КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3.3. Авторская пунктуация в поэзии Б. ПастернакаБорис Пастернак "выдвинул" свои стихи на одно из первых мест в мощном поэтическом потоке 1910-1920 годов. Его творчество знаменито слиянием мастерства и тональности, поэтики и пафоса, но, как пишет исследователь творчества Пастернака В. Альфонсов, многие читатели и критики не воспринимали разные стороны его творчества в единстве, для каждого его стихотворение было неким гордиевым узлом. Долгое время поэзия Пастернака была предметом многих споров. Сегодня образ поэта предстает перед нами все яснее, но вряд ли разгадан до конца. "Пастернак неисчерпаем", - пишет В. Альфонсов, многие особенности его творчества нельзя объяснить как заурядное явление [1, с. 45]. Синтаксис играет немаловажную роль в поэзии Б. Пастернака, "усложненный, громоздкий, но на удивление правильный". Его конструкция "держит" стихотворение, не дает рассыпаться хаосом разрозненных образов. "Интонация переносит читателя, как буер - через полынью" [1, с. 50]. Итак, какие приемы авторской пунктуации делают стихи Б. Пастернака узнаваемыми и по-особенному выразительными? Борис Пастернак прибегает к экспрессивному расчленению восклицательных предложений с однородными членами при помощи восклицательных знаков: Гроза в воротах! на дворе! Преображаясь и дурея, Во тьме, в раскатах, в серебре, Она бежит по галерее... ("Июльская гроза, 1915 г.)
Такой прием позволяет автору, с одной стороны, в динамике передать действие стихии, ее неуклонное приближение, ее неизбежность не только глагольными формами, но и рядами однородных членов; с другой стороны, знаки препинания в совокупности с лексическими средствами и грамматической структурой усиливают восхищение автора действием сил природы, эмоциональное восприятие ее. К авторскому приему использования средств пунктуации можно отнести экспрессивное членение текста предложения с помощью сочетания "запятая + тире". Авторское тире или подчеркивает деление предложения на две части, или обозначает добавочный характер второго сообщения. Умеющий, - так как он всевидящ, Унять, как временную блажь, Любое, с чем к нему не выйдешь, Огромный, восьмиверстный сад. ("Волны", 1931)
Шепчу? - Нет, нет. - С ликером, и покрепче. Шепчу не я, - вишневки чернота. Карениной, - так той дорожный сцепщик В бреду под чепчик что-то бормотал". ("Спекторский")
В данном отрывке авторская пунктуация способствует передаче эмоционального состояния героя, его смятение, потрясение. Тире часто используется поэтом для придания стихотворениям большей экспрессивности: О,знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! ("О, знал бы я, что так бывает...", 1931)
С помощью тире Пастернак подчёркивает динамичность, резкость, быструю смену событий. Используя тире, автор разрывает интонационную плавность фразы и тем самым придает ей эмоциональную напряжённость и остроту, переживаемые почти трагически в моменты творчества. К постановке тире располагают многие пунктуационные ситуации: тире между подлежащим и сказуемым, перед обобщающими словами, при выделении приложений, вставных конструкций, между частями сложного бессоюзного предложения и т. д. В некоторых стихотворениях Борис Пастернак совмещает нормативное использование тире наряду с авторским приемом:
Стоят деревья у воды, И полдень с берега крутого Закинул облака в пруды, Как переметы рыболова. Как невод, тонет небосвод, И в это небо, точно в сети, Толпа купальщиков плывёт - Мужчины, женщины и дети. ("Ева")
Итак, есть основания полагать, что среди авторских знаков, используемых Б.П.Пастернаком, особая роль отводится тире, функциональные возможности которого расширяются в поэтических текстах
|