Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 2. Структура и функции развлекательных телепрограмм на Первом канале




 

 

Развлекательное телевещание – многогранное явление. А телепрограммы – способ проведения досуга, соединяющий в себе юмор признаки азарта и игровой формы. Их задача вызвать эмоциональную реакцию у зрителя такую как, удовольствие, наслаждение, эмоциональный комфорт и релаксация.

Начало эпохи развлекательных передач в их привычном для современного зрителя понимании, началась в конце 50-х. Политические реалии и смена социальных запросов граждан, повлияли на формирование сетки советского ТВ-вещания. Это стало причиной выхода в 1957 г. развлекательной программы «Вечер веселых вопросов». Помимо СССР, развитию телевидения уделяли внимание США и Европа, в которых первые развлекательные программы вышли почти одновременно с советскими. Пути их развития так же были отличны друг от друга: на Западе развлекательное телевидение активно развивалось и достигло своего расцвета уже к середине девяностых годов, а в уже бывшем СССР в силу изменения политического дискурса страны, сильно отстало от Запада и только начало приобретать известный нам облик. В США происходит кризис информационных программ, зарождается инфотеймент: из-за падения рейтингов журналисты вынуждены изменить подачу теленовостей. В первую очередь изменили принцип отбора информации: увеличение новостей социальной и культурной среды, снижение доли «официоза». Изменения коснулись и способа подачи информации: стремясь заинтересовать зрителя, журналисты стали «вытягивать» на первый план детали, способные привлечь внимание аудитории. Некоторые новостные передачи выделилисьвотдельную группу– информационно-развлекательные программы.Основоположником этого жанрастала еженедельная программа «60 минут» (CBS), в которой ведущие выказывали свое отношение к событиям, при помощи современного стенд апа, что ранее было недопустимым для американского эфира. Настоящее развитие развлекательного телевидения в России начинается в начале XXI века. Тогда в эфире телеканалов появились реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу.

Как отмечает в своей работе С.Н. Акинфьев, развлекательное телевидение составляют программы разных направлений вещания: «Развлекательное телевидение наряду с информационно-аналитическим телевидением является важнейшим фактором социального ориентирования индивидуумов, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе. Развлекательная составляющая все чаще становится неотъемлемой частью информационно-аналитического телевещания, утверждая движение в сторону развлекательности в качестве одной из основных тенденций развития современного телевидения»[31].

Сегодня, как и пять лет назад, 80 % своего времени перед экраном россияне проводят за просмотром сериалов и развлекательных программ.

Так, на протяжении уже нескольких лет не теряют своей актуальности реалити-шоу. Реалити-шоу имеют отчетливое утилитарное значение. Они показывают человеку способы решения семейных конфликтов, житейских неурядиц. По мнениюД.Б.Дондурея, реалити-шоу способны стать уникальным инструментом: «С помощью реалити-шоу можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров»[32].

На Первом канале передач подобного формата немного, к этому жанру можно отнести проект «Горько» (выходит каждое воскресение в 12 дня). Программа построена на стереотипах о русской свадьбе, даже ее название наводит мысль об известной российской комедии. Здесь ведущий (Евгений Цветков) – за кадром, он выполняет роль резонера, движет действия, помогает зрителю ориентироваться в насыщенном сюжете программы. Он рассказывает о проекте, грядущих испытаниях для героев, представляет участников программы. Темп его голоса бодр и весел: действия в программе довольно длительны, поэтому важно, чтобы зритель при просмотре не заскучал. В качестве музыкального сопровождения каждого героя используются музыкальные треки прошлых лет, которые точно знает каждый гражданин России – таким образом, программа старается быть ориентированной на зрителя любого возраста и социального статуса. Проект основан на самореализации участников: за день или в день свадьбы гости обязаны выполнить пять заданий. В качестве сюрприза свадьбу проведет приглашенная знаменитость, и вместе с ведущим оценит, как справились с заданием участники. Приз – свадебное путешествие.

Интересен выбор участников: среднестатистические молодые люди с провинции, имеющие множество родственников и желание сыграть «русскую свадьбу». Национальный состав также учитывается: одному из участников дали задание приготовить татарское национальное блюдо для невесты-татарки.[33]

«Горько!» выполняет рекреативную функцию. Это программа выглядит неуместной в сетке вещания Первого Канала.

В первые годы своего существования ток-шоу стали самым популярным развлекательным тележанром. Благодаря им, столкнувшийся с проблемой, зритель понимает, что вокруг множество людей с похожими проблемами, и он не одинок. Например, с проблемами здоровья. Ток-шоу о здоровье есть в сетке вещания большинства телеканалов. На Первом канале бессменным лидером остается «Жить здорово», которую ведет Елена Малышева. Эта познавательная телепередача о здоровой жизни выходит в эфир почти пять лет, не теряя своей актуальности. Руководит проектом Елена Малышева - главная ведущая программы. Каждый выпуск «Жить здорово» начинается с небольшого анонса тем, которые затронут ведущие четырех традиционных рубрик: «Про жизнь», «Про еду», «Про медицину», «Про дом». Затем подходит время обсуждения. Например, в разделе «Про жизнь» врачи рассказывают (и демонстрируют) зрителям, как нужно ходить во время гололеда, чтобы избежать падений и травм и сохранить правильную осанку. В разделе «Про еду» врачи рассуждают о том, как хранить и употреблять продукты, какие из них приносят пользу или вред. Иногда, едой угощают зрителей и гостей в студии. Нередко Елена Малышева вовлекает гостей студии в игру – нужно, следуя подсказкам ведущей, угадать, какой продукт находится в коробке. В разделе «О самом главном» гости студии участвуют в викторине «Продукт дня» об известных продуктах, их пользе и вреде, режиме питания ежедневно, то есть в каждом выпуске. Кроме того, Малышева и ее соведущие (Герман Гандельман, Дмитрий Шубин, Андрей Продеус) относятся к зрителям с пониманием и подробно отвечают на все их вопросы. Программа имеет классический вид: тема здоровье, четыре рубрики, в конце каждой из которых подводится итог, и ее ведут авторитетные для зрителей доктора. Если сравнивать ее с другими проектами подобного рода («Здоровье» с той же ведущей Е.Малышевой, выходившей в 1997 году) «Жить здорово» выделяется легким подходом к освещению тем: это и яркое оформление студии, сочные наряды ведущих, бодрая музыкальная заставка, наглядность, достигающейся за счет красочных макетов.

Имидж Малышевой заслуживает особого внимания. Ее непосредственная манера вести диалог, самоирония и отличное чувство юмора располагают к себе и зрителей, и гостей студии. Легко пошутив над собеседником, или над собой, ей ничего не стоит принять участие в объяснении, на практике демонстрируя собственные советы: сделать упражнение на степе, применить макет на себя и тд. Это разряжает атмосферу в студии, делает ее более свободной. Как единственная женщина-ведущая в программе, она отдала предпочтение платьям ярких расцветок, а желание выглядеть стильно, но не вызывающе, заставило обратиться к фасонам 40х и 50х годов. Но чтобы зритель не забывал, что все-таки темы передачи серьезные, как и люди, которые ее ведут (врачи), такие элементы образа, как очки и прическа Малышевой, остаются неизменны. По словам телеведущей, она предложила руководству канала пересмотреть ее имидж, на что ей ответили отказом: «…Мы предложили зрителям проголосовать, снять мне очки или нет. Подавляющее большинство посоветовало мне НЕ снимать, им нужен был серьезный и строгий врач. Тогда я двинулась к руководству канала без очков, со своей безмятежной девичьей красой и спросила, можно ли мне снять очки. На что мне ответили: “Нет, Лена. Программе нужен врач. А не сексуальная красавица, это для других передач, не для этой”.
Я осталась в очках для образа… сама не представляю, как окажусь без очков в передаче.[34]

Проект «Жить здорово» попытался максимально свести разношерстную аудиторию Первого канала. Юмор Е.Малышевой, простые объяснения ее коллег-соведущих делают эту передачу понятной и интересной каждой русскоязычной прослойке общества. По своему формату «Жить здорово» укладывается в сетку вещания Первого канала, потому и стало гармоничной ее частью, на которую хотя бы раз, да обращал внимание российский зритель.

Таким образом, ток-шоу ценны тем, что объединяют, пусть и на короткое время, людей разного социального статуса и возраста, делая упор на сходстве жизненных позиций, утверждении приемлемых для всех моральных ценностей и поиску универсального решения общих проблем. Задача участников ток-шоу (не только зрителей, но и экспертов): смоделировать для каждого единичного случая общую ситуацию, чтобы зритель мог почувствовать ее, спроецировав на себя.

Стоит сказать, что при наличии общих для таких программ структурно-функциональных и жанровых признаков, существуют и второстепенные. Так, существует традиционное разделение ток-шоу по гендерному признаку. Говоря о «женских шоу» Первого канала, можно отметить: «Модный приговор».

Телепередача «Модный приговор» просвещает зрителя в вопросах стиля и модной индустрии. В качестве консультантов выступают ведущие и модные эксперты: историк моды Александр Васильев, русский кутюрье Вячеслав Зайцев, Эвелина Хромченко, много лет проработавшая главным редактором журнала L’Officiel, телеведущие Арина Шарапова и Лариса Вербицкая, певица Надежда Бабкина.

Программа подкупает зрителя сочными красками и наглядностью в объяснениях: манекены, одетые по последнему крику моды, консультанты, будто бы сошедшие со страниц глянца. Задача программы – помочь и зрителю, и участнику изменить собственный имидж. Особое внимание уделяется выбору героини: как правило, это замужняя женщина среднего возраста и скромных внешних данных, которая не умеет привлекательно выглядеть.

Структура передачи такова: традиционное вступительное слово ведущего (Васильев), затем комментарий Хромченко (зависит от темы эфира) и история героини. Участница, отобранная командой «Модный приговор», на протяжении всей программы дважды меняет свой образ. Сначала она демонстрируют собственное представление о красоте, выбирая вещи самостоятельно, затем над ее образом работают стилисты. В шоу существует и элемент соревнования: кто же окажется прав? Участник, пересмотревший свой гардероб, или стилисты? В конце программы, зрители при помощи голосования помогают участнице выбрать лучший образ (выбор стилистов, или ее собственный). Чтобы придать разнообразие выпускам, «модный приговор» приглашает выступить у них звезд эстрады, кино и театра.

Как и в «Жить здорово» «Модный приговор» ведут эксперты своего дела. Они (Васильев, и Хромченко) профессионально держатся в кадре, ведут свой дискурс по моде всегда без посторонней помощи, в виде экрана или записей на столе. Слушая их живую речь, разбавленную естественными паузами, зритель чувствует реалистичность происходящего, искренность сказанного. Непринужденная, спокойная манера общения с героями студии, и ироничное отношение друг к другу ведущих, служат тем инструментом коммуникации, который заманивает зрителя посмотреть программу, даже если он сам далек от моды.

Поклонники программы ценят ее за актуальность предоставленной информации о модных тенденциях сезона. Тут также применяется наглядность: приглашение манекенщиц, демонстрирующих модный look, затем комментарий Эвелины, которая доказывает достоинства тех или иных вещей образа на примере модели или манекена.

На российском телевидении существует большое количество программ о моде, или содержащих в себе раздел с этой темой: «Снимите это немедленно!», «Скажи, что не так?» и тд. Среди них «Модный приговор» отличается своим высоким качеством. А его залогом являются интересные, иной раз уникальные, истории героев и профессиональная компетентность ведущих, имеющих богатый опыт работы в модной индустрии. Хотя надо отметить, что в настоящее время таких передач становится все меньше.

«Семейные» ток-шоу – вторая разновидность этого жанра.Здесь обсуждаются проблемы, как мужские, так и женские, темы отличаются большим разнообразием. На первом канале к подобным «семейным» ток-шоу относится проект «Пусть говорят». За основу берется одна тема – каждый раз разная, в студию приглашаются эксперты, знакомые и близкие главного героя обсуждения, проблема, озвученная в начале передачи, рассматривается с разных сторон, звучит несколько мнений и точек зрения. Основной принцип передачи - «Спор рождает истину». Часто передача заканчивается, а главный вопрос, поставленный ведущим для обсуждения, так и остается открытым. Тем самым создатели шоу предлагают телезрителям, проанализировав и осмыслив увиденное, ответить на него самостоятельно. Нередко в ток-шоу речь идет о судьбе известных всем людей. Так, в передаче «Прямой эфир» от 29 января 2015 года приглашенные участники рассуждали о судьбе незаконнорожденной дочери актера Александра Белявского. Почему он, так гордившийся своими детьми, не признал этого ребенка. Казалось бы, тема касается одного конкретного человека, но интересна большому количеству российских зрителей. Не потому, что А.Белявский был знаменитым артистом, а потому, что затронута общечеловеческая тема отношений отцов и детей.

К «семейным» ток-шоу относится и такой проект как «Наедине со всеми». Программа необычна тем, что зрители и гости студии могут видеть, как ведущая беседует тет-а-тет с героем шоу. К приватной беседе располагает и студия. В центре зала – два мягких кресла. Они стоят в пол-оборота друг к другу, таким образом, ведущая и гость могут установить зрительный контакт и доверительную атмосферу, избежав эмоциональной перегрузки, как бывает, если людей «противопоставить» друг другу (посадить напротив). Среди участников программы знаменитые актеры, певцы, художники, писатели. Но в этом шоу они предстают обыкновенными людьми, имеющими свои семьи и недопонимание с родными. Программа начинается краткой биографической справкой о герое, затем идет интервью, которое разбавляется тематическими синхронами (рассказ героя, затем мнение о нем его коллег по работе, друзей, членов семьи). Это помогает избежать «затянутости» передачи и составить связный рассказ о жизни героя.
По словам ведущей программы Юлии Меньшовой: «"Наедине со всеми" — это программа-портрет: люди через призму наиболее известных, серьезных и важных событий их жизни. Нас интересует не столько информация, сколько чувства...».[35] Телеведущая считает, что за стандартными журналистскими вопросами можно не увидеть суть собеседника. Юлия делает акцент на эмоциональных аспектах общения, в интервью спрашивает что-то из личной жизни, «берущее за душу» телезрителя.

Как правило, люди, приходящие на такие проекты «принимают правила игры» и отвечают на вопросы, зная о необычном формате телепередачи. Но эксцессы все же случаются. Так, выпуск, вышедший второго апреля[36] с актрисой Людмилой Максаковой, мог бы не выйти в эфир, если бы не профессионализм и терпение телеведущей. Народная артистка РСФСР известна в журналистских кругах как очень сложный человек. Провести интервью с такой персоной отважился бы не каждый. Несмотря на категоричное нежелание гостьи отвечать на конкретно поставленные вопросы, Ю. Меньшовой все же удавалось выдержать беседу в более-менее подходящем под программу формате. Людмила Максакова отказалась обсуждать свое происхождение, поэтому, перебив ведущую, начала рассказывать о своей институтской жизни. Затем продемонстрировала свои таланты: пение, чтение стихов, даже игру на виолончели. Но как только гостья расслабилась, Юлия Меньшова опять вернулась к теме семьи. С превеликим трудом, но ей удалось представить перед зрителем гармоничный рассказ о семейной жизни актрисы. Хамство, перехват инициативы на себя, провокация, порывы Максаковой уйти с проекта – это те проблемы, с которыми пришлось столкнуться телеведущей. Сложна и предварительная работа с материалом. Перед выходом каждой программы Меньшовой приходится методично собирать информацию о герое, что-то личное и располагающее: любимый цвет, вредные привычки, отношения с друзьями и родными. Так, узнав, что «Красная Москва» - это любимый аромат мамы Людмилы Максаковой, Юлия вручила актрисе «воспоминание детства» - флакончик тех самых духов, советского выпуска. Внимание к деталям – визитная карточка «Наедине со всеми».

В отличие от вышерассмотренных ток-шоу, студия «Пусть говорят» оформлена довольно аскетично, нет ничего лишнего, все нейтральных тонов. Таким образом, зритель не отвлекается на ненужные детали все его внимание приковано к героям эфира. В этой программе нет рубрик и разделов, есть только актуальная проблема, которая на протяжении всей передачи рассматривается скрупулезно-подробно, со всевозможных сторон и точек зрения. В процессе обсуждения, увеличивается количество гостей: они приглашаются в студию в соответствии со сценарием, по мере обсуждения конфликта, являясь своего рода свидетелями при разборе «дела».

Важный вклад в успешность передачи внес ведущий Андрей Малахов. Секрет ее успеха он видит так: "Пусть говорят" - это реальная жизнь. Таких программ на ТВ совсем немного. Я не говорю о шоу, где имитируют жизнь при помощи постановок и приглашенных актеров. У нас этого нет... Это настоящая жизнь, и это интересно»[37]. Его манера вести программу отличается от большинства телеведущих. Как видно из его выпусков, А. Малахов придерживается золотой середины: не принимая ничьей стороны, он задает провокационные вопросы, но, несмотря на это, находит язык с любым участником конфликта. Считает, что «Ведущему должно быть немного все равно. Он над схваткой. Но шоу - живой организм».[38] Несмотря на то, что подобный принцип является одним из основополагающих для хорошего журналиста, придерживаться его удается далеко не всем.

Третью группу – узкоспециализированных ток-шоу, можно разделить на программы, акцентирующие внимание на скандалах, конфликтах, даже драках участников, и передачи, которые избегают подобной тематики. Несмотря на рекреативное начало этих программ, они «просвещают» зрителя, демонстрируя различные точки зрения участников по той или иной теме. На первом канале подобные проекты это: «Пять вечеров», «Давай поженимся».

«Пять вечеров» - программа Андрея Малахова, ориентированная на широкую аудиторию. Этот проект сейчас не идет в эфире, но, как видно из названия, он выходил в вечернее время, что, несомненно, влияло на выбор тем. В отличие от скандальной «Пусть говорят», гости этой передачи - известные артисты и музыканты, представители творческой элиты. Структура программы стандартна: студия, приглашенные гости, вопросы от ведущего и от зрителей. Тут нет «свидетелей», как и отсутствуют элементы конфликта и спора, как такового. Под формат передачи меняется и модель поведения ведущего: Малахов не задает провокационных вопросов, интервью проходит динамично, но скорость речи и интервал между заданными вопросами значительно ниже. Если в «Пусть говорят» ведущий пытается докопаться до истины, то в «Пять вечеров» раскрыть персонажа, нарисовать перед зрителем портрет личности.

Один из последних проектов подобного жанра на Первом канале – это программа «Давай поженимся», которая упорно делает рейтинги с 2008 года. Задача ее создателей – найти пару изъявившему желание участнику. В каждом выпуске главным героем является потенциальный жених (невеста), перед которым стоит задача предложить руку и сердце одному из трех претендентов, которых подбирают под индивидуальные предпочтения героя. Претенденты же, в свою очередь выбирают героя по фотографиям на сайте Первого канала из сотен других желающих поучаствовать. Структура программы всегда одинакова: знакомство с героем (вопросы ведущих, рассказ героя и демонстрация умений по желанию), затем с претендентами, обязанными преподнести сюрприз избраннику(це). Каждый выступает индивидуально, так с ним может прийти в качестве поддержки родственники или друзья. В свою очередь, когда выходит один из претендентов, то остальные могут наблюдать за ним (как и за героем) через камеру из соседней комнаты, делая собственные выводы. Герой проекта, поочередно встретившись с каждым претендентом, в конце программы делает свой выбор: с кем из них он хотел бы продолжить отношения. Что бы узнать друг друга поближе и прийти к взаимопониманию, они задают замысловатые вопросы, не стесняются комментировать те или иные высказывания, руководствуясь собственным представлением о качествах, которые должны быть у их спутника жизни. В итоге главный герой делает свой выбор.

С первых минут эфира, программа завлекает аудиторию яркой рисованной заставкой счастливых мужчин и женщин под аккомпанемент бодрого музыкального сопровождения. Перед глазами зрителя возникает всячески изукрашенная, пестрая студия. В центре ее находится большой круглый стол, за которым и сидят телеведущие - Лариса Гузеева, Роза Сябитова и Василиса Володина. Выбор формы стола неслучаен: несмотря на его большой размер, все участники программы вынуждены сидеть рядом, что психологически «сглаживает» стрессовую атмосферу, располагает собеседников друг к другу. Телеведущие одеты согласно своему возрасту, на первый взгляд среднестатистически, стиль больше повседневный, чем праздничный. Они не должны затмевать гостей, которые приходят на программу, как правило, нарядными, в поисках своей второй половины. Представляет интерес их вечная словесная перепалка, в стиле которой они ведут свой диалог с претендентами. Простота в обращении, незамысловатые вопросы о себе, перемешиваются вопросами с подковыркой. Полемика происходит с такой скоростью, что гость успевает только отвечать, полностью подчиняясь инициативе ведущих. Внимание трех человек разом – это серьезное психологическое давление на человека, которое способствует искренности ответов. У телеведущих прослеживается, четкое распределение ролевых обязанностей: Астролог Василиса, и Лариса и Роза, попеременно меняющиеся ролями, в стиле «доброго и злого полицейского», если одна из них нападает с критикой на непонравившегося претендента, то вторая всячески пытается оправдать его, соблюсти, таким образом, баланс.

Передача упорно держит рейтинг с 2008 года своей злободневностью. Сегодня, когда институт семьи терпит кризис, а люди разучились общаться, эта передача помогает людям приобрести уверенность в себе, внести разнообразие в свою жизнь.

Одно из известнейших узкоспециализированных ток-шоу Первого канала – проект «Время покажет». Первый выпуск вышел 15 сентября 2014 года. Девиз программы: «Здесь может высказаться каждый, а кто прав — покажет время!».

В дискуссиях программы «Время покажет» принимают участие эксперты — политики, политологи, журналисты, предприниматели — и просто неравнодушные россияне. Первый выпуск передачи вышел в эфир 15 сентября 2014 года. Программа выходит по будням, с понедельника по пятницу. Передачу ведут Петр Толстой и Екатерина Стриженова. Двое ведущих позволяют вести беседу с гостями студии более продуктивно, т.к. вдвоем легче контролировать атмосферу студии, а задать вопрос гостю, и тем самым разговорить его, может тот ведущий, которому быстрее удалось расположить к себе собеседника.

Екатерина Стриженова следующим образом характеризует дискуссии в рамках проекта «Время покажет»: «В этой студии в прямом эфире мы говорит о том, что волнует всех и каждого». На программу может прийти и обычный гражданин, но программа делает упор на экспертном мнении: политологов, политиков, журналистов и предпринимателей. Но, несмотря на контингент, общение гостей студии происходит в скандальной и шумной атмосфере, перебиваемой фальшивыми аплодисментами на самых «интересных» моментах. На кадрах видно как «хлопанье» раздается даже тогда, когда участники программы сидят с опущенными руками. Буйную атмосферу зала ведущие тоже не считают нужны менять: Е.Стриженова остается в стороне, когда происходит накал страстей, в то время как П.Толстой распаляет «экспертов» еще больше. В выпуске от 9 июня[39] можно увидеть, как ведущий, панибратски «тыкая», «открывает глаза» на политику Украины украинскому политологу, в то время как Е.Стриженова отказывается проявить любую инициативу, но отчаянно пытается не затеряться на фоне неистовствующей студии. Ознакомившись с комментариями зрителей в Интернете, можно увидеть, что аудитория негативно реагирует на ведущую (см. Изображение 4).[40]

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты