КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возможная неполнота одной из частей
МСПП с однородным соподчинением делятся на три разновидности: МСПП с сочинительной связью однородных придаточных:
МСПП с бессоюзной связью однородных придаточных:
МСПП с комбинированной (сочинительной и бессоюзной) связью однородных придаточных: МСПП с неоднородным соподчинением также делятся на три разновидности: 1) с разночленным подчинением придаточных – придаточные относятся к разным словам в главной части или одна придаточная относится к главной части целиком, а другая – к одному слову в составе главной части: 2) с одночленными придаточными разных структурно-семантических типов: либо вместе относятся к одному слову в главной части, либо к главной части целиком. Например: С концентрическим подчинением, т.е. одна из придаточных, как правило присоставная, относится к структурно-семантическому блоку, образованному главной частью и другой (другими) придаточной (придаточными).
МНОГОЧЛЕННОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (СМЕШАННОГО ТИПА) Такие конструкции могут строиться на основе комбинации разных синтаксических связей и объединения синтаксических структур различных типов. Таким образом, этим предложениям свойственны следующие признаки: разнотипность видов связи; наличие не менее двух уровней членения и иерархичность строения; объединение в их составе двух или более компонентов (МСП с сочинением и бессоюзной связью и т.д.) Например: Садо считал своим долгом защищать гостя, хотя бы это стоило ему жизни, и он радовался за себя, гордился собой за то, что поступает так, как должно (Толстой) Здесь два уровня членения. На 1 уровне сочинительной связью (через союз И) связаны два структурных компонента: первый – двучленное сложноподчиненное предложение (1-2), а второй – многочленное сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением частей (3,4,5): По характеру используемых видов связи различаются следующие типы предложений контаминированной структуры: МСП с сочинением и подчинением Когда я пробудился утром, в голове моей гудело, а во всем остальном теле ощущалась свинцовая тяжесть.
МСП с сочинением и бессоюзной связью: Берег с этой стороны был высоким, и поэтому пришлось долго искать опору для ног: в глинистой почве не было глубоких и прочных корней. МСП с бессоюзной и подчинительной связью: Я посмотрел вокруг: деревня по-прежнему казалось безлюдной, хотя кто-то наверняка здесь жил.МСП с бессоюзной связью и сочинением: Лес заметно посветлел, чаща расступилась, и на поляне мы увидели горящий костер и ароматно кипящий котелок. МСП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью Сколько ни езжу я по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни разу еще не случалось сбиться с дороги и испытать положение заблудившегося человека, но зато однажды я испытал другое несчастье: меня застиг в степи буран, и я познакомился со всеми его ужасами. Группировка предикативных частей в МСП может быть вариативной, что является вполне естественным для гибких смысловых связей в языке, поэтому можно рассматривать любой из них или приводить два варианта членения предложения: С ранней молодости Татьяну держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела. Наличие двух вариантов определяется теми смысловыми нюансами, которые вносит в данный текст читающий (особенно если предложение оторвано от контекста). В 1 варианте основное внимание уделяется перечислению, а во втором – противопоставлению. «Опять на бойком лесу.» бессоюзное, сочинительное. «Вот и теперь посадили огороды» сочинит., бессоюзн., подчинит. 2. Образ Родины в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Образ Родины как образ природы, образ уклада жизни. Матера это мать! Образ родины в повести В. Распутина “Прощание с Матёрой” Писатель В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения - судьба Матёры. Прощание с Матерой» Валентина Распутина - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира. Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара. Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”. А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками. Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!” К великому сожалению Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Тяжелей всего оказывается старшему сыну Дарьи Павлу. Перед ним стоит вопрос выбора, он разрывается между двумя домами: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах. С кем же остается Павел, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой? Он так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов. Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Жизнь сурова и итог печален… Вот и исчезло с карты Сибири целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер. Может возникнуть предположение о том, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повести писатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного. Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. Распутин убеждает, что все в силах людей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой они родились, выросли, жили и хранили свой очаг… 3. На этапе объяснения нового материала «Сложносочиненное предложение» Объяснительный диктант: выработка умения правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок. Пунктуац. Анализ: 1. [= - ,опр.Х(вопросик от гл.члена) ---, но опр. ---,--- и ---,/прич.об/] 2. [=/дееприч./], и[- =/прич./] 3. [=-,/деепрч.об./],[= -],[=-] и [=-]. 4. 11 класс Историческая память народа 2ч.: 1) Жизнь и творческий путь Расп. 2) Историческая память народа в повести. Отрывки для текстового анализа: · Сцена на кладбище. Рассуждение Дарьи о роде, предках, памяти. · Царский листвень · Сенокос · Подготовка избы к · Сцена беседы Дарьи с внуком Вопросы к отрывку: -Как встречает Матера свою последнюю весну? Что изменилось? -Какое создается впечатление? -В чем контраст описания природы и быта?
|