КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности социально культурных процессов в постсоветское времяСостояние социально-культурной сферы в это время можно охарактеризовать как кризисное. В качестве основных причин, вызывающих данный кризис эксперты называют следующее: 1. Причины, связанные с общей духовной атмосферой и социально-политическим климатом в России, характеризующиеся сменой ценностных ориентаций, появление некоего «духовного вакуума», губительного для культуры. Инфляция, рост преступности, национальные конфликты, распад СССР, кризис власти, социальная незащищенность вели к озлобленности; аполитичности, равнодушию, проявлению экстремистских идеологий различного толка и т. д. 2. Возросшее социальное неравенство, девальвация образования, духовных ценностей, культуры в целом. 3. Возросшее отношение руководящих органов к культуре как к «второстепенному участку» общественной жизни. В рыночных условиях сократились государственные ассигнования на образование и культуру, были сняты дотации на культуру со стороны предприятий и ведомств. «Остаточный принцип» вложений в человека был не только не преодолен, но и усилился. 4. Резкая коммерциализация культуры, которая привела к ряду негативных последствий, среди коих: а) обвальное возрастание цен на книги, пластинки, долговременные предметы культурного назначения; повышение оплаты за художественное образование; резкое увеличение цен на билеты в театры, музеи, кинотеатры, выставки и т. д., сделавшие их недоступными длянаселения; б) гигантский рост низкопробной культуры «на потребу публики», зачастую используя давно уже отвергнутые на западе зарубежные образцы «китча», «чернухи» и т. д.; в) переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на «массовое» потребление, что привело к вытеснению классической и серьезной развивающей культуры. 5. Сократилось досуговое время населения, вынужденного уделять почти все время работе и дополнительному заработку в борьбе за выживание. 6. Происходила переориентация молодого поколения страны на иную систему ценностей в координатах массовой культуры и «разгула» демократии. Это был период мучительного перехода от моностилизма к полистилистической культуре, логика которого создавала впечатление полного хаоса. Однако более внимательное наблюдение обнаруживало свою систему в этом кажущемся безумии. По мнению Л. Г. Ионина, в переходную эпоху получают развитие черты культуры, ранее существовавшие в «латентном» состоянии. Автор обозначает их категориями: деиерархизация, деколонизация, неупорядоченность, детотализация, включение (понимаемое как максимум «культурной терпимости»), диверсификация (усложнение вместо упрощения), эзотеричность, негативность (как отрицание или равнодушное непризнание существующего социально-культурного порядка), ателеология (отказ признать какую-либо цель развития культуры, общества, цель жизни, человеческого существования вообще) [67, с. 190-192]. Внутреннее разнообразие, плюралистачность социокультурного развития страны и регионов в начале 1990-х гг. выразилось в новых тенденциях современного социокультурного процесса, среди которых можно выделить следующие. Расширение и изменение видо-родо-жанровой системы материальной, духовной и. художественной культур региона в соответствии с новыми потребностями, предъявляемыми временем (в том числе процессов информатизации и появлением глобальной сети Интернет). Художественная культура Урала представлена в этот период всеми видами и жанрами пространственных, временных и пространственно-временных искусств, включая синтезированные ее виды. В переходную эпоху наблюдается новое явление в культурно-исторической жизни региона - значительное расширение и активное развитие негосударственного сектора культурной сферы. Существование двух различных по экономическим основаниям секторов - коммерческого и некоммерческого - порождает неизведанную ранее ситуацию и сложный характер. их взаимоотношений. Появляются частные арт-галереи (в Челябинске это «Открытый город», «Галерея Игоря Гончарова», галерея «Зимний сад»), выставочные залы («Антураж»), фотостудии («Каменный пояс»), издания (журнал «Автограф. Челябинск-АРТ») и издательства и др. Коммерциализация культуры приводит и к позитивным результатам: развитие спонсорской деятельности в области культуры и образования способствует возрождению традиций меценатства конца XIX - начала XX вв., характерных для русской культурной традиции. Наступает и легализации новаторской культуры, которая в середине 1980 - начале 1990-х гг. выступает как молодежная или любительская субкультура, культура андеграунда. Центрами ее сосредоточения становятся вузы городов. Своеобразным зеркалом, отразившим противоречия эпохи, выступает «уральский рок», который отличала опора на традиции отечественного городского фольклора, метафористичность, подчеркнутая социальность песенной тематики наряду с лиричностью, искренностью. Свердловская рок-музыка становится законодателем мод, а песни групп «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф» знала вся молодая Россия. В Перми возникает Пермское общество любителей хореографического искусства «Арабеск», которое объединило всех любителей балета в России. У общества не было учредителей, оно начало свою деятельность с организации конкурса артистов балета Урала (1986). Буквально переворот в балетном искусстве совершает возникший в 1989 г. в Перми первый частный театр - «Балет Е. Панфилова». В мае 1987 г. в Челябинской области после пятилетнего перерыва состоялся и вновь стал традиционным областной Ильменский фестиваль авторов и исполнителей самодеятельной песни, собрав 11 тыс. любителей авторской песни из 45 городов. В связи с разрушением ориентации на формирование единой социалистической культуры, активизировался процесс развития национально-традиционных типов культуры. В промышленных областяхУрала, где городское население состоит в преобладающем большинстве своем из мигрантов в первом или ^ втором поколении, национальные традиции оказались достаточно сильны. Во всех областях с 1988 г. создаются национально-культурные центры (татаро-башкирский, немецкий, армянский, украинский, еврейский, польской, русской традиционной культуры)- Первое время они существуют в различных новых структурах, рожденных «перестройкой». В Челябинской области это отделение Советского фонда культуры, в Пермской - клуб «Диалог», созданный при областном правлении Союза журналистов СССР. Меняются ориентиры региональной культурной политики, которая явилась своеобразным способом апелляции к активности людей на местах, подключения их творческого потенциала к решению задач возрождения России. В программах развития культуры промышленных областей Урала формулируется новая цель: создание системы государственных гарантий и благоприятных условий для сохранения, приумножения и развития разнообразной и самобытной российской культуры Урала и обеспечение реализации законных прав и свобод личности, социальных групп, народов и иных этнических общностей в сфере культуры. Законодательные органы уральских областей на протяжении !990-х гг. формируют пакеты законов, регулирующие отношения в сфере развития и сохранения культуры (законы «О культуре», «О музеях», «О библиотечном деле» и т. д.), причем региональное законодательство во многих случаях опережает федеральное. Для выработки общей политики в области культуры и координации усилий но сохранению и развитию культуры в регионе в 1997 г. был создан Координационный совет по культуре и искусству республик и областей Уральского региона «Большой Урал». В рамках деятельности Координационного совета активизировалась работа по проведению совместных культурных мероприятий регионального и общероссийского масштабов: фестивалей, конкурсов, смотров и т. д. Приоритетным направлением деятельности областных управлений культуры явилось возрождение народной культуры, ее самобытных традиций и фольклора, а также сохранение и развитие самодеятельного творчества, народных промыслов и ремесел. В Челябинске активизируется деятельность областного центра народного творчества. Традиционным становится проведение Бажовских фестивалей. В 1990-е гг. актуальной становится проблема региональной идентичности. С начала 1990-х гг. традиционный краеведческий материал, а с ним и краеведы, оказались на гребне общественного и гуманитарного интереса к феномену провинции. Параллельно идет процесс осмысления накопленного краеведческого материала в системе современных понятий и методологий гуманитарных наук. Была сформулирована новая линия отношений к этой проблеме: задачи национального возрождения проецировались на проблемы изучения, сохранения и обновления культурного потенциала российских регионов. На протяжении десятилетий главной движущей силой художественного процесса в региондаявлялась местная интеллигенция, деятельность которой в конце XX в. вылилась в культурно-просветительское движение, активно влиявшее на распространение западноевропейских и отечественных художественных традиций, расширения круга их носителей. Таким образом, Сложившаяся ситуация потребовала создание принципиально иных структур управления СКД. В систему такой модели были положены принципы максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия общественно-культурных формирований. Потребовалось изменить закон о культуре, который должен защищать культуру и, в частности культурную сферу от политического манипулирования, экономических потрясений в условиях перехода к рынку.
Билет № 9 вопрос № 2
Технология - использование средств, форм и методов СКД, с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Досуг - возможность разнообразной деятельности в свободное время, в соответствии со своими, интересами направленными на удовлетворение духовных, творческих и физических потребностей. Семья - вид социальной общности, социальной системы, социальной группы, которая характеризуется различными материальными и духовными процессами. Предусматривает родственные отношения, включает в себя определенные функции, одна из которых - эмоциональная поддержка и духовное общение родственников, куда и входит общение в сфере досуга. Особенность технологий организации семейного досуга определяют социальные факторы микро и макро масштаба. Это, прежде всего, территориальные особенности региона, города, поселка; плотность населения; возрастные особенности; национальные признаки; влияние культурных традиций населения -степень активности культивирования их в социуме; характер миграционных процессов; экономические условия: занятость населения; материальный достаток, стабильность работы градообразующих предприятий. В настоящее время безработица, потеря нравственных ориентиров привели к появлению негативных, асоциальных явлений в общественной жизни (наркомания, алкоголизм) практически уничтожили здоровый нравственно - психологический климат семьи. Это и стало одной из основных причин снижения активности семьи в культурно - досуговой сфере - одной из центральных сфер, которые призваны решать КДУ. Возникает необходимость формирования культуру досуга семьи. Современные социологические исследования по данной проблеме, показывают, что лидером в организации семейного досуга является женщина. На втором месте - культурно - досуговые учреждения. В этом случае семья выступает в роли пассивного, безынициативного «потребителя». Участие детей в совместном процесс организации семейного досуга допускает лишь треть респондентов. Анализ досуговых традиций и предпочтений современной семьи показал, что 72% семей не помнят или не исполняют своих семейных традиций. Однако стремление получить знание в области досугового общения семьи показали более половины респондентов. Современные исследователи считают, что в данной ситуации необходимо определение консолидирующего звена - идеи объединения населения в данном регионе или районе;организациявзаимодействий творческого сотрудничества КДУ и семьи, основанное на взаимопонимании - учет интересов семьи, мотивированном общим стремлением инициировать участие семьи в общественной жизни района, города, региона; Направить содержание семейного досуга на преемственность, трансляцию традиций (по объединяющей идей напр. - спортивные традиции, народные традиции, культурные). Реализация данных направлений проходит поэтапно: 1. Освоение базовых знаний умений и понятий напр. «Введение в мир народной культуры» 2. Участие в творческих коллективах, клубных формированиях: «семейный клуб»; «воскресный клуб»; «творческие студии». 3. Организация и проведение массовых культурно - досуговых мероприятий (фестивали, концерты, праздники). Проблемы организации семейного досуга разрабатываются на государственном уровне. Издается методическая литература Министерства культуры «Клуб и семья». Итогом этой сложной деятельности явилась целевая комплексная программа «Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место отдано именно социально - культурной деятельности. Социально - культурная деятельность w v позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности. Наиболее эффективными в организации семейного досуга являются групповые и массовые формы отдыха, где каждый член семьи может себя творчески реализовать, а также найти возможность установлению более тесного взаимопонимания между всеми членами семьи. Например, такие семейные праздники как спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья», или туристические походы, семейные викторины. Пример технологии и проведения одного мероприятия. КДД «Семья года» 1. Выявление досуговых интересов и потребностей ( чем любят заниматься). Сбор заявок на участие. 2. Разработка первичного плана события.
Билет № 10 вопрос № 1
|