Будды очень скудны. Исследователи признают историчность личности Будды, однако факты и многочисленные легенды переплелись настолько, что отделить одно от другого очень сложно. Достоверно не известны не только годы его жизни, но даже век. По наиболее консервативной традиции, Будда жил в VII—VI вв. до нашей эры, по наиболее принятой в науке версии — в VI—V вв. Однако некоторые исследователи буддизма склоняются к IV в. до нашей эры.Биография Будды мифологизирована в такой степени, что фактически превратилась в легенду. Будда родился в семье царя Шуддходаны и его жены Майи. Судя по всему, он рано осиротел, потеряв мать. По одному из более поздних мифов, мать сама ушла на небо, чтобы не умереть от восхищения сыном. Складывавшаяся мифология, естественно, стремилась каждый факт жизни Будды связать с сакральными знамениями. Считается, что он родился с признаками исключительной личности, что в небе было сияние и на землю сыпались цветы, что оракулы предсказали великую судьбу мальчику, что отец, боявшийся разлуки с сыном, хранил его от внешнего мира, но судьба все равно оказалась сильнее и т.д. Существует огромное число легенд о детстве Будды, частично дополняющих друг друга, а порой и противоречивых.Общепризнан в буддизме тот факт, что молодой принц, окруженный роскошью и беззаботностью, стал покидать дворец и с ужасом увидел, что жизнь полна страданий, болезней, а молодость не вечна.Пытаясь найти способ борьбы с мировым злом, Будда ушел странствовать, культивировал жесткую аскезу и страдания (характерные для раннеиндийских монахов-отшельников), но убедился, что и на этом пути человек не обретает покоя и счастья. И тогда в один момент на него сошло озарение: он понял сущность человеческих проблем и путь к спасению. Было ему тогда 35 лет. Именно после этого принц Гаутама стал Буддой — мудрецом и проповедником.Много путешествуя по Индии, Будда собрал учеников, которые продолжили его дело после его смерти. Прожил Будда, как считается, долгую жизнь, и умер в возрасте восьмидесяти лет. По известному мифу, он практически добровольно ушел из жизни, хотя жизни в нем еще было, по его словам, «на сто лет». Однако престарелый Будда, почувствовав, что его и его друзей хотят накормить испорченным мясом, попросил все отдать ему, то есть фактически обрек себя на смерть, которую принял достойно и благостно.В течение многих столетий биография Будды все более мифологически усложнялась. Жизнь Будды стала подчиняться Божественному замыслу. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царем, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, 6 — слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье царя было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (буквально «тот, кто достиг цели»).Учение Будды стало быстро распространяться по территории Индии, где оно одно время доминировало, потом в Индии оно было потеснено индуизмом, а вот за пределами Индии было воспринято почти на всей территории Востока. Распространение буддизма продолжается до сего дня, в частности, оно становится популярным и в традиционно христианских странах. 37. «Четыре благородные истины» как основа философии буддизма. Восьмеричный путь. 4 благородные истины: 1) истина о страдании (дукха). вся жизнь человека – страдание(мир полон страданий, болезней. Смерти) 2) истина о происхождении и причинах страдания (самудал) - источник страдания - привязанность и ненависть, остальные пагубные эмоции порождены ими 3) о прекращении страданий ( ниродтха) - состояние, в котором нес страданий(состояние, к кот. Никто не страдает достижимо, для этого нужно избавиться от загрязнения ума, привязанности, нетерпимости) 4) о путях прекращения страданий (мата/марга) - восьмиричный путь достижения нирваны. взращивание 3х добродетелей: мудрость (правильное воззрение, правильное намерение), нравственность(правильная речь и правильное поведение, правильный образ жизни ), духовная дисциплина (праведное усилие, праведное направление мысли, сосредоточение). Восьмеричный путь прекращения страданий: а) мудрость::Правильное воззрение – понимание 4-х благородных истин. Правильное намерение – изменение своих намерений: намерение злобы нужно заменить на доброжелательность, намерение чувств на отречение от мирских радостей, намерение жестокостей на сострадание. б) нравственность:Правильная речь – воздержание от лжи, грубости, пустословия Правильное поведение – воздержание от желания убивать и убийства как ремесла, от воровства и обмана, от прелюбодеяния. Правильный образ жизни – воздержание от торговли живыми существами, от изготовления и продажи оружия, от производства мяса, от производства наркотиков и алкоголя, от мошенничества. в) духовная дисциплина: Правильное усилие–избавление от дурных мыслей и заполнить могз хор. идеями Правильное направления мысли –думать об окружающем-это все не вечно, всё временно. Правильное сосредоточение – состояние невозмутимости, бузразличия, самообладанипя, внестрадания, внепривязанности, вне любви) Обязательный этический минимум: воздержание от убийства, воровства, блуда, лжи, возбуждающихснадобей.
|