КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по 1 главе. Анализ текста – одно из важных направлений в современном языкознании
Анализ текста – одно из важных направлений в современном языкознании. В настоящий момент достаточно актуальным считается изучение пунктуации и графики поэтического текста как формы его существования. Изучением особенностей языка и графики поэзии занимались многие отечественные лингвисты. В. В. Виноградов определил теорию поэтического текста как учение о поэтической функции языка, отмечая близость поэтической стилистики и лингвистики. Вопрос о соотношении прозаического и поэтического в языке изучался достаточно широко. Считается, что с поэзии началось словесное искусство. Образуется новое направление – лингвистика стиха, в котором работают М. Л. Гаспаров и Т. В. Скулачева. Исследователи определяют ряд закономерностей, которые отличают синтаксис стихотворения от синтаксиса прозы. Графический образ поэзии делает поэтический текст более урегулированным. Лотман считает графическую организацию важной особенностью поэтического текста. В поэзии любые закономерности могут быть приняты как значимые, ведь читатель заранее не может предположить, совокупность каких кодов и знаковых систем будет ему предложена, как при знакомстве с прозаическим текстом. Ю. М. Лотман утверждал, что поэзии необходима ощутимая упорядоченность, так как стихотворному тексту требуется отличие от неорганизованного поэтического фона. «Быть поэзией» –такое своеобразно определяет М. Ю. Лотман функцию поэтического текста. Пунктуацию мы рассматриваем, согласно «Большому лингвистическому словарю» как систему графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации — членение и графическая организация письменного текста. Рассматривая отклонения от нормы в области пунктуации, следует уделить внимание и понятию языковой нормы. Под языковой нормой принято понимать совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Н. Л. Шубина утверждает, что авторская пунктуация существует наравне с нормативной и в понятие нерегламентированной пунктуации не входит, так как в первую очередь является стилистическим средством. Исследователь с осторожностью относится к термину авторская пунктуация и советует использовать определение «индивидуализированная пунктуация». Н. С. Валгина называет именно авторскими такие знаки, которые всецело связаны с авторской позицией, определяют индивидуальный стиль писателя. Ученый включает авторскую пунктуацию в состав нерегламентированной. В тексте авторская пунктуация может проявляться следующим образом: 1) появление знака препинания в таких условиях, где он не регламентирован; 2) усиление знаковой позиции, то есть замена знака на более сильный по расчленяющей функции, например, запятая заменяется на тире; 3) авторские знаки могут подчиняться ритмике текста, передавать его мелодику, убыстренный или замедленный темп; 4) одним из видов авторской пунктуации является полное отсутствие знаков препинания, что можно назвать особым литературным приемом. Авторская пунктуация – своеобразный литературный троп, ее применение сугубо индивидуально для каждого автора.
|