Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Виды нарушения прав




Право интеллектуальной собственности в большинстве стран миря имеет двойственную природу, т.е. права на некоторые объекты интеллек­туальной собственности разделяются на личное неимущественное и ис­ключительное право. Такая природа права интеллектуальной собственно­сти признается не для всех объектов. Например, для объектов смежных прав (за исключением исполнений) и для маркетинговых обозначений личное неимущественное право не признается, хотя некоторые объекты имеют несомненный творческий характер.

Правовое признание личных неимущественных и исключительных прав означает, что нарушения этих прав могут относиться к каждой из этих категорий. Кратко рассмотрим возможные нарушения этих прав.

Личное неимущественное право. Некоторые объекты патентного права (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, топологии интегральных микросхем, сорта растений) имеют своих авторов, и патент­ное законодательство признает за ними право авторства. Нарушения па­тентного права авторства относительно редки, поскольку авторство того или иного лица прямо установлено в патентном ведомстве, а использовать патент может только патентообладатель или лицо, которому передано пра­во на использование.

Почти неизвестны действительные нарушения права исполнительства, поскольку при любом использовании записи исполнения невозможно за­менить исполнителей на иных лиц. Другое дело, что при публичном ис­полнении, сообщении или доведении до всеобщего сведения имя испол нителя может быть искажено, заменено или вообще отсутствовать, как и

1 См.: Дворянкин О., Обнинский А. «Песочные часы» преступной деятельности ил рынке объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собствен ность. Авторское право и смежные права. 2002. № 9. С. 36.


мена авторов. Каждое из этих действий представляет собой нарушение конодательства.

Наиболее многочисленными являются нарушения права авторства на роизведения литературы, науки и искусства, и самым серьезным наруше-ием признается плагиат.

Плагиат — это самовольное обнародование некоторым лицом под своим именем произведения, созданного другим автором.

Плагиат означает присвоение чужого произведения, исключительных И личных неимущественных прав, прежде всего права авторства. Следует подчеркнуть, что при плагиате чужое произведение или его часть присваи­ваются, т. е. плагиат является хищением объекта авторского права, или ли­тературным воровством. Заимствование частей из чужих произведений и обнародование их под своим именем без указания источника заимствова­ния и автора произведения также признается плагиатом. Термин «плагиат» происходит от латинского «plagiatus» (похищенный), а «плагиатор» — от «plagiator» (похититель).

Плагиат настолько распространен, что даже при определении плагиата иногда прибегают к плагиату. В Википедии — «народной энциклопедии» — утверждается, что «в римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas)». Эта фраза взята из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона без указания источника заимствования. Вся остальная статья о плагиате в Ви­кипедии повторяет соответствующую статью из энциклопедического сло­варя, т. е. является плагиатом. Другими словами, автор статьи в Википедии совершил литературное воровство. Кстати, в словаре Брокгауза и Эфрона указан автор соответствующей статьи (Ар. Горнфельд), а в Википедии не указан ни источник заимствования, ни автор. К большому сожалению, многие статьи этой «энциклопедии» имеют аналогичный характер. В сло­варе Брокгауза и Эфрона содержится немало примеров плагиата, однако не упомянут плагиат российских авторов. Басни Лафонтена и иных авто­ров можно было свободно переводить, но неупоминание их имени означа­ет плагиат. Количество таких плагиатных произведений бесчисленно, здесь не только «Золотой ключик» или «Волшебник Изумрудного города», но и множество других произведений.

Особый расцвет плагиат получил в перестроечное и постперестроеч­ное время в общественных и особенно в экономических науках. Западные эксперты и консультанты старались насаждать свою модель рыночной экономики, к которой стремились «демократы». Самые находчивые аспи­ранты и соискатели добывали книжицы малоизвестных зарубежных авто­ров, с горем пополам переводили их части и издавали в качестве собствен­ных статей в соавторстве со своими научными руководителями. Переводы книг оформлялись в качестве диссертаций и успешно защищались как но­вый и выдающийся вклад в отечественную экономическую науку рыноч-


312 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


ного образца. Затем такие «ученые» становились академиками и члена­ми-корреспондентами, министрами и их заместителями, руководителями вузов и институтов, факультетов и кафедр и продолжали свое плагиатное дело.

Весьма распространен музыкальный плагиат. С этим явлением хорошо знакомы любители музыки. Очень часто «творцы» радуют своих поклон­ников мелодиями, которые полностью или частично заимствованы у зару бежных коллег. Особенно это явление процветало во времена «железного занавеса», когда обласканные властью «народные творцы» безнаказанно воровали западные мелодии и выдавали их за достижения социалистиче­ского реализма в музыке. Эти мелодии продолжают звучать и сейчас.

В настоящее время плагиат распространен в компьютерных сетях. В Интернете размещено множество произведений, авторы которых либо не указаны, либо указано неверное авторство. Особенно это характерно для так называемых рефератов, представляющих собой отрывки из произведе­ний известных авторов, но без ссылки на них. Такие рефераты использую! студенты вузов в качестве курсовых, дипломных и иных работ. Есть служ бы, которые принимают заявки на подготовку курсовых, дипломных и диссертационных работ любой направленности. Все подобные работы ян ляются плагиатом. Преподаватели вузов оказались в сложном положении, когда они понимают, что тот или иной студент, ничем себя не проявивший и даже иногда плохо владеющий русским языком, не мог написать хоро шую работу, а взял ее в Интернете, но доказать это не могут. Некоторую помощь в этом отношении может оказать сайт antiplagiat.ru, однако ею возможности пока весьма ограничены. Большинство западных универси­тетов давно используют программные средства и базы данных для борьбы с плагиатом студентов.

К сожалению, самим преподавателям тоже свойственен плагиат иных форм. Многие лекции, в основном в общественных науках, представляю! собой компиляции из учебников и монографий без указания их авторов. В научных статьях приводятся отрывки из книг, которые авторы сами ни­когда не держали в руках.

В Интернете получили распространение и иные формы плагиата. Весь ма часто используются без какого-либо разрешения и без указания источ ника заимствования оформление, структура и наполнение действующих сайтов.

Существует несколько неверных представлений о плагиате. Напри мер, в некоторых случаях заявляют, что некто похитил идею или сюжетную линию некоторого произведения. Так было при обвинении в плагиате Д i на Брауна в отношении его произведения «Код да Винчи». Автор имел право использовать идеи, теории, мысли своих предшественников в иной форме. В соответствии с действующими международными нормами автор ского права идеи не охраняются и поэтому они могут быть использованы любыми лицами без каких-либо ограничений. Дэн Браун не присваивал


§ 8.5. Виды нарушения прав • 313

ни авторства, ни произведений иных авторов, и поэтому суд не признал его Плагиатором.

В законодательстве ряда стран с переходной экономикой, например, •станавливается ответственность за нарушение права авторства, но не Исполнительства.

Нарушение права авторства — это лишь часть плагиата. Второй его ча­стью является присвоенное нарушителем исключительное право. Установ­ление факта плагиата не является легкой задачей. Простое сличение тек-ов не всегда достаточно. В ряде случаев нарушитель подменяет исходный кет, дополняет его своими или заимствованными элементами, меняет мена действующих лиц и т. д.

К нарушениям права авторства относят принуждение к соавторству. Вто отнюдь не редкое явление. Обычно оно не проявляется в простой и яв-^ой форме, а выражается в служебном принуждении к соавторству. Руково­дитель творческого коллектива явно не принуждает авторов служебных Произведений включать его в число соавторов. Как правило, автор делает Это сам, зная моральный облик руководителя и его желание быть соавто­ром всех работ, выполняемых в коллективе. Особенно распространена та­кая практика в научных коллективах, когда сотрудники «уговаривают» ру­ководителя стать соавтором. Автор надеется получить благосклонность руководителя, приобщиться к «научной школе», защитить диссертацию, получить продвижение по службе и т. д. Весьма сложно доказать, что все вто — принуждение к соавторству. С другой стороны, без «принуждения К соавторству» ученые в расцвете лет, как правило, не могут иметь 400— 500 и более научных работ, выполненных самостоятельно.

Весьма распространены нарушения права на защиту репутации автора Шили исполнителя. В некоторых случаях обвинения в ущербе репутации но-|сят откровенно субъективный характер и отражают «микроклимат» в соот­ветствующей творческой среде.

Типичным нарушением права на защиту репутации является перера­ботка или перевод произведений, права на которые переданы авторами |иным лицам по договору. В некоторых случаях автору может казаться, что [переработка его произведения наносит моральный ущерб репутации [«творца». Хотя в случае правомерных переводов произведений автор мо-1жет не знать языка перевода, но и здесь у «творца» могут быть моральные [ терзания.

Право на защиту репутации часто используется авторами и исполни­телями для получения дополнительного вознаграждения помимо установ­ленного в договоре на передачу соответствующего исключительного права. Подобное моральное нечистоплотство весьма распространено.

Поскольку личное неимущественное право бессрочно, использование произведений, перешедших в общественное достояние, не должно нару­шать это право. В законодательстве устанавливается, что личные неиму­щественные права умершего автора могут защищать его наследники, но


314 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


§ 8.5. Виды нарушения прав • 315


 


сами права к ним не переходят. Если в отношении права авторства это ее тественно, т. е. наследник не может указать себя автором даже необнародо ванного произведения умершего автора, то в отношении права на защит у репутации положение иное.

В соответствии со ст. 1267(2) Гражданского кодекса Российской Феде­рации наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица вправе осуществлять охрану неприкосновенности произведения. Это означает переход права к наследнику или иному лицу. Действительно, на следник имеет право защищать неприкосновенность произведения умер­шего автора, однако это и есть право на защиту репутации. Другими слова­ми, неотчуждаемость права авторства может иметь место, а права па защиту репутации — нет, поскольку умерший автор не может защитить свою репутацию. С другой стороны, защита репутации умершего автора наследниками может выглядеть весьма странной и даже аморальной. За­кон предоставляет им право оценивать использование произведений, ко­торые они не только могут не понимать, но и вообще не знать, как и само1 о автора. Поэтому норма закона о защите репутации умершего автора на­следниками или иными лицами не вполне проработана.

Исключительное право. Возможные виды нарушений исключительного права прямо устанавливаются в законодательстве. При обсуждении ис­ключительных прав в настоящем издании особо отмечалось, что использо­вание объекта интеллектуальной собственности правомерно только с раз­решения правообладателя. Если объект используется без разрешения • это нарушение закона. В некоторых случаях законодательство разрешает при некоторых условиях и в определенной форме использовать объекты и без разрешения правообладателя. Кроме того, существуют разрешенные формы использования, соответствующие трехуровневому критерию для объектов авторского права и смежных прав и двухуровневому критерию для объектов промышленной собственности. Подобные использования объектов интеллектуальной собственности не считаются нарушениями за­кона.

Кратко рассмотрим возможные нарушения авторского права и смеж-| ных прав, патентных прав и прав на маркетинговые обозначения.

Нарушения авторского права и смежных прав. В законодательств устанавливаются виды использования произведений литературы, науки и искусства, которые требуют разрешения правообладателя. Если же эти ис­пользования совершены некоторым лицом без разрешения правообладл теля, то они являются нарушениями закона, а соответствующее лицо — на рушителем. Например, в соответствии со ст. 1270(2), 1317(2), 1324(2), 1330(2), 1334(1) и 1339(1) Гражданского кодекса Российской Федерации нарушения ми авторского права и смежных прав может быть их:

• воспроизведение;

• переработка;

• распространение;


 

•публичный показ; • публичное исполнение; • сообщение для всеобщего сведения; •доведение для всеобщего сведения; • импорт;

• прокат.

В § 4.1 подробно рассмотрены приведенные виды использований объ­ектов авторского права и смежных прав. Следует иметь в виду, что судеб­ное рассмотрение действительных нарушений основывается в первую оче-Ьедь на положениях законодательства, а не на их комментариях. Лишь в Ьаиболее сложных и спорных случаях суд может принимать во внимание мнения специалистов, в частности обнародованные в соответствующей ■итературе. Такие спорные случаи весьма распространены, поскольку са­мо законодательство содержит как неточности, так и просто ошибки, что *же в некоторой степени обсуждалось ранее.

Помимо вышеперечисленных категорий правонарушений Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фоно­граммам установили еще два вида действий, за совершение которых соот­ветствующие лица могут быть привлечены к ответственности:

• удаление или изменение любой электронной информации об управ­лении правами без разрешения правообладателя;

• удаление технической защиты объектов авторского права или смеж-шых прав.

Эти неправомерные действия подробно рассматривались в § 8.3. Не­обходимо отметить, что нарушением закона является не только удаление технической защиты, но и производство и распространение противоза-щитных устройств, а также предоставление услуг по снятию технической защиты с объектов авторского права и смежных прав. Судебных дел в отно­шении такой категории правонарушений немного. Более того, такие дела иногда не удается выиграть даже правительству. Причина такого положе­ния заключается в противоречивости норм правовой охраны технической защиты объектов авторского права и смежных прав, когда разрешенные

I использования требуют удаления технической защиты объектов.

Как уже отмечалось, исключительное право включает не только право

[на использование объектов, но и право на получение вознаграждения за некоторые использования объектов. Речь прежде всего идет о вознаграж-

! дении за использование служебных объектов. Если право на вознагражде­ние нарушено, то лицо, совершившее такое нарушение, считается нару­шителем законодательства об авторском праве и смежных правах.

Нарушения патентного права. Для всех объектов патентного права нарушения относятся, по существу, к сходным категориям.

Например, нарушениями патентного права на изобретения считаются следующие действия, совершаемые без разрешения патентообладателя или правообладателя:


§ 8.6. Защита интеллектуальных прав • 317

316 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


• изготовление продукта;

• осуществление способа;

• введение в гражданский оборот продукта и способа;

• импорт продукта.

Для полезных моделей нарушениями исключительного права могут быть такие действия, как:

• изготовление и производство устройств;

• введение в гражданский оборот устройств;

• импорт устройств.

Аналогичные нарушения могут иметь место и при использовании про­мышленных образцов без разрешения патентообладателя или правооблада теля:

• изготовление и производство изделий;

• введение в гражданский оборот изделий;

• импорт изделий.

Исключительное право на топологии интегральных микросхем может быть нарушено, если совершены следующие действия без разрешения пра­вообладателя:

• изготовление и производство микросхем с воплощенной топологией;

• введение в гражданский оборот микросхем;

• импорт микросхем.

Поскольку селекционные достижения допускают несколько близких видов использований, нарушениями исключительных прав могут быт признаны следующие действия, совершенные без разрешения патентооО ладателя или правообладателя:

•размножение, производство и воспроизводство сортов растений пород животных;

• введение в гражданский оборот сортов растений и пород животных;

• импорт и экспорт сортов растений и пород животных.

Следует отметить, что число судебных дел, связанных с нарушениями исключительных прав на рассмотренные объекты, гораздо меньше, чем по нарушениям авторского права или смежных прав и по нарушениям прав па маркетинговые обозначения.

Право на вознаграждение за использование служебных объектов па тентного права также может нарушаться. В таком случае лицо, соверши» шее нарушение, является нарушителем патентного законодательства.

Нарушение права на маркетинговые обозначения. Несмотря на то что большая часть нарушений относится к неправомерному использованию товарных знаков и знаков обслуживания, нарушаются права и на иные маркетинговые обозначения, прежде всего на фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров.

Нарушения прав на фирменные наименования заключаются в их не­правомерном использовании. Поскольку фирменные наименования не подлежат регистрации, доказать факт нарушения права на фирменное на


именование не всегда просто. Подобно однофамильцам, существует много предприятий и организаций, имеющих одинаковые фирменные наимено­вания. Несомненно, если некоторый производитель использует зарубеж­ное фирменное наименование, то такие действия могут быть признаны Нарушением при отсутствии лицензии на право использования такого фирменного наименования.

Нарушения прав на наименования мест происхождения товаров отно­сятся в основном к неправомерному использованию наименований вин­но-водочной продукции, а также некоторым товарам сельскохозяйствен­ного производства, продукции народных промыслов и т. д. Как уже Отмечалось, неразрешенные использования мест происхождения товаров могут считаться нарушениями национального законодательства, если со­ответствующее наименование зарегистрировано в стране использования. Без регистрации неразрешенное использование не может быть признано Нарушением, несмотря на желание многих стран установить экс-террито­риальную охрану наименований места происхождения своих товаров.

Перечень видов использования охраняемых товарных знаков включа­ется в законодательство в отношении товаров или их упаковки, обозначен­ных товарным знаком, например (см. § 6.8):

• изготовление товара;

• ввоз товара;

• применение товара;

• хранение товара;

• предложение товара к продаже;

• продажа товара;

• иное введение в гражданский оборот.

Следовательно, любое такое использование, выполненное без разре­шения правообладателя, является нарушением законодательства, а лицо, совершившее такое использование — нарушителем. Существуют и нару­шения прав на знаки обслуживания, которые явно не установлены в зако­нодательстве. Нарушения прав на товарные знаки являются одними из са­мых массовых.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты