Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Веселовский. Историческая поэтика.




В противовес мифологической теории появления поэзии Веселовский выдвинул т.н. теорию самозарождения, высказав мысль, что фольклорное искусство могло складываться и в отрыве от мифа – из обряда. В качестве примера он приводит хоровые песни, в которых т.н. стадия синкретизма была продиктована отсутствием осмысленного текста у первобытных людей (для создания хора была необходима хоть какая-то общность ,и ей в отсутствие текста стал ритм) или неких иных вполне объективных причин. При этом он говорит о том, что это приводило исполнителей в состояние аристотелевского катарсиса (например, женщины Маори). На фоне этого В. показывает эволюцию текста, от второстепенного и не вполне осмысленного при примате ритма (например, в игровых звукоподражательных песнях) до его главенствующего положения. Веселовский привлекает обильный этнографический материал первобытных африканских племен. Миф, по мнению Веселовского, стал составляющей обряда уже позже, в период формирования религиозного сознания. Календарный фольклор имеет уже мифологическую основу. Причем Веселовский подчеркивает, что при главенстве календарного фольклора существовали внекалендарные (например похоронные) и даже внеобрядовые (маршевые) песни. К периоду становления мифа относится время эволюции обряда в культ (сакральный обряд). К составляющим календарного культа Веселовский относит, например, дифирамб. Соответственно к дифирамбу восходит первая хоровая поэзия (Стесихор и ее развитие – Пиндар). К причитанию восходит лирическая песня и первая лирика (Сапфо). Проводя сопоставительный анализ этнографических данных, Веселовский приходит к выводу о единообразии обрядов у разных народов, взаимодействие которых абсолютно исключено (главным образом, праздники весны, присутствующие почти у всех народов). Значит причиной этого единообразия может быть только культурный универсализм. Вместе с тем В. не отвергает миграционной теории в фольклористике, хоть и доказывает, что для заимствования необходимо «встречное течение» - культурная база. Дальнейший материал «Исторической поэтики» посвящен уже эволюции литературы. Происхождение основных тропов Веселовский также объясняет с мифологической точки зрения – как результат эстетизации некогда

имевшего объяснительный смысл определения («Происхождение эпитета»).

 

8. Зимний цикл календарной поэзии. Время от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние святки делились на Святые Вечера и на Страшные Вечера. В святые Вечера славили Христа, колядовали. Древний смысл новогодних праздников заключался в чествовании возрождающегося Солнца. В ночь под Рождество напротив каждого дома возжигали костры – символ Солнца. Возрождение Солнца – наступление Нового Года, возможность повлиять на судьбу. С этой целью совершались различные действия. Еда имела магическую силу. Колядования. Овсеневая песня. Были распространены на юге. На севере – Виноградья. Своё название эти песни получили по припеву: «Виноградье красно-зелёное моё…». Овсениевая песни сохранили смысл древнего заклинания. Главный момент – просьба обрядового подаяния. Просьба как бы свидетельствует о благополучии в семье. Помимо заклятия на урожай, выражалось пожелание долголетия и счастья. Описывался богатый дом, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, дети со звёздами. В обычае было гадать под Новый Год, а также на Крещение. Во время гаданий исполнялись подблюдные песни – песни, в которых человеку, чье кольцо вытащили, предсказывалось будущее. Чаще всего гадали девушки, поэтому предсказание относилось к возможности замужества. Стиль подблюдных песен соответствует их тематике. Грустные предсказания пелись жалостно, а оптимистические – торжественно, спокойно. Были и песни плясовые, прибауточные. После святок большим праздником была Масленица, праздник, по традиции считавшийся самым веселым в году. Масленичная неделя предшествовала Великому посту, поэтому народ ни в чем себя не ограничивал. Понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий, разгул, пятница – тещины вечера, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы. Суть праздника – в характерном ритуале сожжения чучела. Сжигание Масленицы рассматривалось как необходимость для воскрешения ее в урожае. Отношение к Масленице в песнях – различное, от величаний до осуждения – «объедала, лизоблюда». Среди особенностей масленичных песен можно отметить вопросно-ответную композицию. Для песен характерен шуточный характер, сочетание бытовой и обрядовой тематики.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты