Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Ульрих Цвингли и Жан Кальвин у истоков швейцарского благополучия.




Читайте также:
  1. Выдающиеся деятели Российской психологии, стоявшие у истоков её зарождения.
  2. Гражд w и Интервенция в Рос: проблема истоков и периодизация, анализ противоборствующих сил и итогов в современ-ой историч-ой лит-ре.
  3. Д.Бокаччо у истоков Ренессанса.
  4. Джон Бут у истоков американского терроризма.
  5. Застенчивость и замкнутость у детей. Основные направления работы психолога с данными формами эмоционального неблагополучия.
  6. М.В.Ломоносов у истоков русской науки.
  7. ПГС бассейнового типа — это речные и овражно-балочные геокомплексы. Они объединяют ПТК водосборов и днищ долин от истоков мелких ручьев, лощин и верховьев оврагов до устьев рек.
  8. Протестантизм. Учение Мартина Лютера. Кальвинизм. Англиканство.
  9. Россия у истоков Смутного времени. Причины лихолетья.
  10. Сыма Цянь у истоков китайской историографии.

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Рефор­ма­ции стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531 гг.). Он был ре­ши­тель­ным сто­ронником республики и в отличие от Лютера обличал «тиранию» мо­нархов и кня­зей. В Цю­рихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Же­неве француз Жан Кальвин (1509–1564 гг.) не признавал ни одного таинства. Покло­нение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскре­се­нье, а в церковной иерархии только сан священ­ника. В книге «Наставление в хри­стиан­ской вере» он обосновал возможность для че­ловека изменить в лучшую сторону тот приго­вор, который вынесен каждому человеку Богом еще до со­тво­рения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, рас­чет­ливы. Жан Кальвин учил, что предпринима­телю, преуспевающему в своей деятель­но­сти, суждено спасение и на том свете, а для хоро­шего ра­бочего откры­вается путь в обес­пе­ченные собственники. Кальвин оправдывал раб­ство и ко­лониаль­ную политику. Наи­луч­шим строем он считал олигархиче­скую республику. В об­щине, которая сама из­би­рала и контролировала своих руководите­лей, действовали строгие порядки и суровые наказания. «Лучше быть в аду, чем с Кальви­ном в раю», –– го­ворили современники.

Ради чего Томас Мор пошел на плаху?

У всех, кто изучал историю философии, имя Томаса Мора связано с понятием «утопия». Целое направление в истории общественной мысли получило наименование «утопический социализм». Когда современные российские идеологи говорят, что строительство социализма и коммунизма в СССР оказалось утопией, то всем более или менее понятно, что речь идёт о чём-то таком, что было заведомо обречено на провал, о планах, которые изначально были несбыточными. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», - говорил когда-то Фёдор Иванович Тютчев. Мог ли предполагать Томас Мор, что его слово будет звучать пять столетий.

Томас родился в 1478 г. в семье лондонского судьи Джона Мора, известного своей честностью. Томас получил хорошее образование, включая Оксфорд. Он хотел быть монахом и до самой смерти придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Но в 1504 г. его избрали в Парламент, а через год он женился.



В Парламенте Томас Мор выступил за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. Отцу Томаса пришлось отсидеть в тюрьме и выходить из неё за выкуп, а Томас взял паузу в политической деятельности.

При новом короле Генрихе VIII Т. Мор несколько раз отличился, стал членом Тайного Совета и был посвящён в рыцари, получив к имени приставку «сэр». Т. Мор стал «золотым пером» английского короля. В 1521 г. Генрих VIII за работу, написанную Т. Мором и адресованную Мартину Лютеру, получил от папы Римского звания «защитника христианства». Папа и предположить не мог, что самое интересное ещё впереди. Лютер в печати обозвал короля «свиньёй, болваном и лжецом», хотя эти замечательные эпитеты должны были быть приняты Т. Мором. Пришлось Генриху VIII (Т. Мору) давать ответ, защищая довольно консервативные католические позиции. Томас Мор посылал Мартину Лютеру письмо и под своим именем.

Но в скором времени Генрих VIII сделал крутой вираж в религиозной политике. Ему приспичило развестись и вновь жениться, а папа Римский согласия на развод не давал. Кардиналу Томасу Уолс, архиепископу Йорка и лорду-канцлеру Англии пришлось из-за этой неудачи уйти в отставку в 1529 г. На его место король назначил Томаса Мора, бывшего уже канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. Папа Климент VII упирался. К тому же на него давил могущественный Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины, первой жены Генриха VIII.



Тома Мор не мог поступиться принципами. Он, как правоверный католик, был против даже для короля, если этот развод не санкционирован папой Римским. И в 1532 г. ушёл в отставку. Томас Мор был против создания Англиканской церкви. Он не появился на коронации Анны Болейн, что не могло не быть замечено королём Генрихом VIII.

Приверженцы католической религии известны своей, если говорить по-русски, упёртостью. Вспомним, что среди женихов и невест членов Дома Романовых католиков, если мне память не изменяет, не было вообще. По одной простой причине – при вступлении в брак надо было менять католическую веру на православную. Можно вспомнить, что католичка Марина Мнишек уклонилась от принятия православия и пробыла русской царицей всего неделю. Польский королевич Владислав был избран на русский престол, но, не желая менять католическую веру на православную, долго «тянул кота за хвост», но так и не стал реальным русским царём.

В Англии эпохи Генриха VIII многие не хотели отказываться от старой веры только потому, что у короля «взыграло ретивое» и он вместе с женой решил поменять религию для всей страны. В 1534 г. монахиня из Кента Элизабет Бартон публично осудила разрыв короля с католической церковью. При расследовании оказалось, что она переписывалась с Томасом Мором, который в своё время своим «золотым пером» выступил против Мартина Лютера. Но Палата лордов смогла защитить бывшего лорда-канцлера.



Но пространство для маневров продолжало сужаться. В 1534 г. Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля главой Церкви. Новый «Акт о престолонаследии» предполагал обязательную присягу английского рыцарства на верность королю. В тексте присяги были два принципиальных момента. Каждый присягавший признавал всех детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказывался признавать любую власть любых светских владык или владык церкви, кроми власти королей из династии Тюдоров.

В одной из песен Юрия Бутусова есть такие строки: «Видишь, там на горе, возвышается крест, под ним десяток солдат, повиси как на нём». Томас Мор и рочестерский епископ Джон Фишер были приведены к присяге, но отказались произнести её. В соответствии с «Актом об измене» Томас Мор был признан виновным, заключё в Тауэр и 6 июля 1535 г. обезглавлен. В 1935 г. папа Пий XI причислил Томаса Мора к лику святых, то есть автор «Утопии» был канонизирован Римско-католической церковью.

Томас Мор был автором «Истории Ричарда III», 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, небольших поэм и, конечно, знаменитой «Утопии».

«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилушем устройстве государства и о новом острове Утопия» стала библией утопического социализма. Государственный деятель хорошо представлял себе положение вещей в стране и резко критиковал происходившее, особенно огораживания общинных земель, разорявшие крестьян. Томасу Мору принадлежит образная характеристика этого процесса, легко запоминаемая каждым учащимся – «Овцы поели людей».

Идеальное общество Мор «организовал» на несуществующем острове Утопия. Он одним из первых высказал многие положения, составляющие принципиальную основу социалистического учения: отмена частной собственности; уничтожение всякой эксплутации; обобщестлённое производство при обязательном ручном труде по 6 часов в день; торговля – государственная монополия; деньги – только для внешней торговли; распределение продуктов по потребности без ограничений; Утопия – федерация из 54 городов; все должности в Утопии были выборными; руководящая роль отводилась интеллигенции; женщины имели равные права с мужчинами; школа строилась на соединении теории и производственной практики; действовал принцип веротерпимости, но атеисты лишались права гражданства. В Утопии рабство не отменялось и чёрные рабы делали самую чёрную работу. Поразительно, но идеи Мора, как и других теоретиков утопического социализма, реализовались в СССР и некоторых других странах «один к одному». Но это другая история. И казнили Томаса Мора не за «Утопию», за принципиальность.

Томас Мор был трижды женат, очень любил детей. Он одним из первых доказывал, что женщины способны к научным достижениям в не меньшей степени, чем мужчины. Постарался дать высшее образование не только своим сыновьям, но и дочерям.

 


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты