КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 361. Типы сложных предложений. Сложносочинённые предложения, виды связи частей в сложносочинённом предложении. 2. Метонимия как прием в прозе и поэзии. Метонимия в создании образа героини в стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» 3. Структура и содержание темы «Сложносочинённое предложение» в школе. Постройте фрагмент первого урока названной темы. Назовите тип, этап урока, сформулируйте цели. 4. Предложите методику сопоставления данного стихотворения с пушкинскими стихами о любви. Прием сравнения в школьном изучении литературы. Сложное предложение Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова): Сложносочиненное предложение В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга. Основные типы сложносочинённых предложений 1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов. В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно. Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым. Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина — второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов). Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части. 2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато): Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения: Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому. Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна). Союз же, как и союзы тоже и также, всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев. 3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то): То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то ли — то ли указывает на взаимоисключение явлений. То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега — союз то — то указывает на чередование явлений. Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися. При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами. Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов. Пояснительными являются союзы то есть, а именно: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное. Градационные союзы — не только... но и, не то чтобы... но: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались. 2. Метонимия Сочинения по литературе Стихотворение А . А . Блока " О доблестях , о подвигах , о славе " МЕТОНИМИЯ— вид тропа, «переименование» предмета или явления, возможное благодаря замене прямого обозначения словом, связанным с ним по принципу смежности (содержащее — содержимое; вещь — материал, из которого она сделана; автор — его произведение и т. д.). Пример М.: И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки... А. Блок Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить: О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столеЕ Уж не мечтать о нежности, о славе, Всё миновалось, молодость прошла! Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славеЕ" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад: И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость своюЕ Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть: Летели дни, крутясь проклятым роемЕ Вино и страсть терзали жизнь моюЕ И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость своюЕ Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена): Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне Ты, нежная, ты, милая, нашлаЕ Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла. Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ("я крепко сплю"). В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими эпитетами как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою", "я крепко сплю". Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славеЕ", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновеньеЕ". Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столеЕ У Пушкина мы видим сходные строчки: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты. "И я забыл прекрасное лицо" - "И я забыл твой голос нежный". "Летели дни" - "шли годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой). В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого мы гордимся и поныне. Читая это небольшое произведение, я сразу вспомнил о Прекрасной Даме, о той нереальной женщине, возлюбленной, мечте, с которой недавно расстался поэт:
Но час настал, и ты ушла из дому, Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо…
Да, это Она – Древняя Дева, Заря, Купина, Незнакомка, Вечная жена, Прекрасная Дама, которая, «завернувшись в синий плащ печально», покидает поэта и удаляется в воспоминания, в прошлое, в мир юности и мечты. Поэт остается в одиночестве, грустен и слаб:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла… Слова звучат взволнованно и громко, боль расставания сжимает трепетное сердце, перехватывает дыхание. Но герой уже не в силах что-либо вернуть назад. Стихотворение логически делится на три части: уход любимой, горестная жизнь без надежды и света, смирение перед судьбой. Основная мысль произведения – тягостное расставание с сокровенными мечтами юности. Сначала грустное и горькое воспоминание о ней, затем щемящее сердце сознание утраты и, наконец, апатия и безразличие к суетному будущему, которое уже не манит своей таинственностью и новизной. Автор использует прием обрамления, повторяя в первой и последней строфах мотив забытого портрета. Его лирический герой убирает со стола в знак приятия жизни такой, какая она есть. В этом блоковском стихотворении нечасто, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани воображаемого, глубже понять смысл (метафора «летели дни, крутясь проклятым роем», эпитеты: «заветное», «горестная земля»). Блок невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова: Я слезы лили, но ты не снизошла… Не «вернулась», не «появилась», а именно «снизошла», это не оставляет сомнения в том, что речь идет о Богине, об Ангеле в женском обличии. Или еще: Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Лицо «сияло», как лик святой. Поэт постоянно подчеркивает неземное происхождение великого дара любви. Произведение написано любимым стихотворным размером Блока – ямбом, с использованием спондея. Рифма перекрестная. Строфа представляет собой четверостишие с чередованием женской и мужской рифмовки. Стихотворение звучит напевно, мелодично и очень взволнованно. От строфы к строфе растет эмоциональное напряжение. Поэт использует много мягких сонорных звуков [л], [м], [н], но когда хочет выразить возмущение и гнев, увеличивает число звуков [р], что придает строке твердость: Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… Кульминация стихотворения – четвертая строфа. После нее напряжение спадает, ритм замедляется. Кажется, будто поэт уходит, оглядывается в последний раз на тот стол, где стоял заветный портрет, и закрывает за собой дверь. Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы погрузиться в завораживающий мир блоковской поэзии. Удивительно точные слова подбирает поэт, дабы выразить глубину своих чувств, чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний: Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла… Доблесть, подвиг и слава – образ рыцаря складывается в нашем воображении (метонимия).
|