Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Потенциал МХК в развитии креативного мышления




Известно, что мировая культура формирует созидательно-творческую позицию, опирающуюся на знакомство с богатым наследием искусства. Поэтому в развитии креативных способностей средствами МХК наиболее успешно использование культурологического подхода, позволяющего обеспечить реализацию субъектного творческого опыта детей. Реализация его зависит, на наш взгляд, от условий педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников.

Мир культуры безграничен. Это выражение не образное. Это выражение количественное. Ежегодно в культурный оборот вводятся тысячи новых наименований книг, сотни и сотни новых наименований живописных, музыкальных, скульптурных произведений… И это не говоря о сфере научной деятельности, где приращение знания и накопление опыта (а культура и есть ассоциированный накопленный опыт человечества) последнее время осуществляется просто фантастическими темпами.

Желание учиться необходимо, и воспитатель должен уметь такое желание возбуждать, как это ни трудно. В этом плане нам близка позиция Л. Н. Столовича: «Мощным стимулятором творческой активности детей является искусство; ничто иное не способно столь «профессионально» развивать творчество детей, как это делает на протяжении веков искусство» [50,с.97].

С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств[47,с.106].

По проблеме восприятия художественной культуры работали многие исследователи, такие как О. И. Никифорова, И. Л. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова.

По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения[29, с.176].

Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» [48, с.4].

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков, первоначальных креативных способностей. Данный возраст - это время научения детей определенным правилам и нормам.

Дети ждут четких указаний; определенные ограничения очерчивают для них некую зону безопасности, в которой ребенок чувствует себя защищенным.

Исходя из этого, основной способ осуществления деятельности с детьми - действие по образцу, а формами ее реализации являются всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями); чтение вслух; рисование; коллекционирование; драматизация; праздники.

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в креативном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству[47, с.50].

Искусство отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Художественная культура является важным средством формирования креативного мышления у старших дошкольников. Однако для грамотного использования мировой художественной культуры в воспитании детей необходимо знать методику.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, креативность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение[54, с.84].

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев:

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом - котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

В работе со старшими дошкольниками продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка - принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения [15, с.46].

Одним из важнейших средств МХК, влияющим на развитие креативного мышления у дошкольников, является изобразительное искусство.

Живопись - это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности [52,с.28].

По назначению живопись делится на:

Монументальную - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.).

Станковую - род живописи. Произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная нам станке (мольберте).

Декоративную - это род живописи, которая служит для украшения различных предметов.

Декорационную или театральную - живопись, имеющая свои особенные правила, при соблюдении которых картины издали, кажутся как бы самими предметами, которые на них нарисованы. Если посмотреть на декорации вблизи, то они представляют собой грубую «мазню».

Миниатюру - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания [19, с.34].

По содержанию - на жанры. Важнейшие из них, как уже было сказано выше, - бытовой, исторический, портрет, пейзаж.

Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. Одни исследователи считают, что старшие дошкольники способны воспринимать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет; другие отмечают: картины бытового жанра также подвластны восприятию. Сюжетная картина притягивает увлекательным содержанием; бытовой жанр - своей тематикой. При этом мальчики проявляют интерес к спортивной, героической тематике, девочки - к миру животных, явлениям природы. Что примечательно: натюрморт и особенно пейзажная живопись вызывает интерес изображением предметов, явлений природы, колоритом[19, с.36].

На наш взгляд, целесообразно знакомить детей с произведениями, которые могут послужить развитию креативного мышления(Лентулов А. В. «Звон. Колокольня», Левитан И. И. «Золотая осень», Васнецов В. М «Богатыри», «Иван-Царевич на сером волке», Чарушин Н. Е. «Лягушка-путешественница», Суриков В. И. «Взятие снежного городка», Репин «Бурлаки на Волге», Венецианов В. М. «Гумно», Маковский К. Е. «На попечении у бабушки», Бабушкины сказки», Айвазовский «Девятый вал», Овчинников И. В. «Здравствуй, Земля!», Шишкин И. И. «Сосоновый бор», «Мачтовый лес», «В Вятской губернии» и многие другие).

Восприятию картин должны предшествовать наблюдения в природе. Окружающая действительность поможет понять неповторимую красоту, созданную художником, откроет колористические возможности. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны. Повторные наблюдения, художественное слово, музыка будут не только накапливать впечатления, но и воспитывать культуру образного видения, способствовать формированию художественного образа в рисунках.

Так, например, в программе, предложенной Горбатовой С. В., широко применяются такие картины как Шишкин «На севере диком», «Зима», Грабарь «Февральская лазурь», Васнецов «Зимний сон». Цель их использования в данной программе - формировать у дошкольников эстетическое восприятие, эстетическое отношение к произведениям искусства, давать развернутый анализ картине, учить сравнивать и выражать свои эмоции от увиденного – все эти навыки ведут к формированию креативного мышления у детей [10, с.124].

А вот в программе Самоходкиной Л. Г. используются картины И.И. Грабаря «Рябинка», «Осень. Рябины и березы»; И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень»; И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» с целью побуждать детей замечать использование художником дифференцирования цветов при передаче образа «осени» на полотнах живописцев;способствовать развитию у детей эстетического вкуса путем ознакомления с творчеством великих художников XX века; поощрять творческий подход детей к работе над картинами[52, с.83].

Рябчикова Г. И. предлагает использовать картины «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Осенний день. Сокольники», «Лесные дали» И. Шишкина, «Гималаи» Н. Рериха, «Золотая осень» В. Поленова, «Рябинка» И. Грабаря для того, чтобы развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, креативное, пространственное, образное мышление и воображение, видение единства замысла художника и средств выразительности[52, с.86].

Наряду с использованием пейзажной живописи, широко используется портретная живопись для формирования креативного мышления у дошкольников.

Например, по Грибовской А. А., использование портретной живописи дает возможность ребенку попробовать через внешние черты самостоятельно заглянуть во внутренний мир персонажей. Она предлагает использовать картины И. Репина «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиева «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианова «Вот те и батькин обед», И. Глазунова «Верочка», А. Шилова «Машенька Шилова».

Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г. П. Сорогина и «Семья» Ю. П. Кугача). Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому[23, с.262].

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех воспитания детей, формирования у них креативного мышления. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивиться и чем восхититься он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий творческого воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное - он учится сопереживанию.

Таким образом, от общения с изобразительным искусством дети получают прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество, креативное мышление.

Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.

Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилья.

Показателем влияния изобразительного искусства на развитие ребенка являются сами дети. (На примере высказывания детей, их творческих работ по изобразительной деятельности докладчик подтверждает высказанные творческие положения, сопровождая свое выступление показом произведений живописи.)

Мировая художественная культура является важным средством формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В следующей главе ВКР будет описана работа по исследованию креативного мышления дошкольников и предложена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня креативного мышления у дошкольников.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты