КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изображение 5Помимо того, что зрителям не нравится манера новой ведущей вести эфир, программа стала все больше уходить от «мужского/женского». Темы выпусков из психологичных стали социальными, например возвращение российских сирот из Америки.[50] Таким образом, программа отказывается от своей главной изюминки, и становится похожей на «Пусть говорят». Что касается телевикторин, то их массовое производство началось в 1989 году, тогда в эфире появились «Счастливый случай», «Брэйн-ринг», «Лимпопо». Центральной фигурой телеигр является ведущий. Такие программы существуют трех видов: в зависимости от того, кто выступает антагонистом ведущему в игре. Первая группа – викторины, где ведущему в каждой программе противостоят новые игроки. Подобные проекты занимают существенный объем сетки вещания Первого канала: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Угадай мелодию». Ответивший на все вопросы получает приз (чаще денежный) и больше в программу не возвращается. Телепрограмма «Поле чудес» имеет за собой богатую историю. Аналог американской Wheel of Fortune, она вышла в четверг 25 октября 1990 года. Первым ведущим был Владислав Листьев, с 1 ноября 1991 года - Леонид Якубович. В своем первом выпуске Леонид Якубович дебютировал с поддержкой Листьева, проведя передачу совместно. Игра проходит в три раунда, с участием трех игроков. Они пытаются угадать редкое слово или словосочетание. Игроки по очереди крутят барабан. И зарабатывают очки, кол-во которых зависит от выпавшего сектора. Студия оформлена пышно, погружая зрителя в атмосферу праздника: яркие огни, блестки, бодрое музыкальное сопровождение, в свою очередь ставшее визитной карточкой проекта. Внимание зрителя сразу приковывает к себе знаменитый барабан, выполняющий не только функцию игрального инструмента, но и импровизированного стола, на котором стоит угощение и подарки от участников. Напротив барабана расположена сцена, на которой по своему желанию могут выступить игроки (дети участников, или сами участники, которые привезли в качестве подарка песню). Ведущий Леонида Якубович, запомнившийся зрителю строгим костюмом и пышными усами (ставшими визитной карточкой ведущего), поддерживает атмосферу азарта и заинтересованности в происходящем, намеками пытается подсказать участнику правильный ответ. Его манера вести эфир выдает в нем советскую школу дикторов: говорит четко, но темп речи не такой быстрый, как у современных ведущих, быстротой речи воспитанных на «американском» манер. Органично смотрится на экране, непринужденно поддерживает беседу с гостями студии. Обращаясь почтительно и всегда по отчеству, Якубович способен найти тему для небольшой беседы с каждым участником: от взрослого игрока, до маленькой девочки, которая пришла на передачу поддержать родителей. Благодаря ему в студии царит атмосфера доброжелательности и неспешности: игра идет неторопливо, и зритель успевает познакомиться с каждым игроком, послушать его рассказ о себе, когда тот отвечает на участливые вопросы ведущего. Перед Якубовичем стоит сложная задача: уложиться в хронометраж, не сокращая игру и не растягивая, а для этого ее скорость должна быть одинаковой весь эфир. Но у ведущего отличное чувство времени: его вопросы участникам лаконичны и интересны, он не перебивает собеседников, дает докончить мысль, затем ненавязчиво возвращает в игру. Помимо ведущего, в команду «Поля Чудес» входят ассистенты: как женщины так и мужчины модельной внешности. Некоторые из них работают в эфире много лет и полюбились зрителям, как например, ассистентка Римма Агафошина, которая открывает отгаданные буквы и вручает призы детям игроков уже более 15 лет. В программе имеется такая интересная деталь, как Музей Капитал-шоу «Поле чудес», созданный в 2001 году. В нем можно найти все, напоминающее о выпусках программы: от первого ящика «Поле чудес» и костюмов ведущего, до подарков зрительских симпатий, которые особенно полюбились участникам команды. Его можно посетить в павильоне Всероссийского выставочного центра «Центральный». Таким образом, «Поле чудес» полностью отошла от своей американской версии, и полностью ориентирована на русский менталитет: кажущаяся хаотичной структура игры, перемежающаяся угощением, песнями, плясками игроков, которые, как правило, из сел и небольших городов. Телепрограмма «Кто хочет стать миллионером?» тоже является копией американского проекта с аналогичным названием. Появившееся в эфире 1 октября 1999 года на телеканале НТВ, она приобрела колоссальную популярность среди зрителей и была награждена «ТЭФИ» в номинации «Телевизионная игра» (2000 г.). После такого триумфа, программа «переехала» на Первый канал, сменила название и ведущего (Дмитрий Дибров, Максим Галкин). Ведущие этого проекта всегда работают в одном стиле: обаятельный, остроумный интеллектуал, который не только не помогает участнику определиться с ответом, а наоборот, сбивает его, заставляя испытывать сомнения. В отличие от Якубовича, и Галкин, и Дибров, придерживаются американского стиля ведения эфира: быстрая речь, подчеркнутая официальность и деловитость. В студии, оформленной по принципу минимализма, весь эфир царит интригующая, даже несколько напряженная, атмосфера. Этот проект Первого канала ничем разительно не отличается от своей американской версии, даже музыкальная заставка, написанная Мэттью и Кейт Стречен, осталась неизменной. Вторая группа телепередач отличается от первой, количеством участником, которые в игре находятся не один эфир, а целый сезон. Как правило, «игры» периодичны (например, «летние игры», «зимние игры»), а проигравший может вновь принять участие в программе уже в новом сезоне: «Своя игра» на НТВ и «Что? Где? Когда?» на Первом канале. Первый выпуск «Что? Где? Когда?» появился на Первом канале в 1975 году и приобрел популярность среди зрителей. Ориентированная на интеллектуальную прослойку российской аудитории, эта программа привлекла зрителя гостями студии, представляющими собой образованных и незаурядных личностей. В рядах участников передачи можно встретить представителей самых разнообразных профессий: преподавателей, врачей, журналистов, летчиков, военных, которые попали в студию благодаря насколько оригинальному, настолько и сложному вопросу. «Фильтром» программы служит только два критерия: ум и образованность. Но благодаря такому отбору, она впечатляет зрителя высокой лексикой участников и тонким чувством юмора, присущих настоящей интеллектуальной среде. Участие «команды знатоков» и команды «зрителей», придает программе соревновательный дух, демонстрирует, что умные люди встречаются не только в московской студии «Что? Где? Когда?», а житель города Фрязино тоже способен обыграть знатоков.[51] Студия программы поражает дорогой и изысканной обстановкой. Стол, за которым сидят «знатоки» вызывает у зрителя ассоциацию с рулеткой казино. Окружающая стол, команда «зрителей» находится близко к знатокам и гостям передачи. Студия небольшая, большинство участников всю программу вынуждены находится в положении стоя – эти методы влияют на атмосферу игры, придают ей ощущение сплоченности, сближает людей, помогает им чувствовать эмоции друг друга. Одна из особенностей программы – это отсутствие ведущего в кадре. А формат съемки, движение камеры демонстрируют зрителю студию «глазами ведущего». В свое время «Что? Где? Когда?» вели и Александр Масляков, и Владимир Ворошилов. На сегодняшний момент почетную должность ведущего шоу занимает Борис Крюк. Как видно из содержимого передачи, ведущий должен не уступать в образованности игрокам, потому как принимает на себя обязанности третейского судьи. Его слово является последним, и именно оно отдает победу в каждом раунде тому, или иному игроку в команде. Работа в «закадровом режиме», накладывает на него дополнительные трудности: он не имеет возможности вести общение невербально, что приводит к тому, что зритель сосредотачивает все внимание на его голосе и речи, которые должны быть безупречными. Из всех приведенных выше примеров, работа ведущего в программе «Что? Где? Когда?» имеет самый высокий уровень сложности. Новый проект Первого канала «Барахолка» можно отнести к шоу-программе. Дебютный выпуск передачи вышел 4 апреля 2015 года. Небольшое кол-во выпусков компенсируется качеством видеосюжета: добротный исторический материал, тщательный подбор экспертов и участников шоу. Проект выполняет культурно-просветительская функцию. В процессе программы, зритель узнает полезную информацию о предметах старины: исторические факты, стоимость антиквариата сегодня, правильный уход за ним, уловки мошенников, и как их избежать. Как считает продюсер и ведущий программы Андрей Малахов: «"Барахолка" - это биография вещей, которые хранятся в наших шкафах, на наших чердаках, складах и антресолях... Иногда нам кажется, что они имеют невероятную ценность, но чаще мы не понимаем, сколько они стоят на самом деле и стоят ли что-нибудь».[52] Телеведущие программы Андрей Малахов и Регина Мянник в рамках программы избрали для себя обращение «на Вы» друг к другу и к гостям проекта, тем самым выказывая уважение к личности, и устанавливая рабочую дистанцию. Легкая пикировка между ведущими прекрасно дополняет программу, помогая координировать ход выпуска. «Барахолка» содержит элемент игры и соревнования. Задача игроков (соревнование между двумя командами) за 15 минут прогулки по Блошиному рынку найти максимально дорогой предмет старины. Главный приз «Барахолки» выиграет та команда, чей предмет искусства окажется наиболее ценным. Победителей проекта ждет совместная прогулка с ведущими по Блошиному рынку Парижа. Делая акцент на культурной составляющей, программа просвещает зрителя, опираясь на мнение опытных экспертов в области истории и искусства. Сегодня электронные СМИ совершили движение в сторону развлечения, захватившего практически все форматы телевидения. Особенность развлекательные программ в том, что они могут иметь не только положительное содержимое, но и отрицательное. Некоторые из них, помимо рекреативной функции выполняют еще и просветительскую. Такие передачи не нужно противопоставлять информационно-аналитическим, потому что уже существует ряд программ, совмещающих в себе как информационный, так и развлекательный способ освещения действительности. По словам Д. Б. Дондурея, наше время можно по праву назвать эпохой развлекательного телевидения: «Оно становится одним из важнейших факторов, определяющих структуру и содержание человеческих взаимоотношений в современном обществе. [53] Несмотря на кажущуюся легкомысленность и бессодержательность, развлекательные программы способствуют формированию новых социальных связей, интеграции различных слоев общества в единое целое, влиянию на поведение и этическое состояние аудитории, не забывая при этом поощрять личностный индивидуализм зрителя. Это самый легкодоступный и эффективный для потребителя источник рекреации в условиях ускоренного жизненного ритма и информационных перегрузок, социально-политических потрясений и бытовых стрессов, заставляющих его находить новые способы восстановления потребностей (моральных). По мнению Дондурея,«именно развлекательные телепрограммы позволяют аудитории преодолеть монохромность и безыскусность окружающего мира, развивают творческий поиск, призывают к самосовершенствованию, помогая ощутить в себе качества, не проявившиеся в повседневной жизни»[54]. Возможно, что по этой причине развлекательное телевидение сегодня – это один из наиболее актуальных и востребованных сегментов российского медиарынка. Доля развлекательных программ в сетке вещания российских телеканалов стремительно увеличивается, в то время как сокращается кол-во эфирных часов у спортивных и музыкальных передач. Активное использование развлекательного контента связано со стремительной коммерциализацией российского телевидения, которая вынуждает владельцев телекомпаний всячески привлекать и удерживать свою аудиторию. Отсюда и ориентация на телевизионное развлечение. Как подчеркивает Э. Тоффлер, «информационное общество характеризуется недолговечностью ценностей и идеалов, временным характером потребностей, резким увеличением объема научно-технической информации, серьезным повышением разнообразия жизненных явлений, обилием субкультур: «Мир вокруг постоянно изменяется с невероятной скоростью, что ставит человека на грань его способностей к адаптации»[55]. «В результате, человек впадает в особое психологическое состояние - «футурошок» (шок будущего), которое характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Перегруженность информацией лишает человека возможности рационально мыслить и принимать оптимальные решения. Неспособность решать собственные проблемы в условиях усиливающегося информационного потока порождает «эскейпизм» - бегство от реальности»[56]. Чему и служит развлекательное телевидение. На основе анализа шоу Первого канала были сделаны следующие выводы. Отбор программ в сетку вещания происходит по следующим критериям.
· Это рейтинговые шоу, чья популярность послужила причиной их перехода с других каналов на вещание Первого. · Большее кол-во шоу помимо развлекательной (рекреативной) выполняют просветительскую функцию. · Ведущие ток-шоу являются профессионалами в области журналистики, или специалистами той сферы, которая обсуждается в их программе · В ток-шоу затрагивают любые темы, кроме политики (если сама программа по концепции не является политической)
Как правило, шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы, описываемой «Классификатором» как «программа, предназначенная в первую очередь для отдыха, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения»[57]. Что касается функций, то в большинстве случаев развлекательные программы, в том числе и на Первом канале, выполняют рекреативную функцию. Даже из самых простых проектов, зритель Первого канала подчерпнет информацию для расширения кругозора за счет актуальности подобранных тем.
|