КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 79. Культура поздней Римской империи.В период поздней империи изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце 1 в. и в первой половине И в. н. э., появились жизнеописания основоположника новой религии - Евангелия. (Евангелия (от греч. euanglilion - благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания - 2-я пол. 1 в. - нач. И в. н.э.) В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272- 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никое первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), но они все же подражали старья образцам и чрезмерно увлекались внешней формой. В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианскос время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. (Катакомбы (лат. coemeteria - кладбище) - подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев.) Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья. Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества. Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основан европейской культуры. Вопрос 81. Римская империя в 5 в. Падение Западной Римской империи: причины и историческое значение. Окончательный раздел империи был предопределен особенностями исторического развития двух регионов Средиземноморья – романизованного Запада и эллинистического Востока. В западных провинциях некогда единой державы ускоренными темпами развивались протофеодальные отношения, из-за непосильного фискального гнета приходили в упадок города, а с ними товарное производство, ремесло и торговля, прогрессировала натурализация хозяйства, наблюдались общий экономический спад и разорение податного населения, слабела центральная часть и усиливалось влияние магнатов, нарастала варваризация населения, которая вела у деградации военной машины и упадку культуры. Напротив, на Востоке существовала сильная императорская власть, восточные провинции были менее разорены, чем западные, развитие протофеодальных отношений не достигло здесь такой глубины, как на Западе, да и городской строй (в социально-экономическом и культурном плане) сохранился в гораздо большей степени. Эти объективные обстоятельства обусловили разные исторические судьбы двух частей бывшей Римской империи. В 395 – 396 гг. восставшие вестготские федераты под предводительством конунга Алариха подвергли страшному разгрому Македонию и Грецию. Выступивший против вестготов полководец и опекун императора Гонория вандал Стилихон разгромил полчища Алариха на юге Греции. Тем не менее правительство Восточной империи поспешило заключить с Аларихом договор, признав его правителем и верховным военачальником иллирийских провинций (397 г.). Под знамена Алариха со всех концов Восточной империи стекались отряды варваров, беглые рабы и колоны. К началу 5 в. он располагал уже внушительным войском. В 401 г. Аларих во главе своих полчищ двинулся на Италию. В следующем году ценой крайнего напряжения сил (в частности, для защиты Италии были вызваны войска из провинций, в легионы записывали освобожденных рабов и колонов) Стилихону удалось дважды нанести поражение вестготам и вытеснить их из Италии. По случаю побед Стилихона над полчищами Алариха в Риме в последний раз был отпразднован триумф. Тем не менее правительство Гонория вынуждено согласиться на поселение вестготов в Иллирии. В 405 г. Италия подверглась нашествию союза германских племен под предводительством конунга Радагайса. В кровопролитной битве близ Флоренции Стилихон разгромил варварское войско (сам Радагайс погиб). Тем временем оставшиеся без защиты западные провинции были легко захвачены германскими племенами. Стилихон попытался склонить Алариха к союзу с Гонорием, однако в 408 г. был оклеветан перед императором и при попустительстве ничтожного Гонория предательски убит. В его лице Италия потеряла единственного защитника. Узнав о гибели Стилихона, Аларих двинулся на Рим и осадил Вечный город. Получив в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота и 30 тыс. фунтов серебра, он ушел из Италии. В следующем году Аларих вновь осадил Рим, но стены города были неприступны, поэтому предводитель вестготов вместе узурпатором Атталом (409 – 410 гг.) отправился в поход на Равенну, где укрылся Гонорий. Равенну варварам тоже взять не удалось, и Аларих в третий раз осадил Рим, брошенный императором на произвол судьбы. В отрезанной от снабжения столице империи стали свирепствовать голод и болезни. В августе 410 г. обреченный город пал (рабы ночью открыли городские ворота) и был разграблен варварами. Падение Рима произвело сильнейшее впечатление на современников. Аларих двинулся на юг Италии, но в пути заболел и умер на 40-м году жизни. Спустя несколько лет вестготы осели в Аквитании, где создали свое королевство. Бездарного императора Гонория, умершего от водянки, сменил узурпатор Иоанн (423 – 425 гг.), после которого престол перешел к племяннику Гонория, сыну его соправителя Констанция III и сестры Галлы Плацидии, Валентиану III (425 – 455 гг.). Тем временем Западная Римская империя разваливалась на глазах. В 407 г. римские войска узурпатора Константина III покинули Британию, и остров обрел независимость. В юго-восточной Галлии (формально на положении федератов) обосновались бургунды, в северо-западной части Испании осели свевы, в Африке возникло королевство вандалов со столицей в Карфагене (439 г.). Большую опасность для погибающей империи представляли гунны, расселившиеся в Паннонии. В 451 г. они под предводительством Аттилы вторглись в Галлию. В "битве народов" на Каталаунских полях полководец Валентиана III Флавий Аэций, под знаменами которого сражались вестготы, франки и бургундцы, нанес поражение полчищам Аттилы. В следующем году гунны вторглись в Северную Италию и опустошили ее. В 453 г. Аттила внезапно умер, и кочевой союз гуннов распался. В следующем году Аэций пал жертвой придворных интриг. Несколько месяцев спустя был убит и Валентиан III. В июне 455 г. под предлогом мщений за убийство императора конунг вандалов Гейзерих захватил Рим. Преемник Валентиана III Петроний Максим погиб в уличной схватке, а вандалы в течение двух недель грабили и опустошали Вечный город, в связи с чем позднее возник термин "вандализм", означающий бессмысленное уничтожение культурных ценностей. Вскоре после ухода вандалов фактическая власть над Римом и Италией перешла в руки полководца Флавия Рицимера. Всесильный временщик по своей воле назначал и смещал императоров: так, один за другим на престоле сменились галл Авит (455 – 456), Юлий Майориан (457 – 461), Либий Север (461 – 465) и грек Прокопий Антемий (467 – 472). Все они были убиты. В 472 г. сначала Рицимер, а затем император Олибрий умерли от чумы. Племянник Рицимера Гундебальд в марте 473 г. провозгласил императором Глицерия (473 – 475), которого вынудил отречься от власти далматинец Юлий Непот, возложивший на себя императорскую диадему (474 – 475). Его низложил иллириец Орест, сделавший императором своего сына-подростка Ромула Августа (475 – 476), который по иронии судьбы носил имена основателя Вечного города и создателя системы принципата. Малолетнего императора римлян насмешливо прозвали "августенком". В августе 476 г. предводитель скифов Одоакр захватил власть в Риме и стал властителем Италии. Орест был убит, а Ромул Августул низложен (23 августа) и отправлен в ссылку на виллу близ Неаполя, где и умер в том же году. Одоакр добился официального постановления о ликвидации титула императора Западной Римской империи и отослал императорские регалии в Константинополь (формально речь шла о восстановлении единства Римской империи под скипетром императора Востока). Этим незаметным событием завершилась история античного Рима.
|