Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Консультирование. Марк, 27 лет, сотрудник вневедомственной охраны




Марк обратился ко мне по рекомендации знакомого психотерапевта и по­просил провести психологическое тестирование его способностей. Когда я спросил Марка, с чем связано его желание, он рассказал следующее. Пять лет назад он окончил биолого-почвенный факультет Санкт-Петербургского уни­верситета, но вместо работы по специальности трудился во вневедомственной охране. На мой вопрос о причинах такого выбора работы он ответил, что его устраивает режим работы «сутки через трое», который позволяет ему читать дома и даже время от времени на работе философскую литературу. Несколько месяцев назад Марк получил письмо от своих друзей, которые в свое время уехали на постоянное место жительства в Канаду. Друзья предлагали Марку последовать их примеру. Проблема заключалась в том, что биологи в Канаде не требуются, а для получения канадской визы желательно быть либо строите­лем, либо компьютерщиком. Строителем Марк быть не хотел, а в отношении получения второго образования по программированию сомневался, хватит ли у него для этого способностей. Оказывается, что опыт использования компь­ютера у него был очень незначительным. Я согласился провести тестирование с целью определения профессиональных возможностей Марка.

Тестирование по тесту структуры интеллекта Амтхауэра показало высокий уровень общих, вербальных и числовых интеллектуальных способностей, а ре­зультаты, полученные с помощью личностного опросника MMPI, характеризова­лись профилем с пиком по 8 шкале, что позволило мне отнести личность клиента к шизоидному типу акцентуации. Интеллектуальные и личностные особенно­сти Марка не только свидетельствовали об отсутствии психологических проти­вопоказаний к овладению профессии программиста, но даже вполне способство­вали успешной деятельности в этой сфере. Однако когда мы с Марком обсудили данные результаты тестирования, и он с ними согласился, выяснилось, что он не уверен в своем желании быть компьютерщиком. Тем не менее Марк так и не смог ответить на вопрос, чем бы ему в таком случае хотелось заниматься.

И я предложил клиенту выполнить индивидуальный вариант методики цве­товых метафор с использованием карточек. Кроме типовых понятий, в список были добавлены такие понятия, как «Философия», «Биология», «Программи­рование», «Математика», «Компьютер», «Базы данных», «Интернет», «Россия», «Канада», «Америка», «Германия», «Израиль», «Эмиграция», «Английский язык», «Французский язык», «Русские», «Канадцы». После того как Марк обо­значил все предложенные понятия цветами и разложил цвета по степени при­влекательности, мы приступили к обсуждению.


«—Итак, Марк, эта методика основана на двух очень простых принципах. Во-первых, если Вы обозначаете какое-либо понятие самым привлекательным цветом, то Вы тем самым выражаете свое позитивное к нему отношение. И на­оборот, если Вы обозначаете понятие самым неприятным цветом, то, вероят­но, Ваше отношение к этому понятию негативно. Вы согласны? Второй прин­цип заключается в том, что если Вы обозначаете несколько понятий одним и тем же цветом, то в этих понятиях есть что-то сходное для Вас, то есть Вы к ним одинаково относитесь. Они ассоциируются в Вашем сознании. Это по­нятно?

—Да, все очень просто.

—Хорошо. Теперь, зная эти два принципа, попробуем проанализировать ваши результаты. Сначала мы можем посмотреть, что в Вашей жизни Вам боль­ше всего нравится. Для этого мы откроем те понятия, которые Вы обозначили самым приятным цветом. В Вашем случае это понятия:

 

□ Радость.

□ Свобода.

□ Знания.

□ Каким я хочу быть.

□ Природа.

□ Мое прошлое.

□ Философия.

□ Биология.

□ Информация.

□ Мое увлечение.

□ Мое будущее.

□ Творчество.

□ Моя профессия.

□ Наука.

Все понятия, которые были использованы в нашем списке, можно условно разделить на 5 категорий. Во-первых, это различные потребности и ценности. Во-вторых, разные занятия и виды деятельности. В-третьих, различные люди и группы людей. В-четвертых, различные события и этапы жизненного пути. Наконец, в-пятых, различные эмоциональные переживания и чувства. Какие из этих понятий мы могли бы отнести к категории потребностей и ценностей, Марк?

—Наверное, свобода, знания, и еще творчество.

—Правильно. Вы обозначили их самым привлекательным цветом. Можем ли мы предположить, что это самые привлекательные для Вас ценности? То, к чему Вы стремитесь в первую очередь? То, что определяет смысл вашей жизни?

—Пожалуй, я с Вами согласен. Это действительно так. Это то, без чего мне, наверное, не прожить.

—Обратите, пожалуйста, внимание, что в эту группу попадает очень важ­ное понятие — «Мое увлечение». Следовательно, мы можем предположить, что все, что попадает в эту же группу, связано с Вашими увлечениями, то есть вос­принимается Вами как увлекательное. А теперь мы можем посмотреть, к ка­ким занятиям могут побуждать Вас потребности в свободе, познании и реали­зации творческих возможностей. Что из этих понятий вы могли бы назвать видами деятельности?

—Ну, это наука, в том числе, философия и биология.

—Совершенно верно. Вы обратили внимание на то, что Вы связываете свою профессию с философией и биологией, а не с программированием?

—Ну, так я же и не увлекаюсь программированием.

—Вы быстро схватываете суть методики. Кроме того, информацию мы тоже могли бы рассматривать как увлекательную для Вас сферу профессиональной деятельности.

—Только не компьютерную информатику, не информационные техноло­гии. Для меня информация — это, прежде всего, книги, литература.

—Я не включил в список понятие литературы. Если бы Вы обозначали литературу каким-нибудь цветом, какой бы это был цвет?

—Наверное, или этот, или коричневый.

—Понятно, то есть, литература тоже может входить в сферу Ваших увлече­ний, способствовать удовлетворению познавательных и творческих потребно­стей? А как насчет литературы и свободы?

—Чтение дает мне возможность быть независимым. Многие люди на меня давят, а книги, наоборот, освобождают от этого давления. Они мне ближе, чем большинство людей. Я как бы общаюсь с авторами этих книг, спорю с ними, решаю проблемы.

—Ясно. А ведь в эту группу попала природа. Или это просто потому, что это зеленый цвет? Многие люди ассоциируют природу с зеленью.

—Нет, для меня природа больше, чем зеленые растения. Наверное, приро­да для меня так же увлекательна, как и творчество, поэтому она такая же зеле­ная для меня.

—То есть, Ваш выбор биологической профессии был не случайным?

—Далеко не случайным. Природа, как и книги, близка для меня. С ней я тоже чувствую себя свободным.

—Хорошо. А теперь посмотрим, что здесь делает будущее?

—Похоже, мои планы связаны с природой и наукой.

—А как же программирование? А Канада?

—(Улыбается.) Наверное, это все-таки не мое.

—Значит, Вы намерены в будущем вернуться к своей профессии? Ведь про­шлое тоже ассоциируется у Вас с природой?

—Пока еще не уверен. Я подумаю над этим. Дело в том, что люди, которые работают в науке, они не такие как я. У них свои интересы, свои отношения, свои правила. Мне не по себе, когда я с ними бываю.

—То есть, в научном сообществе Вы не чувствуете себя достаточно свободным?

—Именно так.

—Итак, Вы стремитесь, прежде всего, к свободе, знаниям и творчеству, что побуждает Вас к занятиям философской и биологической наукой, и Вам хоте­лось бы в будущем вернуться в эту сферу деятельности, но Вам мешают слож­ные отношения с людьми. Верно?

—Да, это так. А что значит, что в этой группе есть понятие «Каким я хочу быть»?

—Каждый человек имеет в своем сознании образ идеального Я, некий об­разец, который отличается от образа реального Я и которому хотелось бы соот­ветствовать. Но не все люди в полной мере ощущают соответствие своего ре­ального Я идеальному Я. Вы, например, не чувствуете себя идеальным.

—Конечно, мне еще далеко до своего идеала.

—А в чем заключается Ваш идеал? В свободе, знании и творчестве, в заня­тиях наукой?

-Да.

— Я мог бы еще обратить Ваше внимание, что в этой группе нет понятий, которые указывали бы на других людей. Значит ли это, что среди знакомых Вам людей нет тех, на кого Вам хотелось бы быть похожим? Или таких людей нет не только в этом списке, но и в Вашей жизни?

—Скорее, в жизни. Я действительно не представляю, чтобы мне хотелось кому-нибудь подражать. Может быть, мне, наоборот, хочется отличаться от других.

—То есть, Вы считаете себя человеком своеобразным, неповторимым, уни­кальным, не похожим на большинство других?

—В этом моя проблема?

—Проблема или преимущество?

—Не знаю, не уверен.

—Ладно, продолжим наш анализ. То, что является для Вас наиболее увле­кательным и привлекательным, никак не связано с Вашим представлением о том, что происходит с Вами в настоящее время. Ведь понятия «Мое настоя­щее» в этой группе нет. Давайте поищем, каким цветом Вы обозначили свое настоящее. Вы не помните?

—Кажется, коричневым.

—Точно, вот оно, в третьей группе. Раскрываем понятия, которые попали в эту группу. Вот они:

o Мое настоящее.

o Моя учеба.

o Моя работа.

o Образование.

o Какой я на самом деле.

o Мой дом.

o Мой начальник.

o Интересное занятие.

Что мы можем сказать по поводу этой группы? Во-первых, поскольку все эти понятия Вы обозначили тем же цветом, что и настоящее, можно предполо­жить, что Ваше настоящее ассоциируется Вами с учебой, работой, образова­нием. Это то, чем Вы в настоящее время занимаетесь. Так ведь?

—Ну, да, так оно и есть.

—Мне кажется, что Вы относитесь к этим делам с интересом. Вам нравится учиться и работать. Как Вы думаете, почему я так предположил?

—Здесь есть «Интересное занятие».

—Значит, настоящее воспринимается Вами как интересное? Вам есть что терять? Так просто не уедешь и не бросишь то, что связано с собственными интересами?

—Да, я уже сейчас начинаю понимать, что с Канадой — это я погорячился. Сам не знаю, что я там потерял.

—Мы можем узнать, как Вы относитесь к Канаде. Это зависит от того, какие понятия Вы обозначаете тем же цветом, что и понятие «Канада». А сейчас я хочу обратить Ваше внимание на то, что понятие «Какой я на самом деле», соответ­ствующее представлению о реальном Я, Вы обозначили третьим по степени при­влекательности цветом. А идеальное Я, как Вы видите, попадает в первую цве­товую группу. То есть, между ними есть расстояние в две цветовые позиции.

—И что это означает?

—Это означает, что, во-первых, Вы не в полной мере удовлетворены своей личностью, Вам есть куда стремиться, во-вторых ...

—Конечно, смешно было бы надеяться, что я уже всего достиг, чего хотел.

— Не совсем так. Здесь речь идет не о достижениях, успехах или внешних условиях, которые могут Вас удовлетворять или не удовлетворять. Скорее, мы говорим о Вашем отношении к себе лично, своим возможностям, качествам.

Расхождение между реальным и идеальным Я может побуждать Вас к самосо­вершенствованию, изменению и развитию своей личности, а не просто к до­стижению тех внешних условий, в которых Вам хотелось бы находиться. По­нимаете меня?

—Не знаю. Кажется, я с Вами не согласен. Если я улучшаю свои способно­сти, то это сказывается и на результатах, которых я добиваюсь. Разве не так?

—То есть, Вы полагаете, что чем больше человек может, тем больше он до­стигает в действительности? Я Вас правильно понял?

—Думаю, что да.

—Мне кажется, Вы в некоторой мере правы. Очень часто преуспевающие в жизни люди, например, предприниматели, руководители, характеризуются зна­чительным совпадением представлений об идеальном и реальном Я. Но тем не менее встречаются люди, которые многого добились в жизни, однако продол­жают быть недовольны своими личными качествами, остаются требователь­ными к себе. И наоборот, бывают люди, не достигшие высокого положения в обществе или успехов с точки зрения окружающих, но вполне довольные со­бой лично. Так вот, я думаю, что расхождение между идеальным и реальным Я в Вашем сознании говорит о том, что Вы не вполне удовлетворены собой, стре­митесь к изменению, росту своей личности, предъявляете к себе достаточно высокие требования, что проявляется в Вашем самообразовании, постоянном чтении, стремлении заниматься наукой. Но в то же время, это расхождение еще не настолько велико, чтобы приводить к болезненным переживаниям по поводу собственного несовершенства. Вы согласны со мной?

—Может быть. А каким должно быть расхождение, чтобы можно было го­ворить о том, что человек страдает?

—При расстоянии между идеальным и реальным Я в три цвета и более уже могут быть неприятные переживания, связанные с чувством собственной не­полноценности.

—А что значит, что в эту группу попадает мой начальник?

—А какого начальника Вы имели в виду, когда обозначали это понятие ко­ричневым цветом?

—Моего непосредственного начальника подразделения.

—Я думаю, что Вы относитесь к нему так же, как к самому себе. В какой мере Вы похожи?

—Вы знаете, мне кажется, мы понимаем друг друга. Во всяком случае, он на меня не давит. Кстати, он тоже любит читать. Хотя интересы у нас разные.

—Итак, верно ли, что ситуация в данный момент во многом Вас устраива­ет? Вам достаточно интересно жить?

—В общем да, но хотелось бы большего.

—То есть, все-таки не хватает той самой свободы и творчества, которые были у Вас раньше и к которым Вам хотелось бы вернуться в будущем?

—Об этом я пока могу только мечтать.

—Итак, Мы с Вами выяснили, к чему Вы стремитесь, что Вы делаете в на­стоящее время, на чем сосредоточены в данный момент, о чем вспоминаете и о чем мечтаете, на что ориентированы в будущем, как Вы относитесь к себе.

—Вы как гадалка. Что было, что будет?

—Да, внешне похоже. А теперь мы с Вами можем узнать, чего Вы избегаете, что является источником стресса, неприятных переживаний.

—Это то, что на последних местах?

—Да, во-первых, то, что обозначено самым неприятным цветом, а во-вто­рых, то, что ассоциируется с неприятностями, раздражением, печалью, стра­хом, угрозой. Начнем с того, что раскроем последнюю группу понятий. Пачка получилась достаточно толстой. Наверное, много что может приводить в Ва­шей жизни к проблемам.

—К сожалению, проблем хватает.

—Вот то, что может быть для Вас противным, неприятным:

□ Конфликты.

□ Угроза.

□ Власть.

□ Конкуренция.

□ Реклама.

□ Богатство.

□ Перемены.

□ Бизнес.

□ Канада.

□ Страх.

□ Раздражение.

□ Английский язык.

□ Моя карьера.

□ Интернет.

□ Эмиграция.

□ Америка.

□ Французский язык.

□ Деньги.

□ Канадцы.

В этой группе есть понятия угрозы, страха, раздражения. Следовательно, то, что вошло в эту группу, не только неприятно для Вас, но может Вас пугать и выводить из себя. В какой мере Вы с этим согласны?

—Не ожидал, что так много. Когда я обозначал все это ярким оранжевым цветом, я не думал, что потом я этот цвет отвергну, и все окажется на послед­ней позиции. Но, наверное, так оно и есть. Интересный прием. Но слишком много всего. Очень сложно.

—Давайте разберемся по частям. Во-первых, здесь есть понятия, связан­ные с материальными ценностями: богатство, деньги.

—Да, я опасаюсь того, что связано с деньгами. Они все усложняют, запутывают, из-за них люди теряют свои человеческие качества, обманывают, крадут, убивают.

—С этим же связаны конкуренция, бизнес, реклама?

—Вот-вот.

—Во-вторых, в эту группу попали понятия, связанные с общественным положением, статусом, иерархией: власть, карьера, конфликты. Они вызыва­ют у Вас такие же чувства, что и деньги.

—Так люди стремятся к власти ради денег.

—Далее, как Вы относитесь к переменам?

—У китайцев было такое проклятие: «Чтоб ты жил во времена перемен!»

—Ну и, наконец, эмиграция, Канада, Америка, канадцы, английский язык, французский язык?

—Ну да, все к этому и шло. Не мой это путь. Все-таки я сам себя обманы­вал. Теперь все встало на свои места.

—То есть, Вы уже приняли решение не ехать за границу?

—Наверное, я его принял раньше, только искал обоснования. Искал пово­да не ехать.

—Итак, Марк, мы с Вами определили, что может приводить к состоянию стресса. Это важно, чтобы знать, чего в жизни лучше просто избегать.

—А вот Адлер говорит, что многие люди, преодолевая такие трудности, до­стигают силы и зрелости.

—Ну, это уже каждый сам решает, каким путем он будет развиваться. Впро­чем, я рад, что Вы стараетесь подходить к моим рекомендациям осмысленно и критически. Но мне кажется, что есть еще ситуации, которые могут вызывать у Вас негативные эмоциональные переживания, хотя они и не обозначены са­мым последним цветом. Посмотрим вторую группу с конца:

 

□ Успех.

□ Общение.

□ Люди.

□ Искусство.

□ Мой будущий ребенок.

□ Дети.

□ Израиль.

Мы не видим здесь ничего, что вызывало бы негативных переживания. Ско­рее, Вы относитесь ко всему этому относительно безразлично.

—Так ведь цвет предпоследний. Разве это не говорит о негативном отноше­нии?

—Я склонен думать, что не говорит, если здесь нет негативных чувств. Только первый и последний цвета характеризуют безусловно позитивное и негатив­ное отношение. Обычно для большинства людей выбор наиболее привлека­тельного и наиболее непривлекательного цветов достаточно стабильны, а то, что находится между ними, в большой мере зависит от сиюминутного состоя­ния. Поэтому я бы предположил, что к общению, детям и искусству Вы отно­ситесь скорее равнодушно, но они Вам не противны. Как Вы полагаете?

—Не знаю. Может быть, дети мне и неприятны. Кстати, Израиль действи­тельно не вызывает у меня непринятия.

— Продолжаем анализировать другие стрессовые ситуации. Раскрываем третью группу с конца:

□ Неудача.

□ Болезнь.

□ Медицина.

□ Заработок.

□ Неприятности.

□ Школа.

□ Мои обязанности.

□ Германия.

□ Домашнее хозяйство.

□ Математика.

□ Русские.

—Ну, это я с самого начала понимал, поэтому и обозначил их черным цветом.

—Черный цвет для многих, но не для всех, европейцев воспринимается, как негативный символ. Для многих восточных культур он является привлека­тельным. Итак, Вы подтверждаете неприятные ассоциации с заработком, ме­дициной, школой. Это та школа, где Вы учились?

—Да, она самая.

—Далее, Вам может быть неприятным все, связанное с домашним хозяй­ством.

—Это точно, не люблю заниматься бытовыми проблемами.

—Математика не вызывает у Вас восторга. А ведь у Вас хорошие интеллек­туальные показатели в этой сфере.

—Все равно мне это не интересно.

—Ну и, наконец, отношение к Германии и русским людям тоже связано с неприятностями.

—Не будем наступать на больную мозоль.

—Не будем. Продолжаем раскрывать карты. Смотрим четвертую с конца группу:

 

□ Техника.

□ Мой отец.

□ Труд.

□ Печаль.

□ Финансы.

□ Обслуживание.

□ Компьютер.

□ Материальное благополучие.

□ Мои сотрудники.

□ Россия.

□ Программирование.

□ Стабильность.

□ Управление.

□ Моя организация.

□ Базы данных.

□ Выгода.

□ Уверенность.

—Здесь есть печаль, поэтому все это печально?

—Определенно, с головой у Вас все в порядке, Марк. Давайте проанализиру­ем, какие занятия, люди и события могут вызывать у Вас чувство подавленности.

—Из людей это могут быть отец и сотрудники. Верно я понимаю?

—Это я у Вас хотел уточнить. Ведь Вы лучше знаете. Можно ли сказать, что к своим сотрудникам Вы относитесь так же, как к своему отцу?

—Что-то в этом есть. Неожиданно для меня. Почему же так получилось?

—Могу предположить, что люди, с которыми Вы вместе работаете, ведут себя по отношению к Вам так же, как и Ваш отец.

—В точку. Они постоянно вмешиваются в мою жизнь, пытаются меня вос­питывать, смеются надо мной. У меня просто руки опускаются от всего этого.

—Итак, Вы испытываете затруднения во взаимоотношениях с сотрудника­ми и своим отцом.

—Да, только с отцом я не живу, а вот от сотрудников никуда не убежишь.

—Тем не менее от научных сотрудников Вы убежали, не так ли?

—Подловили.

—Я не хотел Вас задеть. Прошу извинить, кажется, я среагировал как Ваш отец.

—Ладно, принято. Что дальше?

—Дальше у нас есть несколько подавляющих Вас занятий. Что это за за­нятия?

—Техника, труд, обслуживание, компьютер, программирование, управле­ние, базы данных. Так?

—Верно. Возможно, что финансы мы тоже могли бы рассматривать как сферу деятельности. Что для Вас значат финансы?

—Для меня это не профессия, скорее как богатство.

—То есть, финансы ассоциируются скорее с выгодой и материальным бла­гополучием, к которым Вы негативно относитесь, чем с профессиональной сферой?

—Наверное.

—Что касается техники, то многие люди обозначают ее серым или черным цветом в угоду стереотипу. А как Вы относитесь к технике?

—Я ее не люблю. Вынужден жить среди техники, но ее слишком много, мне столько не нужно.

—Итак, компьютерная техника и то, что с ней связано — программирова­ние, базы данных, — вызывает у Вас неприятные переживания?

—Да, не хочу чувствовать себя придатком машины, обслуживать ее. А вот что касается труда, то я не согласен, что отношусь к нему негативно. Для меня труд — это условие творчества.

—Правда? Давайте проверим. Если я попрошу Вас еще раз обозначить по­нятие «Труд», каким цветом Вы его обозначите?

—Этим же.

—В таком случае я предлагаю Вам провести небольшой ассоциативный эк­сперимент.

—Как у Юнга? Давайте.

—Я прошу Вас в течение 30 секунд назвать как можно больше слов, кото­рые приходят Вам в голову в ответ на слово «Труд». Начали.

—Ну... тяжелый... рабский, я даже не знаю... нудный... ничего больше в го­лову не лезет.

—Вы поняли? Мне кажется, в вашем сознании расстояние между трудом и творчеством очень велико.

—Да, впечатляет. Очень наглядно.

—Итак, что у нас остается? Стабильность и уверенность? Похоже, они не входят в состав Ваших ведущих жизненных ценностей. Скорее, они Вас угне­тают. Так ли это?

—Для меня стабильность — это постоянство, неизменность, что-то за­стывшее.

—Но ведь и перемены могут вызывать у Вас тревогу?

—Я как между Сциллой и Харибдой.

—Россия-то ассоциируется у Вас скорее со стабильностью, чем с переме­нами. Равно как и Ваша организация. Кстати, что Вы имели в виду, когда оце­нивали понятие «Моя организация»?

—Мое подразделение.

—Таким образом, можно сказать, что есть немало вещей, которые могут вызывать у Вас неприятные переживания. Это все, связанное с деньгами, вла­стью, переменами, русской и американской культурой, компьютерной техни­кой. Однако все это не ассоциируется у Вас ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим. Это дает мне возможность предположить, что в Вашей повседнев­ной жизни Вам нечасто приходится сталкиваться с этими источниками стрес­са. Удается избегать даже сотрудников с их насмешками. То есть оказывается, что не так уж плохо Вы устроились. Правда?

—Конечно, с одной стороны, от добра добра не ищут. А с другой стороны, как-то ощущается, что равновесие это для меня слишком шаткое.

—Правильно ли я понял, что Вы намерены эту ситуацию изменить?

—Видимо, для этого я к Вам и пришел.

—Ну что же, для завершения нашего анализа у нас осталось еще две группы понятий. Одна группа обозначена вторым по степени привлекательности цве­том. Причем там нет таких важных понятий, как «Интересное занятие» и «Мое увлечение», «Мое прошлое», «Мое настоящее» и «Мое будущее», «Какой я на самом деле» и «Каким я хочу быть», нет ни позитивных, ни негативных эмоци­ональных переживаний. То есть мы можем говорить о том, что эти понятия не вызывают у Вас никаких эмоционально значимых переживаний, они для Вас относительно нейтральны. Давайте посмотрим, что это за понятия:

 

□ Моя мать.

□ Комфорт.

□ Моя будущая жена.

□ Безопасность.

□ Мой друг.

□ Семья.

□ Психология.

Что мы можем сказать относительно этой группы понятий? Может быть то, что Вы не слишком ориентированы на установление и поддержание близких отношений с людьми? Как Вы полагаете?

— Говорят, что стоит бояться не врагов, а друзей, которые могут предать.

—Мне не кажется, что Вы боитесь друзей. Ведь здесь нет понятий, указы­вающих на негативные переживания. Просто, похоже, что в Вашей жизни иные ценности, Вы отдаете приоритет свободе, творчеству и познавательной дея­тельности, жертвуя дружескими и семейными отношениями, причем это не вызывает у Вас страданий. Или я не прав?

—Возможно, что Вы правы. Но я чувствую себя с людьми не так, как бы мне хотелось. А что значит, что вот этим сиреневым цветом я обозначил только одно понятие?

—Обычно люди, у которых встречаются изолированные понятия, не свя­занные с другими понятиями, не попадающие в какие-то группы, стараются не думать о том, что эти понятия обозначают. Это называется вытеснением представлений или переживаний из сознания.

—Значит, я что-то вытесняю? Совсем как у Фрейда?

 

—Не исключено. Давайте посмотрим, что это за понятие: □ Любовь.

—И что означает, что вытесняю любовь?

 

—Давайте исходить из фактов. Понятие «Любовь» обозначено у Вас исклю­чительным цветом, который не ассоциируется больше ни с одним другим по­нятием. Следовательно, Ваша эмоциональная реакция на слово «Любовь» кар­динально отличается от реакций на другие понятия. Ваше отношение к любви не похоже ни на интерес, ни на стремление, ни на радость, ни на страх, вообще ни на что не похоже из этого списка. Иными словами, любовь в Вашем созна­нии не ассоциируется ни с чем из того, что представлено в общем списке поня­тий. Таким образом, мы можем выдвинуть два предположения, которые могли бы объяснить этот факт. Первое. Поскольку представление о любви у Вас не связано ни с какими людьми, событиями, ситуациями, действиями, чувства­ми, это значит, что Вы не обращаете на любовь внимания, игнорируете все, что с ней связано, стараетесь забыть о любви в своей жизни.

—А второе?

—Не исключено, что любовь не ассоциируется в вашем сознании ни с од­ним понятием из этого списка, а связано с какими-нибудь другими понятия­ми, которые в список не вошли.

—И тогда это будет не вытеснение?

—Это сложный вопрос. Большинство людей ассоциируют понятие любви с какими-нибудь другими из того списка понятий, который мы использовали. Если у Вас понятие любви связано с другими понятиями, то представление о любви у Вас достаточно редкое, необычное, не такое как у большинства.

—А как узнать, вытесняю я любовь или она у меня связана с чем-то не­обычным?

—Мы можем повторить ассоциативный эксперимент. Назовите все слова, которые приходят Вам в голову в связи с любовью.

—(Пауза.) Не могу.

—Что-то мешает Вам, тормозит ассоциативный процесс. Это и есть вытес­нение.

—Какая же причина может мешать мне думать?

—А Вы действительно хотите понять, что мешает Вам думать о любви?

—Не знаю. Я не очень понимаю, о чем Вы говорите, и как-то мне в это не верится. Что может мешать человеку о чем-то думать?

—Могут быть разные причины. Например, представление человека может быть связано с каким-нибудь болезненным событием, эмоциональной трав­мой, и чтобы защититься от болезненных переживаний, человек запрещает себе думать об этом. Или представление человека может указывать на что-то очень привлекательное, но недоступное, запретное или неприличное, осуждаемое другими людьми. Настолько, что лучше и не замечать этого вовсе.

—Все равно я не представляю, какой мне смысл в том, чтобы игнорировать любовь и то, что с ней связано.

—Я не хочу настаивать на своем мнении. Возможно, Вы правы, и то, что любовь в Вашем сознании осталась в изоляции, — это случайность.

—А если не случайность? Это что — болезнь? К чему это может привести?

—Марк, Вы можете мне поверить, у каждого человека есть то, что он хотел бы скрыть не только от других, но и от самого себя. То, что может вызывать чувство страха, стыда, вины или агрессии. Это ни в коем случае не означает болезни, хотя может приводить к проблемам.

—К каким же проблемам может приводить то, что я о чем-то стараюсь не думать?

—Как правило, то, о чем человек не думает, того он и не достигает. Если человек не думает об отдыхе, это может привести к перегрузке, переутомле­нию. Если человек забывает о здоровье, он может пропустить сигналы от свое­го организма о неблагополучии своего состояния и заболеть совершенно вне­запно, неожиданно для себя. Если человек не позволяет себе думать о богатстве, деньгах, считая это стыдным для себя, он вряд ли разбогатеет.

—А если не обращать внимания на любовь?

—Любой запрет ограничивает свободу человека, препятствует свободному выбору. Если человек запрещает себе любить и быть любимым, то он может этой любви и не получить.

—Вы знаете, я, кажется, понял, что не дает мне свободно думать о любви.

—Вы готовы мне об этом рассказать?

—Нет, мне это очень тяжело сделать. Может так быть, что один человек убедит другого в том, что он недостоин любви?

—Вы говорите об отце?

—Нет. Не только. Я, пожалуй, подумаю об этом сам.

—Хорошо. Если Вы захотите, мы можем вернуться к этой теме. Мы закон­чили обсуждать результаты методики цветовых метафор. Какие выводы Вы могли бы сделать? К чему Вы пришли? Что Вы поняли? Что Вы решили?

—Мне кажется, я в чем-то перестал водить себя за нос. Это главное. Я по­нял, что я никогда серьезно не относился к тому, чтобы перебраться в Канаду. И компьютеры — тоже не моя стихия. А вот что мне теперь делать, я должен решить сам».

Мы с Марком попрощались и больше не встречались. Через несколько ме­сяцев он мне позвонил и рассказал, что уволился из вневедомственной охра­ны, переехал в Карелию и устроился на работу лесничим.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты