КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Весенне-летний цикл календарной поэзии.В марте совершался обряд встречи весны. На Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачиков, на Сороки (9 марта) – жаворонков. Дети выбегали с ними на улицу, подбрасывали вверх и кричали короткие песни – веснянки. На Благовещение (25 марта) был обычай отпускать живых птиц из клеток. Середина Великого Поста называлась средокрестием. В этот день пекли «кресты». Считалось, что в этот день «пост ломается». 23 апреля – на Егория – был обычай выгонять скот, погоняя его вербной веточкой. Егорьев день был днем почитания пастухов. Неделя перед Страстной неделей называлась Вербной. В Вербное Воскресенье было принято срывать ветки вербы и хлестать ими детей и домашних животных – для здоровья и роста. Страстная неделя включала в себя подготовку к Пасхе. В день Пасхи люди разговлялись пасхальным куличом и крашеными яйками, били яйцо об яйцо. Неделя после Пасхи звалась Фоминой, первое воскресенье – Красной горкой. С этого дня начинались игрища молодежи. О хороводах см. билет 10, вопр. 2. На седьмой после Пасхи неделе праздновался Семик – троицкие обряды. Для Троицы характерны ярко выраженные женские обряды. Их древний смысл – принятие в женскую общину повзрослевших девушек. В семик «завивали березку», кумились а в Троицу (в воскресенье) ходили развивать березку, раскумляться. Обрядовым синонимом березки могла быть «кукушка» - повязка из растения «кукушкины слезы». Троицкую неделю иногда называли Русальной – обряды, связ. с Русалками. День Ивана Купалы (24 июня) был связан с летним плодородием природы. В купальскую ночь люди очищались огнем и водой, водили хороводы, пели купальные песни. Широко распространен был обычай собирать травку и целебные растения. Легенда про цветок папоротника. Там, где Купалу не праздновали, бытовал Ярилин день – практически тот же смысл и то же время. После Купалы – похороны чучела Костромы – бросали в воду. Летние гуляния заканчивались на Петров день (29 июня), праздник солнца. С этого дня начинался покос. Возможно, у древних славян был единственный праздник апогея лета, кот. длился от Ивана до Петра. 10. Русская свадьба.
11. Жанры свадебной поэзии. Свадебный обряд включает огромное количество явлений народной поэзии. В св. обрядовости получили отражение крестьянское мировосприятие ( проверка невесты как умелой хозяйки), магические действия (особые слова и обереги, призванные уберечь молодых от сглаза).Жанры: причитания (речитативно, с плачем исполняемые песенные импровизации; исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом ее с женихом к венцу, после венчания не исполнялись; не имеют сюжета, отражают бытовую жизнь крестьян; наполнены синтаксическими параллелизмами и повторами, вопросами и восклицаниями; эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения), лирические и обрядовые свадебные песни (в течение всего обряда; звучали в хоровом исполнении; относительно устойчивый текст; мотивы грусти, мотивы веселья; героиня изображается идеальной; параллелизм, символизм, эмоциональность), величальные песни (на сватовстве, рукобитье, выкупе, свадебном пиру и др.; в идеализированном плане описываются жених и невеста, дружка, сват, сваха и др.), корильные песни (на свадебном пиру; своеобразные пародии на величания; пелись с целью рассмешить и развеселить гостей), приговоры дружек (прозаические импровизации, имеющие некоторую ритмическую организацию), приметы, пословицы, поговорки, поверья, заговоры (в течение всего обряда), былички (на сбор свадебного поезда, на пиру и др.).
12. Причитания как жанр обрядовой поэзии. Причитания – женские элегические импровизации, связанные с к.-л. трагическими событиями. Не имеют устойчивого текста. Основные темы: брак поневоле, проводы в солдаты, смерть близкого. Существование П отмечено у большинства народов. Все трагические символы даны на фоне былого благополучия. ПОХОРОННЫЕ. 1) Вопрошание («на кого ты меня оставил») 2) Оповещение. Звучит при входе в избу узнавших о смерти. Тема: как наступила смерть. Сравнение усопшего с зашедшим солнцем или звездой. Призыв встать. 3) Плач при выносе. Мотив гроб=изба. 5) Причитания по пути на кладбище. Мотивы, как 1, 2 и 3. 6) Спуск гроба. Обещания не забывать и навещать. Просьба приходить во сне. 7) Возвращение с кладбища. Сюжет: мнимые поиски усопшего в опустевшем доме. 8) Поминальные. Все прежние мотивы. Исполняется либо при посещении могилы, либо просто так. СВАДЕБНЫЕ. 1) Плач на рукобитии. Обращение к родителям: «неужели я была вам не работница?». 2) Гостевные. Просьба защитить от чужака-жениха. 3) На девичнике. Обращения к подругам – просьба не забывать. 4) Банные плачи. 5) В день свадьбы. На расплетании косы, на дарах, на встрече жениха. Последние просьбы о спасении. РЕКРУТСКИЕ ПЛАЧИ. Исполнялись «вопленицами». Изображали чувства родных. Обряд: 1) жеребьевка 2) пир 3) разгул рекрута 4) посещение родных 5) молебен 6) благословение. У каждой местности своя символика причитаний. Наиболее характерна «птичья». Стих трехударный (либо двухвдарный), с фиксированным положением первого и последнего ударений. Между ними порядок ударных и безударных свободный. Число слогов в строке – от 7 до 13. Синтаксически тяготеет к вопросительным и восклицательным интонациям. Различные повторы с целью нагнетания. Характерно употребление увеличительных и уменьшительных суффиксов в т.ч. и в неименных формах. Экспрессивное словотворчество («улыбчатый»). Разнообразие и изобилие эпитетов.
|