КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение фразеологизмовПо происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие — заимствованными. Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Главным источником русской фразеологии являются свободные словосочетания, которые, употребляясь в переносном значении, становятся фразеологизмами. Ср.: Лодка плывёт по течению. — Он ничего не хочет менять, плывёт по течению. По приказу командира солдат вышел из строя. — Аппарат очень быстро вышел из строя и нуждается в ремонте. Обычная сфера возникновения таких оборотов — разговорная речь. Собственно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей; художественных произведений: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке. Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, фома неверующий; из мифов разных народов: авгиевы конюшни, прокрустово ложе. Многие фразеологизмыоказываются сложными для понимания в силу их грамматического оформления, неясного значения слов, их составляющих. Например: глас вопиющего в пустыне — призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа; камень преткновения — помеха, затруднение; тьма кромешная — полная, беспросветная темнота; мерзость запустения — состояние полного опустошения; метать бисер перед свиньями — говорить о чём-нибудь, превышающем понимание слушателя; сизифов труд — бесконечная и бесплодная работа; гомерический смех — неудержимый, громовой хохот; притча во языцех — предмет общих разговоров, сенсация; испить чашу до дна — испытать несчастье; скользить по поверхности — не вникать глубоко во что-либо. Для понимания значения фразеологизмовцелесообразно обращение к фразеологическому словарю. , ни то ни се- фраз.ед. ни в городе Богдан ни в селе Селифан,-пословица, заносчивого слова-фр.ед., подать заработать 2. Проанализируйте композицию образа Манилова (значение портретной детали, жеста, мимики, предметного мира и др.). Покажите, в чем проявляется связь этого образа со смыслом заглавия поэмы и символикой авторской обложки к первому изданию «Мертвых душ» (1842).
Приступая к анализу первого композиционного цикла поэмы, учитель начинает с детального рассмотрения образа Манилова, что явится подготовкой к «переносу знаний» — на самостоятельный анализ образов Коробочки, Ноздрева и Собакевича. Учащимся предлагается вдуматься в краткое описание Манилова в первой главе. Он назван «Весьма обходительным и учтивым помещиком», в портрете Гоголь особенно отмечает глаза, сравниваемые по сладости их взгляда с сахаром. Следуя за автором, учащиеся рассматривают описание имения и пейзаж. Гоголь помогает читателю пристальнее вглядеться в фигуру хозяина. Самое главное — у Манилова нет никакого «задора». Хозяйством он не занимался, о мужиках не думал — это можно назвать благодушием, но вернее бы — равнодушием. В авторской характеристике подчеркнуто, что маниловщина — типичное явление русской жизни. Учащиеся осознают, что в основе благодушия, лености мысли, пустословия лежат глубокие социальные причины. Подводим учащихся к мысли, что Гоголь так тщательно описыва ет обстановку, окружающую Манилова, чтобы подчеркнуть типичность характера, взятого им из жизни. Многие десятиклассники умеют избегать описательности в ответах, находить способ организации материала, а не просто перечислять литературные факты. Это особенно заметно в работе над первой и второй главами «Мертвых душ», что дает направление всему последующему анализу. Итак, не только пересказ первой или второй главы, а и четкое определение ее идейно-композиционного своеобразия и отношения автора к действительности, понимания значимости выбора автором событий и характеров, определение особенностей поэтики и, наконец, нахождение ведущей линии изложения своих мыслей с опорой на понимание значения конкретных эпизодов. Учащиеся обдумывают вопрос: «Манилов — вредный или безвредный человек?» Для ответа необходимо определить основное средство раскрытия образа. В стройной гармоничной схеме типизации образа, которая затем сознательно повторится несколько раз, находим основное звено: отношение помещика к крепостнической собственности, к крестьянам. Разговор перед оформлением купчей (VII глава) помогает понять социальный вред маниловщины. Оказывается, он далеко не безвреден этот слащавый и обходительный господин. В классе интерпретируем следующий отрывок: «... Манилов вынул из-под шубы бумагу, свернутую в трубочку и связанную розовой ленточкой, и подал очень ловко двумя пальцами. — Это что? — Мужички». Вся сцена воспринимается как образное обобщение, помогающее понять характер литературного персонажа. При комментировании текста внимание учащихся обращается на гоголевскую иронию, переходящую в сатиру, и желательно добиться соответствующего эмоционального отклика со стороны учащихся. Завершается урок обдумыванием задания: используя опыт работы над образом Манилова, рассмотреть образы Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Кроме того, несколько учащихся получают индивидуальные задания по образу Ноздрева. Проводя обсуждение самостоятельных докладов учащихся, учитель помогает им систематизировать материал и строить обобщения. Помогая учащимся отбирать материал для ответов и докладов, учитель вместе с тем учит их постигать подчиненность каждого события, сцены, детали единой авторской идее. К моменту работы над образами Ноздрева и Собакевича девятиклассники в ходе изучения текста овладевают навыками целенаправленного подбора и изложения материала. В этом мы видим так необходимую динамику процесса обучения литературе. Пересказ с элементами художественного рассказывания, устного рисования и просто с сохранением стиля автора способствует развитию образного мышления. В одних случаях школьники идут от образной ткани произведения к теоретическим обобщениям, в других — в художественном произведении находят основу для конкретизации теоретико-литературных понятий. Само высказывание на материале литературных произведений построено на переходах от восприятия художественных образов к обобщениям особого рода, в которых сочетаются образные и понятийные компоненты. Все сказанное подтверждает мысль о том, что литература не в меньшей мере, чем другие школьные предметы, способствует развитию мышления учащихся, формирует специфическую систему мыслительных действий. На последнем этапе урока учитель предлагает учащимся подумать о своеобразии гоголевского реализма в раскрытии человеческих характеров. Прежде всего было отмечено, что характеры показаны в свете крупных социальных проблем и высоких нравственных идеалов. В духе пушкинских традиций подчеркнуто влияние среды на склад личности, судьбу героя. В образах героев Гоголь подчеркивает определенную черту и прибегает к приему заострения, гиперболизации. Все детали, мелкие штрихи и черточки, все в поэме значимо, подчинено общему замыслу, все пронизано чувством любви писателя ко всему русскому и ненавистью к злу и несправедливости. Важное значение имеет использование сатирических приемов изображения персонажей, сатира часто неотделима от юмористического или иронического отношения к событиям и героям. Исследователи (Ф. М. Головенченко, М. Б. Храпченко, Г. А. Гуковский, С. И. Машинский) отмечают особый характер гоголевской иронии, в которой «сталкиваются» прямой и скрытый смысл речи. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д. С другой стороны, изучение образов, «как таковых», вне установления связей заключающегося в них содержания с авторским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотрения дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современности, лишает занятия литературой воспитательно-образовательного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу. Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов «Мёртвых душ». Образы «Мёртвых душ» требуют истолкования, разъяснения, внимательного чтения, предварительной подготовки. Учащимся должен быть дан «ключ» к пониманию их Исходным и всеопределяющим требованием изучения образов Гоголя является требование тщательного знакомства с самим произведением, с текстом поэмы. Итак, на наш взгляд целесообразный путь анализа поэмы – пообразный - галерея помещиков, где явственно видна их деградация. Это внимание к тексту, требование хорошего знания самого произведения тесно связано с конкретностью мышления учащихся, с живостью их воображения, в силу чего всякого рода выводы, обобщения прочны в сознании учащегося лишь при условии, что они «выведены» из полно и ярко представляемого, сделавшегося достоянием учащегося конкретного образа, текста. С этим тесно связано требование возможно большей работы самих учащихся, что наиболее посильно для них именно при анализе образов. При анализе образов мы опираемся на авторскую характеристику, на описание различных сцен, в которых действуют и высказываются герои поэмы, встречаемся с обрисовкой обстановки, с размышлениями автора о типичности выведенных им образов. Все эти элементы характеристики образа должны быть привлечены нами, однако не все они являются равноценными. Живая жизнь героя произведения — в его действиях, поступках; с большим вниманием следует отнестись к диалогам, к особенностям речи персонажа. Авторская же характеристика является дополнительным моментом, и было бы ошибкой исключительно на ней основывать оценку того или иного образа, хотя методически иногда целесообразно начать именно с описания и характеристики образа самим автором. Особое внимание должно быть уделено социальной характеристике персонажей. Мы должны раскрыть перед учащимися широчайшую типичность образов Гоголя. В художественных образах Гоголя есть и другая сторона: В таком понимании гоголевские образы оживают в сознании учащихся, как бы выходят из рамок старинных портретов. Учащемуся становится более понятной живая жизнь искусства, связи литературы с жизнью. Такая трактовка образов является необходимым этапом всё более углублённого изучения их. Наконец, следует отметить также, что в образах, созданных Гоголем, отражено его мировоззрение, авторский подход к явлениям жизни. Суммируя сказанное, мы приходим к выводу, что при изучении образов Гоголя в школе необходимо: 1) добиваться хорошего знания учащимися гоголевского текста; 2) дать образы -Гоголя в историческом аспекте, как типы, в которых «просвечивает эпоха», как воплощение среды, их воспитавшей, условий социально-экономической действительности того времени; 3) углубляя и расширяя понятие гоголевских образов, показать, как они «перешагнули то время, когда были созданы», раскрыть жизнь гоголевских образов в наши дни; 4) в структуре, композиции образов, в их художественно- выразительной словесной форме дать почувствовать учащимся выражение идейного содержания образов и стиля Гоголя. Так, в качестве задания после изучения образа Коробочки можно предложить учащимся составить план на несколько заданий по одной теме, например: Помещица Коробочка. Наиболее типичные черты Коробочки и как они показаны Гоголем в его поэме. Почему Гоголь назвал Коробочку дубинноголовой?
2. Структура, содержание и цели изучения раздела «Лексика и фразеология» в школе. Когда и с какой целью Вы могли бы использовать на уроке найденные Вами в данном тексте фразеологические единицы? Поясните Анализ образа персонажа эпического произведения в школе. Структура курса 6 кл. Повторение пройденного по лексике в 5 кл. исконно русские слова.заимсст.слова, общеупотребит. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, нейтральные и стилистические окраш.сл. устаревш.слова.неологизмы. Основ.пути полож.словар.состава РЯ. Толковые словари Фразеология как раздел науки о языке. Работа с толков.слов и др. Сбор и анализ материлов к сочининию. Цели:обогащение слов.запаса(лексика, фразеол) Работа над литер.и стилис.нормой. Повышение уровня самрстоят-ти учащихся в формировании собст.языковой личности. Приступая со следующего урока к анализу образов, следует дать учащимся задание по подбору материала к образу Манилова. Задание на дом: Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой (сцену встречи Манилова с Чичиковым). Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы: Какова основная мысль описания. Его замысел? - Что именно описывается во внешности данного конкретного лица? (Таким образом выясняются компоненты (элементы) описания внешности). - Какие детали особенно подчеркивает основную мысль? - Какие языковые средства используются автором с этой целью? - Какую роль играют описание, его элементы в общей ткани повествовательного текста? · портрет; · психологическую характеристику героя; · социальную характеристику героя. а) Как описан Манилов в первой главе поэмы? б) Как характеризуется Манилов от имени автора во второй главе поэмы? в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова? г) Какова бытовая обстановка Манилова? д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым в седьмой главе? Работа по анализу образов поэмы должна сопровождаться обучением навыкам характеристик. Обобщающие занятия должны быть использованы для работы по обучению навыкам составления домашнего сочинения на более широкую тему. В раздел Лексика и Фразеология включены следующие понятие:слово, лексич.значение слова, многозначные и однозначные слова, прямое и переносное знач.слова, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Часть из этих понятий характеризует лексику русского языка с точки зрения значения слов, часть- с т.зр. их употребления, часть – происхождение. Через учебник дополнительно введены необходимые понятия из области лексикографии толковый словарь, словарная статья, и т.д. Цели раздела: сформировать представления о лексическом составе русского языка, дать представление о лексическом и грамматическом значении слова, сформировать умения в сопоставлении слова и словосочетания, показать особенность употребления фразеологизмов в речи. Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черт знает что такое… -фразеологизмы. прибегая к межпредметным связям, можно использовать данные фраз.обороты на уроках рус.яз.в теме фразеология в качестве самостоятельй работы: поиск значения и самостоятельного объяснения данных фразеол.оборотов.(цель - развитие языкового чутья), либо, на уроке литературы данные фраз.обороты используются для характеристики стиля автора, образа героя. 4.Предложите план урока, посвященный изучению образа Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», включите в него вопросы и задания для анализа представленного текста. Какие теоретико-литературные понятия будут использованы в процессе этой работы?
|