КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Передача контроля над государством ученым и профессорам - путем установления ТЕХНОКРАТИИ.3.Автортеории конвергенции - "сближения";сглаживания соц.экономических , идеологич.различий между капитализмом и социализмом с их последующим синтезом в едином "смешанном обществе".Предупреждал, что экономические реформа могут привести к дикому капитализму 19 века. Даниэл Белл "Грядущее постиндустриальное общество" (1973). 1.Общество проходит три стадии: доиндустриальную; индустриальную;постиндустриальную.З.Бжезинский назвал ее сверхиндустриальной. В доиндустр. эпохе преобладает сельское хозяйство(первичная сфера экономич.деятельности);в индустриальной(промышленность (вторичная сфера); в постиндустриальной - сфера услуг (третичная сфера). 2.На каждой стадии свои главные социальные институты: - в аграрном - церковь и армия; доминитрующее положение у священников и феодалов; - в индустриальном - корпорации;доминир.положение у бизнесменов; - в постиндустриальном - университеты;доминир.положение у ученых и менеджеров-консультантов. 3.Постиндустриальное общество назвал информационным;высокоэффективная рыночная экономика и развитие информационно-компьютерных технологий 4.Радикально изменяется социальная структура общества: на место классовому делению приходит профессиональное.Правящей элитой стновятся не крупные собственники, а люди с высоким уровнем образования Постиндустриализм - "революция ученых".Университеты становятся важнейшим соц.институтом. 5.НТР не в состоянии предотвратить обострение социальных противоречий..
Символический интеракционизм.- один из примеров микросоциологических теорий. Основное внимание уделено изучению человека и его взаимодействия с другими людьми. 1.Основы этого подхода заложил М.Вебер в его"Понимающей социологии".Общество, по Веберу, продукт совместно действующих людей,понятых и услышанных друг другом;любое социальное явление возникает из взаимодействия индивидов. 2.Предшественники символ.интеракц.были У.Джейм ( двойственная природа человека),Ч.Кули (создатель теории зеркального Я). 3.Основопложник этого течения амер.социолог дж.Мид.Работа "Роль,Я и общество" (1934). М.Мид- главная идея -взаимодействие -интеракция-всегда опосредовано символами,среди которых важнейшими являются язык жестов и речь.Овладение ими необходимое условие социализации индивида. 2) Социализация и взросление человека - это процесс обретения роли.Понятие рольозначает, что поведение человека всегда осуществляется относительно кого-то и роли выступают не только образцами поведения, но и образцами отношений между людьми. 3)Наличие зрителей (реально или в сознании индивида) выполняет функцию социального контроля, регулируя принятие решение и поступки индивида. Символические интеракионисты второго поколения - Блумер,А.Роуз,Г.Стоун,А.Стресс.занимались исследованием лингвистической стороны взаимодействия людей, роли языка в формировании сознания человеческого Я и общества. Блумер считал, что люди относятся к различным явлениям, ориентируясь не на их предметное значение (собаку,например), а на те значения, которые они (или их окружение) придают этим явлениям (Мать внушила ребенку страх перед собакой). 2)Общество,по мнению интеракционистов, следует понимать как взаимодействие между миллионами индивидов, каждый из которых несет миру свой смысл,свои намерения.Ни человек, ни общество не являются статичными, и то и другое - процесс. Вывод:основой социальных изменений являются не объективные факторы, а субъективные. Феноменологическая социология.Представители:А.Шюц,П.Бергер,Т.Луккман.Сказывается влияние М.Вебера и Э.Гуссерля. 1.Основоположником этого направления считается Альфред Шюц (1899-1958). Социология должна ориентироваться на субъективный мир человека и изучать тотфеноменальный жизненный мир, в котором живет обычный индивид. 2.Жизненный мир - мир повседневности, мир наличных переживаний, психологических состояний и мыслительных актов человека, осущ.стихийно и неподконтрольных мыслительной рефлексии в момент их реализации. 3.Социальная реальность - не объективная и устойчивая соц.структура, и не совокупность соц.действий, которые могут быть зафиксированы внешним наблюдателейм, а феномен совокупного сознания множественных индивидов, объединяющая людей интерсубъективность( неосязаемое и динамичное явление, которое не может быть познано обычными методами познания.) У каждого индивида своя биография, жизненный мир не повторяется. 4.Познание разделил на обыденное и научное(научная типизация).Благодаря обыденному - происходит идентификация и узнавание окружающего мира.Научное познание конструирует идеальные типы,связано с обыденным и представляет процесс его обобщения. Понимание - это процесс интерпретации событий с точки зрения личного опыта человека.
Теория социального обмена.Дж.Хоманс и П.Блау. Теорию соц.обмена относим к группе микросоциологических теорий. Дж.Хомансу принадлежит лозунг: "Назад к человеку",положивший начало критики структурного функционализма с позиций психологизма. 1.Хоманс и Блаухарактеризуют социальное поведение как обмен деятельностью людей в зависимости от количества и вида вознаграждения. 2. Сущность социального действия, по Хомансу, состоит в принципе экономической рациональности, каждый человек стремится в процессе общения получить при минимальных затратах наибольшую выгоду. 3.Социальное поведение характер.след.чертами: а) наличие или отсутствие вознаграждения за поступок влияет на частоту его повторения; б) отсутствие ожидаемого вознаграждения может вызвать гнев, агрессию; в) если в определенной ситуации поступок приводит к успеху, то в похожих условиях человек будет аналогично действовать. Вывод: все социальные процесссы жестко детерминированы стремлением людей к получению воззнаграждения. П.Блау. Люди вступают в соц.отношения с надеждой получения вознаграждения и продолжают эти отношения ,если получают то, к чему стремятся.Типы вознаграждения: социальное одобрение, уважение, признание, статус. Теория справедливого обмена (Дж.Адамс, Дж.Уолтер). 1.Центральная категория - понятие справедливое отношение, понимаемое как пропорциональность вкладов и результатов социального взаимодействия. 2.Человек всегда стремится к получению наибольшей выгоды,обусл.эгоизмом; 2.объединение людей увеличивает их коллективные выгоды;группы ограничивают притязания отд.индивидов, добиваясь справедливых отношений; человек,обнаруживая, что участвует в несправедливых отношениях, попадает в ситуацию психологического дискомфорта. Вывод:стремление к социальной справедливости рассматривается: во-первых, как проявление природы человека и складывающихся соц.отношений; во-вторых, как главная причина инд.и коллективных действий людей.
К.Г.Юнг швейцарский психоаналитик и исследователь мифов впервые ввел понятие "архетип"; связал данное понятиес платоновским эйдосом и кантовскими априорными идеями. Архетипы - это не сами образцы, а схемы образов, прообразы, их социопсихологические предпосылки проформы поведения, их возможность устойчивого существования. ГЕНОТИП -термин ввел в 1903 году датский биолог Б.Йонансен - совокупность особенностей организма, обусловленная в своем развитии действием генетических, наследственных факторов. ФЕНОТИП- обозначает анализ развития человека и человечества в едином синтезе как генетических, наследственных факторов так и условий внешней среды, в рамках которой происходит их развитие. СИМВОЛ - понятие носит междисциплинарный характер. Кассирер - символ- это смысл, проявляющийся в чувственном, чистейшее и свободное измышление, строимое познанием с целью овладеть миром чувственного опыта. Символ является основой всех форм культуры. Ч.Пирс- основатель семиотики: символ, в отличие от знака, не указывает прямо на детонат (т.е.объект или агент реального мира, взятый как целое), а отсылает к спектру значений, которые связаны в сознании с материальным или идеациональным объектом. У Ч.Пирса символ неотделяет от знака и его значения. Дюркгейм Э.Коллективные представления соотносимы с коллективным символом (тотемом),являющимся продуктом совместных действий индивида. Понятие символа - важнейшая категория в концепции символического интеракционизма ( символ на основе его социальной природы. Социолог Уорнерпонимал символ как комбинацию знака и его значения декларировал целостный характер символа. Значение первично, а знак вторичен.
Раздел "СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.
1.Социальный статус- это позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей. 2.Статусная кристаллизация- процесс усвоения статусной несовместимости, то есть ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных пространств при обладании низким статусным уровнем в другом. 3.Аскриптивным, или приписанным, называется такой статус, для достижения которого его обладатель не прилагает никаких собственных усилий, его наделяют окружающие- Например: принц. 4.Статусы и роли-пустые ячейки социальной структуры. 5.Социальный и личный статусы могут совпадать, а могут и не совпадать. 6.Оценка профессионального рейтинга отражает личный статус.(уровень качества выполнения служебных обязанностей, которой заслуживает конкретный работник, по мнению руководства, коллег. 7.Личный статус- это позиция, занимаемая индивидом в своем непосредственном окружении, оценка, которую ему дают родственники, коллеги, друзья. 8.Совокупность всех статусов образует социальную структуру. 9.Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются в социальных отношениях. 10.Социальной ролью называется характер поведения, который окружающие люди вправеожидать от обладателя того или иного статуса. 11.Роль описываеттот факт, что обладатели статусов взаимодействуют друг с другом, оценивая характер поведения друг друга в соответствии с теми статусами, которыми они обладают. 12.Понятие ролевая дистанцияобозначает ситуацию, субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею.
|