КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Решение матричных игр в чистых стратегиях.
Матричная игра двух игроков с нулевой суммой может рассматриваться как следующая абстрактная игра двух игроков. Первый игрок имеет m стратегий i = 1,2,...,m, второй имеет n стратегий j = 1,2,...,n. Каждой паре стратегий (i,j) поставлено в соответствие число аij, выражающее выигрыш игрока 1 за счёт игрока 2, если первый игрок примет свою i-ю стратегию, а 2 – свою j-ю стратегию. Каждый из игроков делает один ход: игрок 1 выбирает свою i-ю стратегию (i = 1,2,...,m,), игрок 2 – свою j-ю стратегию (j = 1,2,...,n. ), после чего игрок 1 получает выигрыш аij за счёт игрока 2 (если аij< 0, то это значит, что игрок 1 платит игроку 2 сумму | аij | ). На этом игра заканчивается. Если рассмотреть матрицу
то матричная игра с матрицей А сводится к выбору игроком 1 любой из своих стратегий – (это строки матрицы А), а игроком 2 - любого столбца, и получения игроком 1 (за счёт игрока 2) выигрыша аij. Матрица А называется платежной матрицей игры, элементы которой аij есть выигрыши игрока 1. Главным в исследовании игр является понятие оптимальных стратегий игроков. В это понятие вкладывается следующий смысл: стратегия игрока является оптимальной, если применение этой стратегии обеспечивает ему наибольший гарантированный выигрыш при всевозможных стратегиях другого игрока. Исходя из этих позиций, игрок 1 исследует матрицу выигрышей А следующим образом: для каждого строки определяется минимальное значение выигрыша , затем из этих минимальных выигрышей отыскивается такая стратегия, при которой этот минимальный выигрыш будет максимальным, т.е. находится Число называется нижней ценойигры (максимином) и показывает, какой минимальный выигрыш может гарантировать себе игрок 1, применяя свои чистые стратегии при всевозможных действиях игрока 2. Игрок 2 при оптимальном своём поведении должен стремится по возможности за счёт своих стратегий максимально уменьшить выигрыш игрока 1. Поэтому для игрока 2 отыскивается наибольшее значение аij в каждом столбце j и затем из этих значений определяется минимальное: Число называется верхней ценой игры (минимаксом) и показывает, какой максимальный выигрыш за счёт своих стратегий может себе гарантировать игрок 1. Другими словами, применяя свои стратегии, игрок 1 может обеспечить себе выигрыш не меньше , а игрок 2 за счёт применения своих стратегий может не допустить выигрыш игрока 1 не больше, чем . Если , то говорят, что матричная игра имеет седловуюточку в чистых стратегиях и чистую цену игры Седловая точка – это пара чистых стратегий (iо,jо) соответственно игроков 1 и 2, при которых достигается равенство . Пара чистых стратегий (iо,jо) игроков 1 и 2, образующая седловую точку и седловой элемент , называется оптимальнымрешением игры. При этом iо и jо называются оптимальными чистыми стратегиямисоответственно игроков 1 и 2. Пример 5 Найти цену игры, заданной платежной матрицей Решение: Очевидно, что нижняя цена игры , верхняя цена игры . Седловой точкой является пара (iо = 3; jо = 1),то есть оптимальными стратегиями для игрока 1 является i = 3 – третья строка матрицы А, для игрока 2 - первый столбец, j = 1. Цена игры равна =2 Заметим, что хотя выигрыш в ситуации (3;3) также равен 2 , но она не является седловой точкой, т.к. этот выигрыш не является максимальным среди выигрышей третьего столбца.
|