КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хороводные песни и игры.Хороводы изначально связаны с праздником весеннего обновления, они несут магический смысл. Об этом говорит хотя бы обычай начинать водить хороводы именно с пасхальной недели. Весенние хороводы включали в себя радуницкие, георгиевские, никольские, затем плавно переходили в летние – троицкие, всесвятские, ивановские, петровские и пр. В хороводе могли петь практически любую песню, если только ее характер отвечал теме веселья, а ритм – хороводному напеву. Но настоящие хороводные песни всегда несут магич. смысл, связаны с обрядом. Традиционно хождение по кругу, обяз-но «посолонь» - по ходу солнца. Также свершается движение «восьмеркой», «цепью», другими фигурами. Хоровод делится на две группы. Одна партия символизирует «защитников посева», они выдают «красну девицу» другой партии в качестве выкупа за хороший урожай. Хоровод – это символ дружно работающей крестьянской общины. Темы могут быть разные – просо или лен сеять, солод солодить, пиво варить. Один человек – «мать» - учит всех остальных, как выполнять те или иные действия. В хороводе о посеве мака к концу игры стоящий в середине хоровода пытается вырваться, но его хватают за голову и трясут. Это символизирует победу над силами природы. Некоторые хороводные обряды символизируют удачную охоту. Например, в хороводе парень-«заинька» встает в центр хоровода и символизирует собою пойманного зверя. Он выполняет желания до тех пор, пока не вырвется из хороводного круга. В других хороводах воспроизводится древняя система брачных отношений, тема выбора невесты, ее умыкание «князем» (вспомн. историю похищения Рогнеды князем Владимиром). Хоровод изображает «город», в котором сокрыта девица. Парню – «княжу сыну» предстоить похитить ее из города. Но не только архаичные свадебные обряды сохранились в хороводных песнях. Некоторые рассказывают и выборе жениха невестой. В песнях часто используется параллелизм – так, в одной песне молодцу нужно добыть «золот венец» для тещи, «злату бочку» для тестя, «добра коня» для деверя, лисью шубу для золовки – чтобы «добры были, ласковы». Каждый куплет построен по одной и той же схеме. Для поэтики хоровых песен характерно радостное настроение, которое подчеркивается идеализацией окружения. Описание несуществующего богатства имело обрядовый смысл. В то же время хороводные песни несут в себе ощущение реальности. Крестьяне просили о том, что им было необходимо – о дожде, урожае, здоровье скотины. С этими просьбами весенний цикл незаметно переходил в летний. Для летних хороводов (исполнялись на русальной неделе – «завивание березки», на Ивана Купалу) характерны любовные мотивы, воспевание буйства и красоты летней природы.
14. Заговоры. Заговоры – короткие устно-поэтические произведения, обладающие магической силой. Заговоры имели чисто утилитарное значение. Произносящий рассчитывал таким образом вызвать хороший урожай, любовь и т.д. Первоначально все заговоры были дополнением к действию. Это до сих пор сохранилось во многих обрядах, однако в некоторых элемент действия утратился. Таким образом, намечена тенденция к упрощению заговора до словесного искусства. При этом до сих пор сохраняется традиция заговаривать лишь в строго определенное время. Тематически заговоры делятся на аграрные (о хорошем урожае и удачном сборе); бытовые (от комаров, от бессонницы); лечебные (от грыжи, от чирья…), любовные («присушки», «отсушки»); специфические социальные (на судей), обереги (сон Богородицы). По композиции делятся на эпические (повествовательные), императивные (в виде приказа или просьбы), метафорические (основаны на сравнении) и диалоги. Композиция: 1) Молитвенное вступление, 2) Обращение к силам природы, 3)Метафорический перенос сил природы на реальность , 4) Пожелание. 5) Закрепка. В архаических заговорах четко видны 2 части – вступление и просьба (после слова «говорю», «прошу» и т.п. Образы пространства: как правило идет сужение ноль-пространство («далеко-далеко») -> «чисто поле» -> мифологический центр. Время и цвета зависят от того «светлая» или «темная магия» творится. Образы делятся на бытовые (реки, озера, звери), фантастические (черт, морской царь), христианские, антропоморфные (болезни представляются в виде людей). Основной прием заговора – сравнение, нередко гиперболическое. Сквозные эпитеты («в ЧЕРНОМ лесу ЧЕРНОЕ дерево…»). Повторы, синтаксические и лексические. С этим связано ритмическое разнообразия заговора. Ритм основан на чередовании определенных речевых отрезков. В некоторых случаях обнаруживается стихотворный размер.
|