КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Демон Вритра
Славные свершения Дхрувы описаны в четвертой песне Шримад Бхагаватам; шестая песнь повествует о Вритре. Он был асурой (асура – демон), таким огромным, что тело его заслоняло все звезды и планеты – потому имя его означало «тот, кто все заслоняет». Точно так же, как Дхрува был одержим желанием подчинить себе всю вселенную, так и Вритра был одержим желанием противопоставить себя вселенскому порядку, представителем которого был полубог Индра. Космосом управляют полубоги, главный из которых Индра, властелин молний и дождя. Однажды Индра опрометчиво убил Вишварупу, райского жреца. Разгневанный отец Вишварупы, Твашта, создал из жертвенного огня устрашающего Вритру, поклявшись жестоко отомстить за смерть сына. Вритра, возглавив армию асуров с низших планет, нанес сокрушительное поражение Индре и полубогам. Однако в сердце Вритра был чистым преданным, в предыдущей жизни он был Читракету, учеником Нарады Муни, которго Парвати (Парвати – супруга Шивы) прокляла стать демоном. И хотя проклятие изменило матрицу Читракету, сделав его из благочестивого царя заклятым врагом духовному учителю, его желание служить духовному учителю и Кришне совершенно не изменилось. Как говорится в Бхагавадгите, духовный прогресс не утрачивается. Духовный прогресс Читракету проявился во Вритре самым замечательным образом. Когда армия полубогов, пользовавшихся расположением Верховного Господа, столкнулась с армией демонов, Вритра передал своим людям духовное знание. Демоны боялись за свою жизнь и не смогли мобилизоваться. Полубоги напали с тыла. Вритра гневно отругал полубогов за пренебрежение кодексом воина и сам сокрушил их, как бешеный слон вытаптывает бамбуковую рощу. Тогда перед бесстрашным Вритрасурой появился Индра и непобедимой ваджрой (ваджра – небесное оружие-молния, подарок Индре от Господа Вишну) в руке, одетый в божественные доспехи. Вритра отчитал Индру за то, что он жестоко, словно мясник убил его безгрешного брата Вишварупу. Однако, попросил Индру не колеблясь убить его, провозгласив, что если он погибнет на поле брани, то непременно достигнет розовых словно лотосы, стоп Господа. Вритра также напомнил Индре, что Верховный Господь не советует Своим преданным стремиться к три-варге (мирским дхарме, артхе и каме). Обычно демоны завидуют религиозности полубогов, их богатству и наслаждениям. Но Вритра не завидовал Индре, а жалел его, зная, что если он сам сражается за то, чтобы освободиться от этого мира, Индра сражается за то, чтобы оставаться в этом мире и продолжать наслаждаться три-варгой. Так, в отличие от мотивов обыкновенных демонов, намерения Вритрасуры были чисты. Даже после того, как его рука была отсечена ваджрой, Вритра нанес Индре удар такой силы, что оружие выпало у того из рук. Затем он призвал потрясенного Индру не терять храбрости. Это произвело на Индру огромное впечатление, и они стали обсуждать духовные темы. Затем битва возобновилась. Индра отсек Вритре другую руку, но тот разинул рот, что он достиг небес, и проглотил Индру вместе с его слоном. Брат был отомщен, и Вритра погрузился в медитацию на Верховного Господа и отрешившись от тела. Индра рассек его живот, выбрался наружу и отрубил голову. Полубоги увидели, как духовная искра оставила поверженное тело демона, чтобы вернуться домой, назад к Богу.
|