КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музейная коммуникация: сущностный аспектСтр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание Введение …………………………………………………………………………3 1 Коммуникационный подход в структуре музееведческих знаний………..5 1.1.Музейная коммуникация: сущностный аспект……………………………5 1.2. Развитие теории музейной коммуникации……………………………….6 1.3. Коммуникационный подход в музееведении……………………………10 1.4. Уровни музейной коммуникации …………………………………….....12 2 Коммуникативные технологии в музееведении на современном этапе…………………………………………………………………………......21 Вывод…………………………………………………………………………...26 Список литературы………………………………………………………….. 28
Введение Музейный мир богат и многогранен. Современный музей является концентрированным выражением духовных устремлений культуры прошлого и настоящего. Музей помогает решать насущные проблемы и адаптироваться человеку уже в новом тысячелетии. По утверждению специалистов, сейчас в мире едва не ежедневно открывается новый музей, и за последнее время их стало больше, чем за последние полвека. Продолжается выставочный бум, извлекаются из запасников и хранилищ уникальные музейные предметы, которые становятся экспонатами. В музейной среде посетитель вступает в диалог культур, круг общения личностных ценностных представлений. Посетитель по-разному воспринимает музейные ценности посредством понимания, сопереживания, объяснения и созерцания. Погружение в самобытный мир музея требует определенной самоотдачи, душевных усилий, а порой преодоления стереотипов и внутренних барьеров. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возникает взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдельные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается элементарный акт коммуникации в музее. Цель курсовой работы - рассмотреть коммуникативные технологии в музееведении. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - дать определение понятию «музейная коммуникация»; - рассмотреть этапы развития музейной коммуникации; - рассмотреть коммуникационный подход в музееведении; - описать уровни музейной коммуникации; - проанализировать современные коммуникативные технологии в музееведении. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной музееведческой литературе имеется значительный объем работ, касающихся коммуникационного подхода. Это работы Д.Ф. Камерона, Ю. Ромедера, Э. Хуппер-Гринхилла, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского, Н.Ф. Федорова, Н.А. Никишина, З.А. Бонами, Е.К.Дмитриевой, В.Ю.Дукельского, Т.П.Калугиной, Е.Е.Кузьминой, Н.Г.Макаровой, Т.П.Полякова.
Глава 1. Коммуникационный подход в структуре музееведческих Знаний Музейная коммуникация: сущностный аспект Коммуникация (лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - это передача информации от одного сознания к другому. Коммуникация - это информационная связь субъекта (отправителя информации) и объекта (ее получателя), а общение - это связь собеседников, «соучастников общего дела». Коммуникацию различают как монолог или как общение-диалог. Коммуникация протекает посредством какого-либо носителя. Это могут быть материальные объекты, знаковые системы, речь, логические конструкции, ментальные формы и другие проявления. Коммуникация может осуществляться посредством текста или другого носителя информации, если субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт. Главная черта коммуникации - это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает [1]. Таким образом, если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась. Отсюда вытекает и обратное правило: чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь. Что касается музея, то можно отметить, что всякое собрание музейных предметов, изъятых из первоначальной среды бытования, возникает как осмысленное собрание, создаваемое специалистами, наделяющими вещи определенными ценностными значениями. Собрание не существует как «самодостаточное», а предназначено для включения его в музейную деятельность по отношению к посетителю, который воспринимает этот материал с учетом своих культурных установок. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возникает взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдельные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается элементарный акт коммуникации в музее, причем в данном случае успешный. Если же культурные установки субъектов различны или если ценностная природа предметов недостаточно выявлена в их структуре, коммуникация может оказаться нарушенной. Для того чтобы этого не произошло, необходим диалог между субъектами (возможно, с участием третьего лица), направленный на выработку «общего взгляда на вещи», который может включать элементы вербального комментирования либо попытки пространственной визуальной организации предметов [1]. Следует отметить, что существуют два условия обеспечения эффективной обратной связи. Первое - в процессе общения всегда необходимо предусматривать способ обратной связи. Такими способами обратной связи могут быть ответы на задаваемые вопросы, повторение вкратце выработанного решения или перечисление последовательности действий каждой из сторон. Второе - внимание к собеседнику, к языку его тела. Наиболее важные сигналы обратной связи поступают собеседнику именно на этом языке. Умение постоянно и внимательно наблюдать за поведением собеседника, отмечать и понимать выражение глаз, тон голоса и жесты будет способствовать пониманию того, как на самом деле воспринимаются слова собеседником.
|