КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этюд 85
Этот этюд обязательно нужно выполнить тем, кто считает себя стеснительным человеком, кто боится аудитории. Хотя пользу он принесет и тем, кто уверен в себе и привык быть раскованным. Попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить, подвести логическую базу), чем вам во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Я имею в виду публику, которая вам неизвестна. Потерей авторитета (о вас, как вам кажется, думали лучше)? Потерей самоуважения? Вас лишат премии, оклада, отпуска, объявят выговор? Не знаю, как будете рассуждать по этому поводу вы, но я самоуверенно заявляю: в ЛЮБОМ случае, даже если ваше выступление окажется сверхпозорным, вы ничего не потеряете, а только приобретете. Близкие вам люди все равно знают, какой вы. А незнакомые о вашем неудачном выступлении забудут ровно через пять минут. Вспомните, какие информационные телепередачи вы смотрели три дня назад. Также постарайтесь вспомнить, кто и что говорил. Это суть этюда — попытаться вспомнить. Посидите полчаса, час, два, стараясь воскресить в памяти, что было, скажем, в программе «Время» по первому каналу или в «Вестях» на Российском телевидении. Почти гарантирую: не вспомните! Но когда вы смотрели программу, вы же на нее как-то реагировали? К кому-то отнеслись одобрительно, кто-то вызвал у вас протест. Плохие, слабые выступления забываются тут же, а хорошие легко запоминаются. Кроме того, интересные выступления пересказываются — и таким образом снова закрепляются в памяти. Кстати говоря (какое плохое начало фразы, лучше словосочетание кстати говоря использовать как можно реже), это относится не только к телевизионным передачам. Вспомните хорошие фильмы, увиденные вами десять лет назад. Почти уверен: десять — пятнадцать названий тут же всплывут в памяти. А десять — пятнадцать плохих фильмов? Их невозможно вспомнить, они исчезли из вашей памяти, не оставили следа. То же самое и с книгами. Наверняка вы без труда составите список из двадцати хороших книг, прочитанных вами в детстве (в детстве!). А плохие, неинтересные книги? Вы же их читали (допускаю, что месяц, два, три назад)? Но вряд ли вспомните их названия, авторов, сюжет, героев! Пожалуйста, составьте текст для аутогенной тренировки (понятие аутогенной тренировки ввел несколько десятилетий назад немецкий ученый Иоганн Генрих Шульц (1884-1970); он одним из первых сформулировал понятие неврозов, которое не устарело и по сей день) под условным названием «Я не боюсь провала!». Может быть, вам помогут такие фразы: в случае провала я ничего не потеряю; мне необходимо плохо выступить; мне необходим провал. Понимаю ваше удивление. Как это так — школа «Учимся говорить публично», а меня призывают подготовиться к провалу, рекомендуют выступить как можно хуже. Не торопитесь с выводами. Подготовьте небольшое выступление на любую тему и при первом же удобном случае — лучше всего, если ваша речь окажется, как говорится, ни к селу ни к городу — выступайте. Действуйте по принципу несовместимости. Скажем, в кинотеатре, театре обсуждаются новый фильм, спектакль. Или проводятся диспут в доме культуры, читательская конференция в библиотеке. (Читайте объявления — обязательно наткнетесь на приглашение принять участие в том или ином обсуждении.) Всех желающих приглашают выступить. Смело выходите к микрофону и начинайте произносить свою заранее подготовленную речь, которая не имеет к теме ни малейшего отношения. Скажем, такую: "Граждане, значит, э... товарищи, господа, вот, судари, и, как там вас называть, э... судари, дамы, если, так сказать, они, теперь здесь есть, и мадемуазели, ну и, сами понимаете, юноши и девушки, то есть, э... как бы это точнее сказать, не обидеть, следовательно, никого, словом, э... значит, так сказать, все, кто сидит в зале и не слушает или слушает меня. Я хочу вам сказать... Я совершенно не волнуюсь, поэтому так уверенно говорю... Я буду говорить долго, очень долго, столько, сколько хватит у меня терпения говорить перед вами, у меня, значит, а не у вас, значит, слушать меня... Приготовьтесь... " (Я расставил знаки препинания, чтобы не смущать корректора. А вы должны шпарить без пауз, можно то тараторить, то тянуть каждое слово.) Подобная речь звучит чуть более минуты. Представляете, какой гвалт поднимется через десять секунд! За 40-50 секунд вы заставите людей шикать, свистеть, хлопать, выкрикивать «Долой!», «Ну, ты даешь!», «Что ты хочешь сказать?». Можно подобную речь произнести и просто в курилке (лучше, если вы окажетесь в чужой фирме). Заведите разговор на любую тему и «толкайте» свою речь. Ничего и никого не бойтесь. Вас же никто не знает. Конечно, все будут слушать и удивляться. На всякий случай можете подстраховаться. Если присутствует кто-то из знакомых, подойдите к нему и шепните на ухо: мол, я занимаюсь в школе «Учимся говорить публично» — и мне нужно произнести странную речь, поэтому не удивляйся, это я задание учителя выполняю. (Так же можно объясниться, если вдруг среди слушателей окажется человек, перед которым вам было бы неловко плохо выступать.) Итак, начните нести откровенную абракадабру. Слушатели будут усиленно хлопать и топать ногами, чтобы вы как можно быстрее покинули сцену. Но знайте: чем сокрушительнее ваш провал, тем большего вы добились. Мы идем от обратного. Клин — застенчивость, боязнь публики — вышибают клином — самоуверенностью и игрой в неумение говорить, в сознательное утрирование неумения говорить. Это игра в полного, если угодно, идиота. Хорошая отметка (отметку вы ставите себе сами) зависит от качества провала. Чем больше свиста, топанья, гиканья, шиканья, хохота, недоумения, желания вас побыстрее согнать с трибуны, тем лучше вы выполнили этюд. Идеально, повторяю, выступать перед незнакомой аудиторией. Какая вам разница, что подумают о вас незнакомые люди? Но даже если это выступление будут слушать люди, которые достаточно хорошо вас знают, то в этом тоже нет ничего страшного. О вашем неудачном выступлении забудут ровно через десять минут. Восемь подобных выступлений (вы запрограммировали себя на провал, он вам необходим, успех зависит от настоящего провала, вам нечего терять, не надо волноваться) — и вы, гарантирую, приобретете уверенность в своих силах. Этюд сложен, но выполним. Он позволяет импровизировать, играть. И в любом случае вы почувствуете власть над публикой. Вы захотели ее рассердить, заставить волноваться — вы своего добились. Какие могут быть темы выступления? Уверен, вы их легко придумаете сами. На всякий случай для сверхзанятых учеников даю примерные темы. О борьбе с тараканами и клопами. О необходимости ежедневно умываться. О том, как важен собачий секс и как трудно бывает произвести вязку. Понимаю: многие, прочитав задание, воскликнут: вам легко говорить «ничего не бойтесь», а как этого добиться? Очень просто! Выполнить как можно лучше этюд N 85. Итак, хорошей вам учебы — блестящего вам провала, повторяю я, желающий вам успеха.
|