Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 3. Роль ведущего в вечернем шоу с Иваном Ургантом




 

 

Образ ведущего – неотъемлемая часть программы, которая, как правило, ассоциируется с самой передачей. Этот образ откладывается в подсознании телезрителя, вызывая у того эмоции. Положительное впечатление о ведущем у зрителя послужит гарантом того, что он будет смотреть каждый выпуск программы. Очевидно, что ведущего развлекательного шоу, безусловно, подбирают, оценивая темперамент личности, подходит ли он под формат и целевую аудиторию.

П.Бурдье отмечает, что ведущий телепрограммы не только лицо проекта, но и его непосредственный цензор.[58] Определяя тему и проблематику очередного выпуска, он сковывают свободу выступающих, «устанавливает правила игры»: оказывает знаки внимания гостям студии, решает, кому дать высказаться, или одним «спасибо» оборвать собеседника. Используя все виды коммуникации: вербальную, невербальную, он следит за микроклиматом студии, чтобы все было под контролем.

Малейшее изменение тона и собеседник уже пытается подстроить свой ответ под настроение ведущего. Ориентируясь на хронометраж программы, ведущий меняет тон от уважительно-почтительного до панибратски-нетерпеливого. Даже междометие «Да» можно сказать так, что собеседнику станет ясно, что его торопят, а он сам, как собеседник, не вызывает должного интереса у телеведущего и зрителей. Как правило, ведущий неосознанно использует подобные методы манипуляции. Но существует и другая стратегия, когда телеведущий пользуется ограничением во времени, и, перебивая, торопит собеседника, «заваливает» вопросами, не дает ему высказаться в нужный момент, или обращается к нему, когда он этого не ожидает.

П.Бурдье считает, что одна из проблем телевизионного интервью – это неравное положение между ведущим и гостем: «Перед профессионалами из студии, в силу своей профессии умеющими хорошо говорить, находятся любители, и это создает ситуацию невероятной несправедливости. И чтобы хоть в какой-то степени восстановить справедливость, ведущий не должен ко всем относиться одинаково, он должен помогать тем, кто испытывает наибольшие затруднения…».[59] Чтобы собеседник, не обладающий ораторскими способностями, «раскрылся» в эфире, ведущему необходимо ему помочь: «оказать услугу тому, чья точка зрения для нас важна, чьи слова и мысли нас интересуют, и помочь ему ими «разродиться».[60]

С этой задачей справляется телеведущий Иван Ургант. В своем проекте, он общается с людьми разного возраста, профессий – не каждый из них умеет выступать перед публикой. И если общение Урганта с ведущими Николаем Фоменко, Алексеем Пивоваровым и Ириной Муромцевой (Проект Парк)[61]проходило легко, то интервью с Жанной Агузаровой[62] пришлось фактически «вытягивать». Профессиональные ведущие, те легко уловили настроение Урганта и атмосферу программы. Жонглируя остротами, они обсудили сложную тему – «Парк» в то время как сами ведущие не имели права подробно рассказывать об этом, на тот момент еще не вышедшем, проекте. Понимая это, Ургант начал с простой вопроса: «Что для вас парк?», тем самым дав возможность участникам сымпровизировать и дать интересный, остроумный ответ, не касаясь «опасных» тем. Дав им отшутиться, выговориться и немного подустать, Ургант снова пытается узнать что-то про загадочный «Парк». В конечном итоге ему удается выпытать некоторые любопытные детали (катание на вертолете, вцепившись зубами в трос, женщина-паук и тд) и вполне динамично провести эфир.

Интервью с Жанной Агузаровой прошло куда менее интересно, несмотря на тот факт, что сама певица не является засекреченным проектом. Она нервничала, сбивалась, путалась в том, что врала – только бы наладившийся диалог, провисал с новой силой. Что бы выйти из нелепой ситуации, Ургант не только подыгрывал Агузаровой, сворачивая «провисшие вопросы», но и провел большую часть общения в интерактивном формате. Сыграл с гостьей в традиционную игру «с портретами» - герой программы, глядя на коллаж своих образов, выбирает из них свой любимый стиль. Они «летали» с Жанной Агузаровой в открытый космос, продолжив интервью в летающей тарелке. Запись выпускного экзамена Ж.Агузаровой (исполнение народной песни), внесло ей некоторую уверенность. А вопрос, затронувший ее самолюбие, был удостоен даже более-менее развернутого ответа («Как вы относитесь к Леди Гаге»). Таким образом, выпуск был спасен.

Шоу «Вечерний Ургант» появилось в эфире Первого канала 16 апреля 2012 и успешно существует по сей день, сохраняя высокий зрительский рейтинг. Слоган программы звучит так: «А с кем бы вы хотели провести вечер?» По сути, эта передача проходит в режиме легкого, с оттенком иронии, разговора на серьезные темы. За несколько сезонов создатели передачи смогли удовлетворить потребность в развлечении даже самых искушенных зрителей. За то время, что программа выходит на российском телевидении в ней успели побывать не только местные звезды, но и многие мировые знаменитости: Майкл Фассбендер, Зинедин Зидан, Роберт де Ниро, Джон Кьюсак, Тим Бертон, Марк Цукерберг, Наталия Орейро и другие, с которыми состоялись яркие, иногда провокационные интервью. С музыкальными номерами в вечернем шоу выступали группы Kasabian, 2 Cellos, Тото Кутуньо, Garbage, Билли Айдол.

Однако стоит отметить, что без такого ведущего, каким является Иван Ургант, шоу, вероятно, не смогло бы стать столь успешным. Сам актер и музыкант, он всегда может найти подход и «разговорить» даже самых закрытых для публики героев. По признанию Ивана Урганта, труднее всего было вести беседу с психологически закрытым для публики Робертом де Ниро.

Формат Latenightshow (вечернее шоу) зародился в США, передачи ранслировались поздно вечером, не ранее 23 часов. Latenightshow придумали давно, но до 2012 года этот жанр, требующей от ведущего некой непринуждённости в общении со зрителем и гостями студии не давался в полной мере российскому телевидению. Как отмечали критики, главная причина этому – отсутствие нужной личности. Вечерние шоу - это отдельный тип программ с рядом общих черт: обязательно колоритный ведущий, именитые гости, которых он интервьюирует - в легкой форме и с непременными шутками. Иван Ургант своим шоу «Вечерний Ургант» фактически открыл этот формат современному российскому зрителю.

Структура Latenight show - «Вечерний Ургант» довольно проста: анонс гостя, последние новости короткой строкой от ведущего, одна из постоянных рубрик («Пойдем в кино Оксана!», «Острый репортаж с Аллой Михеевой», «Я живу», «Взгляд снизу», «Пять вспышек прекрасного» и тд), затем интервью с приглашенным. Учитывая незамысловатость тем и простоту шуток, у шоу нет определённых критериев, по которым бы строилась его целевая аудитория: программа понятна и детям, и взрослым.

«Учителями» Урганта, конечно, стали ведущие классических американских шоу – Джей Лено (The Tonight Show на канале NBC), Конан О' Брайен (Late Night with ConanO’Brien, канал NBC), Дэвид Леттерман (Late Show with David Letterman, канал CBS), Джимми Киммел (Jimmy Kimmel Live!, канал ABC). Поначалу Ивана Урганта обвиняли в простом копировании этих героев американского прайм-тайма. Однако вскоре российский ведущий убедил критиков и, прежде всего, зрителей, что он сам может служить образцом для зарубежных телеведущих. Надо сказать, что все вечерние шоу, построены по одному принципу и рознятся только индивидуальностью ведущего. Простота в общении, как со зрителями, так и с именитыми гостями, что так необходима для хорошего Latenight Show, выгодно выделяет Ивана Урганта среди современных телеведущих. «Вечерний Ургант» целиком и полностью держится на его образе. Профессионализм, харизма и обаяние ведущего подкупают зрителя, вызывая заинтересованность в просмотре очередного выпуска ток-шоу.

Стоит отметить, что одной из главных составляющих диалога Ивана Урганта с гостями программы и зрителями является ирония, что придает общению непринужденность, создает дружелюбную атмосферу в студии. Так, один из выпусков шоу Ургант по традиции начал с новостей дня. К примеру, если в Смоленской области за победу в подростковом конкурсе «Взятие снежной горы» награждают алкоголем, то Ургант не может оставить это событие без ироничного комментария, в духе, что награда будет полезна не только победителям, но и членам их семей.

Как видно из выпусков, к интервью с каждым из своих гостей Ургант долго и тщательно готовится: просматривает о госте материалы в интернете и СМИ, готовит макеты для шуток (фото-коллажи, всевозможные поделки, предметы, вызывающие ассоциации у зрителя и тд), продумывает вопросы. Учитывая, что сформулировать оригинальный вопрос – задача не из легких, Ургант использует простой, но эффективный способ: задавая стандартный вопрос, он уточняет его какой-нибудь эффектной шуткой, тем самым сужая его, или придавая ему интересную трактовку. Так, в своем интервью с Ленни Кравитцем, он расспрашивает музыканта о его смене имиджа (демонстрируя коллаж из фото), происходящего на протяжении все жизни, и в конце вопроса уточняет: «На чей бы концерт Вы хотели попасть в том виде, что сейчас, будучи у Вас машина времени?». В итоге первый не очень удачный вопрос «про стиль» не провис, а стал своеобразным трамплином для следующего, интересного. Кравитц, к тому времени подстроившийся под стиль ведущего и привыкший к атмосфере в студии, подробно рассказал, на каких из них ему приходилось побывать, и чей концерт ему бы хотелось посетить. Что интересно, музыкант оказался тем из немногих гостей, кто догадался, что «Вечерний Ургант» - это российский аналог «Вечернего шоу с Дэвидом Леттерманом».

Помимо этого способа Ургант часто обращается к актерскому мастерству, пытаясь создать смешную миниатюру. Так, с Ленни Кравитцем Иван Ургант играл на «невидимых» гитарах.[63] С Майклом Фассбендером ловил необычную рыбу из надувного бассейна. Французский актер Гаспар Ульель по просьбе Урганта одним своим взглядом «поднимал» курс российского рубля.

Как считает Билл Кимбэлл, сценарист, продюсер и консультант шоу «Вечерний Ургант», ведущий должен отвечать в передаче за все: «За гостей, музыку, новости - это вопрос его вкуса. В этом смысле Иван подходит идеально. Он актер, музыкант, шоумен. Он вхож во все эти сферы и мгновенно на все реагирует»[64]. Его шутки после эфира должны передаваться из уст в уста. В США успех таких шоу измеряется высокими рейтингами и списком зрителей, желающих поучаствовать в передаче. Удостоиться шутки от ведущего популярного шоу и устроить словесную пикировку является признаком хорошего тона для всех: от артистов до президента.

Надо отметить, что Ивану Урганту первому на российском телевидении удалось сделать шоу такого формата успешным. Первые похожие программы хотя и имели своего зрителя, но продержались в эфире недолго. Например, «Добрый вечер» с Игорем Угольниковым. Это шоу полностью соответствовало западному формату - колоритный ведущий, приглашенные звезды, отвечающие на его вопросы. Но все это было не смешно и не удерживало зрителя у экрана. А Иван Ургант сумел, пусть и поначалу почти полностью скопировав модели американских вечерних шоу, сделать передачу, на которую, по словам телеэкспертов, не стыдно позвать Джейсона Стэтэма или Люка Бессона.

Таким образом, можно сделать вывод, что имидж телеведущего напрямую влияет на размер аудитории ток-шоу, и непосредственно, на его рейтинг: умение «жить» в кадре и общаться с гостями студии и зрительской аудиторией, отточенность профессиональных навыков (речь, дикция, интервьюирование).

В 60-х годов ХХ века, в развлекательных телепрограммах возникла тенденция использования метода персонификации, позднее ставшего обязательным: ведущий в кадре - центр и основа, олицетворяющая передачу.

По мнению создателей «Вечернего Урганта», только формат программы и правила игры роднит их проект с похожими иностранными ток-шоу. «Все остальное - исключительно национальный продукт. Непринужденная, почти задушевная беседа с гостем – основа программы. Ее козыри - импровизация и юмор на злобу дня».[65]

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что успех передачи «Вечерний Ургант» в немалой степени обусловлен не только талантом, но и харизмой ведущего. В одном Иване Урганте как бы уживаются три разных специалиста – вдумчивый, по-хорошему любопытный интервьюер, остроумный шоумен и с легкостью импровизирующий актер. В основе этих разновидностей экранной работы, прежде всего, лежит общение с людьми. Роль ведущего – с первых минут шоу установить контакт с гостями-знаменитостями и зрителями - как в студии, так и с телезрителями.

Тот факт, что с собеседником можно говорить больше часа, не теряя ни к ведущему, ни к его визави интереса, отечественный зритель узнал еще из цикла передач «Телевизионное знакомство» эстонца Урмаса Отта. В свою очередь Иван Ургант проводит не типичное интервью, в беседе всегда присутствуют «задачи», которые собеседник должен решить, своеобразные «ловушки», призванные «уличить» гостя в чем-то, что само по себе является для него неожиданным. А производимый эффект ежедневно подогревает интерес зрителя: «Что сегодня выдаст Ургант?»

Мало просто получить ответы на заданные вопросы, ведущий должен настроить собеседника на откровенность, чтобы придать интервью эмоциональный накал, а для этого необходимо знать азы психологии, иметь жизненный опыт, и обладать некоторой артистичностью. Своим обликом и взглядом он должен передать большую заинтересованность, иногда сочувствие, сомнение, недопонимание, чтобы собеседник выразил яснее собственную точку зрения. Так, в выпуске шоу, гостем которого был лидер культовой в свое время группы «Руки вверх» Сергей Жуков, Иван доверительно поведал певцу о своем первом поцелуе под музыку этого коллектива. Сергей Жуков в свою очередь рассказал о своем родившемся три недели назад сыне и почему его назвали Мирон.[66]

Роль ведущего-интервьюера в любой программе и в том числе вечернем шоу в том, что он всегда в курсе новейших тем и тенденций, свободно владеет любой беседой, что позволив гостю, немного отойти от нее, он все равно способен подчинить его общему сценарию программы. Само произошедшее отступление от темы, он выгодно обыграет, используя полученную информацию для показа зрителю нечто волнующего и интересного. Помимо содержания интервью, важен его тон, и атмосфера, созданная ведущим. Кроме того, ведущий своим поведением должен помочь собеседнику преодолеть искусственность обстановки телевизионного интервью (камеры, осветительные приборы, технический персонал). Ведущий как бы не замечает окружающей суеты, а целиком сконцентрирован на процессе общения. В этом плане показателен «послеолимпийский» выпуск (спортсмены годя спустя после Олимпиады) с фигуристкой Аделиной Сотниковой и бобслеистами Дмитрием Труненковым и Александром Зубковыми, комментатором Кириллом Набутовым.[67] К трем таким разным гостям студии, объединенных только «олимпийским» прошлым, Урганту приходилось искать подход к каждому индивидуально. Сотниковой, которую смущала камера, он задал вопросы на такие отвлеченные темы, как вождение или общение с журналистами, Зубкова попросил прокомментировать слух об ожидающей его новой должности (главный тренер по бобслею РФ), а Труненкова – смешные байки с олимпийской деревни (также навеянные слухами). Единственный общий вопрос всем троим – как они себя чувствовали в день своего выступления, что их вдохновляло. Неожиданный четвертый гость – профессиональный олимпийский комментатор Кирилл Набутов, отвечая на вопросы ведущего, параллельно устроили вместе с Ургантом небольшую словесную дуэль, изящно жонглируя остротами и шутками.

Иван Ургант обладает талантом шоумена, выражаясь словами критиков, плетя из словесной ткани нечто цельное, и тогда разговор становится зрелищем. Ведущего – «организатора общения в студии иногда сравнивают с катализатором химического процесса. Как известно, это вещество само не участвует в реакции, но без него реакция не идет».[68] Зачастую одно лишь присутствие такого профессионала изменяет в корне сам процесс эфира.

Также залогом успешного студийного интервью является умение ведущего поддерживать интерес к теме в течение всего разговора, выделяя для аудитории самое главное. Помимо того, ведущий выполняет множество задач: заявляет тему обсуждения, развивает ее, контролирует процесс диалога в студии, раскрывает индивидуальность собеседника. Ведущий «Вечернего Урганта» вызывая своих гостей на откровенность, делает обстановку дружеской и комфортной, что является очень сложной задачей.

Исследователь Е.Г.Ларина считает, что популярность ток-шоу заключается в присущем ему эффекте личностного общения: «Телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы людей, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращенное непосредственно к нему»[69]. Благодаря этому эффекту, который может проявляться сильнее или слабее, телевизионная коммуникация сближается с межличностным общением. Согласно мнению Е.Г. Лариной: «Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой коммуникации стоит к общению прямому («эффект присутствия»), личностному («эффект доверительности») и двустороннему («эффект диалогичности»)».[70] Таким образом, благодаря профессионализму ведущего достигается эмоциональное воздействие на аудиторию. Общение между участниками в формате ток-шоу протекает не как речевое воздействие участников диалога друг на друга, а как речевое взаимодействие, что и является тем самым непринужденным общением. Соблюдение это нюанса есть залог успеха интервью, а успешное интервью – залог успеха программы в формате latenight show. В своем ток-шоу Ивану Урганту удалось достичь золотой середины в интервьюировании своих собеседников, а значит сделать выпуски своих программ интересными для зрителя. То, что это так, лишний раз доказывают не только высокие рейтинги «Вечернего Урганта», но и гости ток-шоу, многие из которых принимают приглашение ведущего и приходят на программу второй раз.


Заключение

 

 

Дипломная работа была посвящена особенностям развития развлекательных программ на российском телевидении, а также роли ведущего в передаче такого формата. Исследование осуществлялось на примере высокорейтинговой программы «Вечерний Ургант», выходящей на Первом канале. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Фактура российского развлекательного телевидения, в частности ток-шоу, построена на основе американской модели жанра ток-шоу, но в последние годы приобретает все больше национальных черт (что характерно для передачи «Вечерний Ургант»). Сегодня развивающееся в ускоренном темпе развлекательное телевидение находится в промежуточном состоянии, переходя от этапа утверждения к этапу повсеместного распространения. Так называемое «обрусение» развлекательных каналов стало происходить в конце 1990-х годов, когда их управленцами стали представители российского менеджмента. Результат их работы оказал заметное влияние на становление современных развлекательных программ, начиная с«первого развлекательного» канала «СТС», и заканчивая остальными российскими телеканалами.

Видимое развитие развлекательного телевидения в России в последующие десятилетие (период 1990-2000-х годов) было закономерным, предопределенным происходящими в стране социально-экономическими и культурологическими изменениями, на которые телевидение дало мгновенную реакцию. В те годы каналы «брали» количеством производимых программ, но не качеством, чтобы охватить наибольшую часть аудитории. Поэтому производство развлекательного контента было ориентировано на потенциальных телезрителей телеканала усредненного интеллектуального уровня и определенных социальных групп, зачастуюне обладающих хорошим вкусом. И сегодня большая часть развлекательных каналов производит продукцию, отвечающую интеллектуальным запросам и духовно-нравственным потребностям современной, но все той же «усредненной» аудитории, а количество ток-шоу значительно увеличилось. Сохранятся проблема невысокого качества некоторых развлекательных передач в плане выбора тем и манеры их подачи.

Существующая сегодня потребность в развлекательных телепрограммах, несомненно,связана с социальными запросами, а также эмоционально-психологическим состоянием массовой аудитории.Развлечение, не зависит от временных характеристик, хотя зачастую быстро реагирует на актуальные события. Многие шутки могут вызывать смех у аудитории и через три дня, и через год, что делает жанр развлекательных шоу «вечным». Кроме того, одной из основных жанровых особенностей развлекательных программ их «сериальность» (то есть отсутствие ярко выраженной связи с мгновением, когда телезритель смотрит эту передачу), и возможность повторения в любой удобный для этого момент (например, викторина может быть сыграна бесчисленное количество раз). Развлекательные программы ориентированы на выполнение круга узких и специфических задач: достижения зрителем удовольствия, снятия психологического напряжения и достижения состояния эскапизма.Это те программы, которыми человек без всякой жизненной необходимости заполняет собственное свободное время. Инфотеймент основан на эмоциях и образах, игровой форме.

Все эти качества, разумеется, очень важны для развлекательных передач, однако со временем телеразвлечение стало наполняться иным содержанием. Теоретически, в программу в жанре «infotainment» может быть помещена любая информация. Так, в шоу «Вечерний Ургант» зрителю в легкой манере стали рассказывать о последних новостях разбавляя, их элементом развлечения. С задачей «не перейти грань», когда новости начинают «грузить», успешно справляется ведущий вечернего шоу. Как говорилось выше, «поздние вечерние шоу» придумали давно, но до 2012 года этот непринужденный жанр российскому телевидению не давался в полной мере. Как отмечали критики, главная причина этому – отсутствие нужной личности. Вечерние шоу - это отдельный тип программ с рядом общих черт: обязательно колоритный ведущий, именитые гости, которых он интервьюирует - в легкой форме и с непременными шутками. Иван Ургант своим шоу «Вечерний Ургант» фактически открыл этот формат современному российскому зрителю. В данной работе мы пришли к выводу, что имидж телеведущего напрямую влияет на размер аудитории ток-шоу, и непосредственно, на его рейтинг: умение «жить» в кадре и общаться с гостями студии и зрительской аудиторией, отточенность профессиональных навыков (речь, дикция, интервьюирование).Образ ведущего – это неотъемлемая часть программы, которая, как правило, ассоциируется с самой передачей.Он откладывается в подсознании телезрителя, вызывая у того эмоции. Положительное впечатление о ведущем у зрителя, послужит гарантом того, что он будет смотреть каждый выпуск программы.

Таким образом, сегодня все отчетливее раскрывается игровая природа телевидения не только как одного из самых массовых медиа, но и как способа интерпретации реальности, отвечающего социальным и психологическим потребностям аудитории. Поэтому телевидение занимает передовую позицию в иерархии современных медиа. Именно на телевидении особенно часто происходит трансформация прежней системы жанров, и образование новых.


Список литературы

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты