КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Авторская пунктуация в поэзии Н. С. ГумилеваКак и А. Ахматова, Н. Гумилев своеобразно использует многоточие в своих поэтических текстах. Поэт часто использует сочетание многоточия и строчной буквы на границах предложения, что видно на многочисленных примерах. Многоточие в данном случае выступает как полифункциональный знак, замещая запятую, двоеточие или тире. С помощью многоточия Н. Гумилев оформляет графически различные семантические отношения: резкую смену мысли или результат того, о чем идет речь в первой части предложения. Одно из самых необычных явлений в пунктуационной практике поэта на границе предложений – употребление им подряд двух одинаковых знаков: одно предложение заканчивается многоточием, следующее начинается с многоточия. В творчестве Н. Гумилева данный прием может выполнять различные функции: 1) обеспечивать кольцевую композицию О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мие! В человеческой, темной судьбе Ты – крылатый призыв к вышине. <…> Звук замрет в задрожавшей трубе, Серафим пропадет в вышине… …О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! («О тебе», с. 327) 2) содержать вывод Жертвой будь голубой, предрассветной… В темных безднах беззвучно сгори… …И ты будешь Звездою Обетной, Возвещающей близость зари». («Иногда я бываю печален…» с. 73) 3) усиливать контраст естественное – искусственное Сонно дрогнул камыш, Пролетела летучая мышь, Рыба плеснулась в омуте… …И направились к дому те, У кого есть дом С голубыми ставнями, С креслами давними И круглым чайным столом. («Заводи», с. 146) 4) усиливать контраст жизнь – смерть и служить пояснением У меня не живут цветы, <…> Только книги в восемь рядов, Молчаливые, грузные томы, Сторожат вековые истомы, Словно зубы в восемь рядов.
Мне продавший их букинист, Помню, был и горбатым и нищим… …Торговал за проклятым кладбищем Мне продавший их букинист. («У меня не живут цветы…», с. 152) В стихотворениях Н. Гумилева часто используется один пунктуационный знак вместо другого. а) Многоточие на месте запятой. Помимо своей основной функции обозначения незаконченности высказывания и заминок в речи, многоточие может использоваться в сложных предложениях для выражения различных семантических отношений между частями текста. Крикну я…но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела. («Память», с. 417) Здесь многоточие служит своеобразной отсылкой к евангельскому выражению «Глас вопиющего в пустыне». б) Многоточие на месте двоеточия. В сложном предложении с разными видами связи одна из частей может содержать причину: Хочет встать, не может… кремень зубчатый, Зубчатый кремень, как гортанный крик, Под его бархатной лапой, грозно поднятой, В его крылатое сердце проник. («У цыган», с. 435) Двоеточие в данном примере отражало бы причинно-следственные отношения, тире же указывает на смятение персонажа. в) Двоеточие на месте запятой: Я жду, исполненный укоров: Но не веселую жену Для задушевных разговоров О том, что было в старину. («Тот другой», с. 184) С точки зрения пунктуационных норм современности, можно назвать случай ненормативной постановки знака в творчестве Н. Гумилева. Это сочетание знаков конца предложения с тире, что встречается в двух стихотворениях. Черты измученного болью Теперь прекрасного лица… – Мальчишескому своеволью Нет ни преграды, ни конца. («Персей», с. 261) Вы сегодня так красивы, Что вы видели во сне? – Берег, ивы При луне. –
А еще? К ночному склону Не приходят, не любя. – Дездемону И себя. –
Вы глядите так несмело: Кто там был за купой ив? – Был Отелло, Он красив. – <…> («Сон Утренняя болтовня», с. 182) В данном стихотворении-диалоге, состоящем из шести строф, в четырех ответные реплики оформлены в тире с двух сторон. Возможно, это графическое усиление реплик двух персонажей, или отображение зыбкости, ирреальности описываемого в стихотворении-сне. Итак, оставаясь всю жизнь сторонником четкой реалистичности в поэзии, будучи теоретиком акмеизма, Н. Гумилев позволял себе некоторые вольности лишь в области синтаксиса и пунктуации.
|