Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Революционно-дем. движение в 60-80 гг.




На рубеже 60-70гг., во многом на основе идей Герцена и Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интелегентов. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине Р. может прямо перейти к социалистическому строю. На рубеже 60-70гг. по всей европейской части Р. воз­никли многочисленные народнические кружки. Весной 1874г. тысячи участников народни­ческих организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью подготовку крестьянского восстания. Пр-во обрушило на народников волну репрессий, а в октябре 1877- январе 1878гг. состоялся суд над народниками- самый крупный за всю ис­торию императорской Р. В конце 1876г. возникла новая централизованная всероссийская организация народников “Земля и воля”. Вскоре в организации возникли 2 течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным сред­ством приближения революции- терроризм. Революционные народники. Основные идеи рев. народн.: капитализм насаждается сверху и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществлятся революционным путем. Бакуниным, Лавровым, Ткачевым были разработаны теоритические основы 3 течений революционного народни­чества- бунтарский, пропагандисткий и заговорщицкий. Бакунин считал, что русский кре­стьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции -идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая гос-во как инструмент неспра­ведливости и угнетения, он призывал его к уничтожению и созданию федерации самоуправ­ляемых свободных общин. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основ­ное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. Разбудить крестьян должны были критически мыслящие личности- передовая часть интеллигенции. Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ “коммунистом по инстинкту”, которого не надо учить социализму. По его мнению узкая группа заговорщиков, захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в политическое переустройство. Народники столнулись с царистскими илюзиями и собствени­ческой психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы аресто­ваны. Либе­ральные народники. Это направление, разделяя основные теоритические взгляды революци­онных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народ­ники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70гг. В 80-90гг. их влия­ние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных на­родников в ради­кальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепен­ного улучшения жизни народа. Основным направлением своей дея­тельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печат­ные органы, земства и различные общественные организации. Идео­логами либеральных народников были Михайловский, Даниельсон, Воронцов.

 

24. Распространение марксизма в России. Группа <Освобождение труда> Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

1. После разгрома <Народной воли> многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк-сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод-ством коммунистической партии совершит социалистиче-скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество - социализм, основанный на обществен-ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со-циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче-ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

2. Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического <Черного передела>. В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу <Освобождение труда>. В своей ра-боте <Социализм и политическая борьба> Плеханов писал, что борьба за социализм - это борьба за политические сво-боды и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут про-мышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть само-державие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

3. Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал со-здание рабочей партии. После победы социалистической ре-волюции рабочие должны установить <диктатуру пролетариа-та>. В будущем этот тезис был, отвергнут многими социалис-тическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле-дующей работе <Наши разногласия>, полемизируя с народ-никами, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вско-ре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток ус-тановления <быстрого социализма>. Иначе, писал он, <воз-никнет обновленный царский деспотизм на коммунистичес-кой подкладке>.

4. Главной задачей группы <Освобождение труда> ее члены счи-тали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возник-новения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, кото-рые разошлись по всей России.

5. Для распространения марксизма в России складывалась бла-гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру-жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв-ший студент Владимир Ульянов.

6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек-сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими-ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер-бургского университета. После получения диплома занял дол-жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са-маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучает марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк-систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста-рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но-вый, более справедливый - социализм.

8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк-систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу <Что такое <друзья народа> и как они воюют против социал-демократов?>, главное содержание которой сводилось к поле-мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу - создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге <Союз борьбы за освобож-дение рабочего класса>. В этот <Союз> были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В.И. Ульянов, Г.М. Кржижанов-ский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли-ция арестовала 57 членов <Союза>, в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

10. Но петербургский <Союз борьбы> продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марк-систских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Рос-сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. <Союз борьбы> распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты