КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Безаффиксные способы словообразования. Проиллюстрируйте эти способы примерами из текста. Приведите примеры окказиональной субстантивации в тексте.К безаффиксным способам русского словообразования относятся сложение, сращение, аббревиация, усечение и субстантивация. 1. Сложение. Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению. Это соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ (слов) в одну целостную единицу, ср.: север + восток н> северо-восток, генерал + лейтенант —> генерал-лейтенант. Сложение включает несколько разновидностей. 1) сложносоставной способ — сложение самостоятельных знаменательных слов без помощи интерфикса: изба-читальня, вагон-ресторан, платье-костюм. строятся по модели «определяемое + определяющее»: генерал-майор, плащ-палатка. 2) чистое сложение — образование производного слова путем соединения одной или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом: лесостепь, лжепророк, англо-русский, черно-белый. Чистое сложение характерно для образования существительных и прилагательных. При чистом сложении, как правило, объединяются два компонента, однако возможно и большее их число: серо-буро-малиновый, рязанско-курско-тамбовско-воронежско-са-ратовский клуб (М. Салтыков-Щедрин), 3) образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера развивающим высокую деривационную активность, авиа-агро-, био-, гидро-, видео-, метео-, рок- и др.: авиапочта, видеомагнитофон, видеофильм, рок-группа 2. Сращение — слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении. Для сращения характерны две основные словообразовательные модели: 1) «наречие + прилагательное или причастие»: вечнозеленый, быстрорастворимый у многоуважаемый, вышеизложенный, маловысокохудожественные книги (М. Зощенко); 2) «существительное + прилагательное или причастие*: фосфорсодержащий, азотсодержащий. 3. Аббревиация) — сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание: МГУ, ООН, СНГ, вуз, пединститут. В качестве словообразовательных формантов в этом случае выступают неморфемное усечение слов и закрепленный порядок компонентов. Аббревиация — один из самых молодых способов русского словообразования. Аббревиация связана с действием закона экономии языковых средств и имеет ряд структурных разновидностей. Выделяются: а) звуковая аббревиация — сочетание начальных звуков сокращенных слов: РЯШ («Русский язык в школе»), НИИ; б) буквенная аббревиация — объединение начальных букв сокращенных слов: МГУ, СКВ, МПГУ; в) слоговая аббревиация — объединение элементов сокращенных слов, аналогичных слогу: помреж (помощник режиссера), Совбез (Совет безопасности), совхоз; г) слогословная аббревиация — объединение целого слова и сокращенного элемента: зарплата, Госдума, Сбербанк; д) смешанная аббревиация — объединение сокращенных элементов разных типов: завуч, ИМ ЛИ (Институт мировой литературы); е) телескопическая аббревиация — объединение начала одного слова и конца другого: параланг (парашют + акваланг), бионика (биология + техника), лъвигр (львенок + тигр). 4. Усечение — сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): заместитель —> зам. Словообразовательный формант в этом случае носит операционный характер: это неморфемное усечение лексической единицы. Производное относится к той же части речи, что и производящее, и тождественно ему по значению, но отличается от него стилистической окраской (обычно сниженной) и соответственно особой экспрессивностью в речи: магнитофон — маг; мерседес — мерс; диссертация — диссер; Афганистан — Афган. Усечению подвергаются основы существительных и прилагательных, ср.: специалист —> спец; заведующий —> зав; примитивный —> примитив, наивный -> наив, интенсивный —> интенсив. Усечения могут мотивироваться как одним словом, так и словосочетанием. В структурном отношении усечения различны. Они могут быть равны части слова (спец, фан) или слову (сигнал —> сигнальный экземпляр). Некоторые усечения, активно функционирующие в разговорной речи, жаргоне или просторечии, отличаются от мотивирующих их слов звуковым составом основы; процесс образования их, таким образом, связан с фонетическими изменениями, см., например: дембель, шпора (шпаргалка). Усечение в современной речи регулярно осложняется суффиксацией: комок (комиссионный магазин), видик, мулътик, компик (компьютер). 5.Субстантивация— образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: учительская, трудящиеся.Морфемный состав прилагательных и причастий не меняется, однако их парадигма резко сокращается: в результате перехода в существительные эти слова теряют способность изменяться по родам, а их согласовательные флексии становятся синтаксически независимыми. Ср.: В комнату вошел слепой мальчик. — Слепой подошел к окну. Субстантивация прилагательных и причастий связана с изменением их синтаксической функции. Субстантивированные прилагательные и причастия, или субстантиваты, разнообразны по семантике: это обозначения лиц (ссыльный, встречный, ученый), помещений (ванная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прошедшее, прекрасное), блюд, кушаний, лекарств (мороженое, жаркое, первое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные) и др. Окказиональная субстантивация- происходящая лишь в данном контексте («Купленное лежит в соседней комнате») Примеры из текста: Абрикосовая дала обильную желтую пену клетчатый исчез
Произведение в произведении как прием усложнения содержания и внутренней формы. «Роман в романе» у М.А. Булгакова. Способы создания «проницаемой границы» времен. Анализ «временной координаты» в предложенном эпизоде. Интертекст- родовое понятие, определяющее, что смысл художественного произведения формируется полностью или частично посредством ссылки на иной текст, который отыскивается в творчестве того же автора, в смежном искусстве, в смежном дискурсе или в предшествующей литературе. Романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" представляет собой весьма специфический жанр - роман в романе, где роман 1 - это "Роман Мастера", а роман 2 - это "Роман о Мастере". Каждый роман имеет свои повествовательные и жанровые особенности. За счет введения третьего текста (Библии) одномерность дидактического смысла снимается и производится его коррекция в сторону "открытия" смысла. Происходит одновременно и своего рода растворение унитарного смысла в усложняющейся форме. Третий текст способствует преодолению однозначности содержания, за счет осуществляемого им напластования форм. Троичные (многочленные) внутритекстовые конструкции одновременно и сужают, и расширяют смысл, задают разные перспективы чтения. Интертекстуальная структура такой конструкции основана именно на введении закодированных фрагментов в ткань произведения. Тема "Романа Мастера" — реальное (в понимании и изображении автора) историческое событие, происшедшее в Ершалаиме четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в правление пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Автор (Мастер) как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю буквально такой, какой она была на самом деле. Форма его повествования актуализует достоверность содержания. Иешуа Га-Ноцри является центральным персонажем всего романа. Образ Иешуа восходит к библейскому образу Иисуса Христа. Но М.Булгаков трансформирует этот библейский образ, создавая своеобразную интерпретацию событий, переосмысление которых становится нравственно-философской основой для всего произведения. Ершалаимские сцены "Мастера и Маргариты" представляют собой изложение ранней истории христианства, весьма далекое от канонической версии Евангелий. Ершалаимские сцены в романе являются наиболее яркой частью “Мастера и Маргариты”. Из мозаики разнообразных деталей Булгаков создал исторически достоверную панораму жизни людей другой эпохи, которые вместе с тем оказываются так близки и понятны нам сегодня. В этих главах заключается философская линия романа, его наивысшая этическая точка. Каждому из трех основных пространственных миров булгаковского романа – соответствует и своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и предсказаниями будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа. Еще более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика. Московский (реальный мир) наполняется фантастическими событиями(Иван бездомный в кальсонах с ладанкой по Москве ходит; по городу разъезжают грузовики с чиновникаим, поющими песни; карнавальные переодевания героев; гротескные превращения червонцев в этикетки), а выдуманный мир Мастера подчинён строгим законам бытового правдоподобия. Луна, солнце, гроза, тьма- важнейшие лейтмотивы романа, пронизывающие всю его структуру и объединяющие Москву и Ершалаим.
|