КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные тенденции развития журналистских жанровЖанр – устойчивая форма отражения действительности. Но в последнее время наблюдается переход одних жанров в другие и их синтетичность (аналитический отчет, информационная корреспонденция). Сегодня исследователи основными тенденциями в жанрообразовании называют: - Смещение одних жанров другими. На периферию отошли такие крупные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров; - Освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз; - К образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование) и к постоянному жанровому взаимообогащению приводит процесс размывания жанровых границ; -Жанры, изменяясь и трансформируясь, сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров. [Дускаева] Жанры журналистики различаются: по характеру предмета или объекта отображения; по конкретному назначению, исходя из цели решаемой журналистом; по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов; по способам отражения действительности, характеру литературно-стилистических средств. При этом существуют признаки, присущие всем жанрам. Какую бы форму не выбрал журналист для реализации своего творческого замысла, в ней можно увидеть элементы «формулы мастерства», функции (агитационную, пропагандистскую и организаторскую) и принципы (правдивости, объективности, массовости, демократизма, гуманизма и патриотизма). Причины изменений: быстрое информирование (гонка за право быть первыми), на поиск информации и ее выпуск меньше времени, популярны легкие для восприятия жанры, мало профессиональных и талантливых журналистов, интерес к простому человеку упал (очерк вымирает), комбинирование (использование в текстах фрагментов различных жанров). В заметке увеличивается авторская позиция, репортаж может быть о проблемной ситуации и с авторской оценкой. С одной стороны, каждый конкретный случай межжанровой диффузии служит поводом для неоправданной, на наш взгляд, фиксации еще одного вида жанра (Тертычный). С другой стороны, обилие такого рода терминологических нововведений дает основание для нигилистического обобщения о "размывании" жанра (Кройчик, Соков пр., которые описывают устоявшиеся жанровые признаки).
|