КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современном этапе ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Музей по устоявшемуся обычаю называют храмами культуры и искусства. Посетитель приходит сюда за новыми впечатлениями, знакомится с интересующими его выставками и экспозициями, прибегая при этом к помощи экскурсоводов либо участвуя в предлагаемых ему интерактивных мероприятиях. Проблема современной музейной коммуникации состоит в том, как создать и обеспечить приемлемый доступ зрителя к объектам; т.е. музейная коммуникация - это способы подачи своеобразных сообщений. В эпоху Возрождения такими сообщениями были станковые картины с применением обратной перспективы и светскими сюжетами, в начале XX в. - картины модернистов и т.п., сейчас - это инсталляции, медийные и интерактивные средства. Таким образом, существуют две проблемы: во-первых, массовое восприятие культуры, массовая культура создает произведения, механизм трансляции которых, по большому счету, совершенно иной - не столь важно, где, когда и кем что-то создано, для потребителя массовой культуры важно получить информацию о предмете (событии) и некий симулякр знания о нем, так как человек массы привык получать информацию посредством СМИ, не задумываясь о том, какова ее интерпретация, объем, достоверность и точность (и такому зрителю вряд ли нужен музей, т.к. подобное восприятие часто переносится и на произведения элитарной культуры, и на культуру прошлых веков); во-вторых, несоответствие многих музеев времени, что затрагивает вопрос востребованности или невостребованности музея. Эти проблемы можно решить, применяя новые технологии, оснащение, мобильные экспозиции, интернет-коллекции и т.д., но осуществлять вмешательство следует осторожно, учитывая сформировавшиеся веками традиции и общественное восприятие данного культурного института. Таким образом, к музейной коммуникации, в рамках современного информационного общества, можно отнести: - наличие у музея определенной ниши в информационном пространстве (т.е. в качестве приоритета наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей, выходит и работа со «зрителем»); - современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения (т.е. положительно влияющие на создание образа); - экспонирование предметов - более интересное и качественное, музей должен быть «подвижен» - постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации; - технологии создания экспозиции - более целостные и контекстные, необходимы программы, рассчитанные на разные группы «зрителей», в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации; - определенная доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы (создание интернет-каталога или виртуального филиала как, к примеру, у Русского музея); - позиционирование себя в культурном пространстве (города, страны, мира), музей должен быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство. Музеи обслуживают абсолютно все слои населения. Для разных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии и экскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываются возрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов. Для учителей и студентов разрабатываются особые лекции и дополнительные сообщения. Для учащейся молодежи проводятся тематические музейные уроки и лекции по различной тематике, вечера, вечера-встречи с интересными людьми. Наряду с традиционными формами научно-просветительской деятельности музея - экскурсиями, лекциями, большой популярностью в последние годы пользуются театрализованные представления историко- этнографической и экологической направленности. Чтобы привлечь внимание посетителей, музеи выпускают книги, буклеты, брошюры. Во многих музеях организованы сувенирные лавки, что позволяет оставить не просто приятные впечатления у посетителя, но и предмет, который будет напоминать о посещении музея. Некоторые музеи используют анкеты посетителей, которые позволяют, во-первых, узнать мнение посетителей, а во-вторых, поддерживать связь с посетителями. Например, в картинной галерее имени Б.М. Кустодиева в Астрахани используется такая форма общения с посетителями, причем работники картинной галереи осуществляют смс-оповещение посетителей о предстоящих выставках, тематических вечерах и других мероприятиях. В последнее время музеи задействуют не только визуальный канал коммуникации, но и, например, тактильный канал коммуникации. Создаются специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности. Постепенно музеи осваивают и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуальных музеев», как воплощение собственных представлений о музеях, не существующих в реальности и являющихся результатом личностного отношения к культурному наследию. Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий. Приведем в пример Астраханский краеведческий музей, который использует современные коммуникативные технологии. Астраханский краеведческий музей - один из старейших в стране, в декабре ему исполнилось 175 лет. В 2008 году музей закрылся на реконструкцию: оснащались современными противопожарной и сигнализационной системами музейные залы, перестраивалась таксидермическая лаборатория, разрабатывалась концепция новых экспозиционных комплексов. Музей преобразился; новые экспонаты, мультимедийные презентации, 3D- панорамы - результат четырёхлетней реставрации музея. По ходу осмотра в разных музейных уголках организованы детские мастерские. Зал «Рыбное богатство Волго-Каспийского бассейна» стилизован под гигантский аквариум с мультимедийными презентациями на полу и стенах. Кстати, информацию обо всех экспонатах музея посетители могут получить не только от экскурсовода, но и от аудиогида - устройства, дающего сведения об экспозициях на русском и английском языках. Если рассматривать музеи Ростовской области, к примеру, Волгодонский эколого-исторический музей и музей краеведения Волгодонского района, расположенный в станице Романовской, то можно сделать вывод, что сотрудниками музея внедряются инновационные формы и методы работы с населением. Эти музеи работают в традиционной форме работы с посетителями: экскурсии, мастер-класс, музейные занятия, консультации. Наряду с традиционными формами работы Волгодонского эколого-исторического музея большой популярностью в последние годы пользуются театрализованные представления историко-этнографической и экологической направленности, для учащейся молодежи проводятся тематические музейные уроки и лекции по различной тематике, вечера, вечера-встречи с интересными людьми. В музей краеведения Волгодонского района применяются инновационные формы работы – интерактивные мероприятия, когда посетитель сам становится активным действующим лицом, участником программы: – «Праздник в музее» является универсальным в плане возрастных или социальных групп, экскурсии в соответствии с календарными праздниками, рассчитаны как на школьную или дошкольную группу, так и на туристов разного возраста, внедрен новый инструмент адаптации музейных объектов для различных категорий посетителей, разных способов и уровней их восприятия. Ансамбль «Атаман», созданный при музее в 2010 году, позволяет создать «живые» экспозиции (фрагменты обрядов, праздников, гуляний), а гостям музея, принять участие в реконструкции подлинных фольклорных традиций, бытовавших у казаков на нижнем Дону. Посетители, присутствующие на мероприятиях, с удовольствием принимают участие в казачьих играх и состязаниях, поют казачьи песни, беседуют о жизни казаков в старину, дегустируют блюда казачьей кухни. Уникальная современная музейная среда включает в себя все новые и новые типы музеев, в которых могут отсутствовать традиционные типы организации экспозиции. Это и интерактивные музеи, музеи одного экспоната, экомузеи, музеи под открытым небом. Многие современные населенные пункты представляют собой единое музейное пространство: это и мегаполис Санкт-Петербург, и небольшие города Золотого Кольца. Это и маленький Мышкин в Ярославской области, который Д.С. Лихачев называл своим «самым любимым российским городом», и о «культурном феномене» которого говорилось на одном из пленарных заседаний III Всероссийского культурологического конгресса в 2010 г. Городок с населением 6 тыс. человек сохранил уникальную атмосферу российской провинции. Здесь работают 6 музеев, 9 театральных коллективов, уникальная библиотека. Принципы протекания коммуникационных процессов в музеях и музейных средах нового типа также требуют своего изучения.
|