КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расцвет русской культурыС закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV—XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток, На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством Церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека. С XII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни, Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны — неприязнью к завоевателям, с другой — Орда была метрополией. В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской Церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская Православная Церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия. Таким образом Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва— «третьим Римом». Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор — Великое княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом. Если на Западе общество освобождается от влияния Церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейского типа светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована Церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь — молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже и пугачевские «генералы») вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам и одновременно утверждающих новую узаконенность своей власти, основанную на праве силы. Политический «карнавал» и самозванство вылились в весьма специфичный для России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независимую власть собственника, который мог быть основой формирующегося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общество высказалось за ликвидацию церковной собственности. Забота Церкви — о душе, экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о церковной собственности вышли на более общий круг вопросов — о путях ее развития. Был подтвержден принцип единения Церкви и государства. К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания: 1. Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерным для Запада. 2. Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. 3. Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием. 4. Приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого. XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда перемешались старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность — временность» приходит горизонтальная: «прошлое — настоящее — будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, но бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался Кремль. Но в городах России проживало лишь 2% населения. Основная масса населения — крестьяне. Положение их оставалось без изменений, страна скатывалась к гражданской войне. С 1613 года в России правит новая династия - Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Документы того периода фиксируют «непочтительное» отношение к царю, так называемое отклоняющееся поведение как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Церковь преследовала цели: 1) устранение различий в богословской практике между Греческой и Русской Церквями. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире; 2) введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов. Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе, Но даже эта попытка вызвала сопротивление значительной части общества и Церкви, Произошел раскол. С этого времени общественный раскол, как последствие реформы, будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступали за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном виде православной старины. И там, и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская Православная Церковь сблизилась с православным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великого преобразователя России. В период Московского царства вдет процесс становления русского национального характера. Характер — это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его становление очень длительно. На его формирование оказали влияние природные условия, определенные архетипы, лежащие в основе поведения человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII веке. Писатели-современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI века. «Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм, прорываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о человеческом благе. . В период Московского царства набирает силу процесс освобождения искусства от церковных канонов. Со второй половины XIV века ослабляется влияние особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные люди в конкретной исторической обстановке («Песня о Казани»). С XV на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — это своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание последних летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол. С XIV в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав, — более беглое и свободное письмо, а с XVI — скоропись, близкая к современному письму. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была датированная книга Апостол. Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет занимать в России ведущее место. Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, терема, для строительства требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первыми изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова. Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты Русского государства. Развитие торговли, политических, культурных с иностранными государствами привело к необходимости составления первых словарей иностранных слов — азбуковников. После монголо-татарского нашествия более чем на 50 лет было прекращено каменное строительство, утеряны кадры зодчих. Поэтому в XIV во многом все приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, 'Новгород) и на Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV формируется новый тип церкви. Лучшие памятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С Москвы в политическую, религиозную столицу стремление поднять . художественный и уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая укреплений Китай-города, затем под руководством Ф.Конл возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая была присуща древнерусским городам и носила название радиально-кольцевой. Наиболее дороги прикрывали монастыри-крепости — Новодевичий, Данилов, Андронников.1 Одна из особенностей культурной России XVII связана с сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы, художники. ювелиры работали в Приказе каменных дел — Оружейной палате в Кремле. Это была своеобразная школ искусств и ремесел. Москва становилась непререкаемым авторитетом в области художественного творчества. Здесь трудились русские и иностранные художники. развертывалась деятельность самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его «Спас нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живописи: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали работать художники, парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотворно в этот период монументальная живопись. Для нее тематики, динамизм композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной культуре обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские сооружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих— богатое декоративное убранство. Культовая архитектура XVII перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля — барокко. господствовавшего в архитектуре Европы. Это так называемое нарышкинское барокко. Для него характерны сочетание белого и красного цветов в убранстве здании. четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество. Таким образом, период XIV—XVII— это великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения Русской Церкви обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти века окончательно формируются «слободской» тип русского города и маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие культуры России.1 Русская культура XIX — нач. XX вв. представляет интерес при изучении экономической науки в аспекте своего отображения экономической жизни России этого периода. Символично рассмотрение основных течений общественной мысли XIX в. — славянофильства, западничества, революционного демократизма, обеспечивающих и соответствующие направления развития экономической деятельности. Интересными представляются для экономистов и культура послереформенной России второй половины XIX в., и участие российских предпринимателей в развитии культуры своей страны, а также отображение в культуре усиления противоречий российской действительности и активизации общественной жизни накануне октябрьских событий 1917 года. Художественная культура «Серебрянного века» В истории русской художественной культуры начало XX было плодотворным, противоречивым, стремительным в развитии. На стыке двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В период, отмеченный такими гениальными произведениями, как «Воскресение» и «Живой труп», вступило творчество Л.Н. Толстого. В эти же годы А.П. Чехов становится тем художником слова, который оказывает огромное на мировую литературу, импрессионистом» его западные исследователи. Публикуются В.Короленко, А.Серафимович, Н.Гарин-Михайловский, удивляют читателей М.Горькии и Л.Андреев, заявляет о и ранней прозой И.Бунин, начинают печататься А.Куприн и В.Вересаев. Начало XX— это время расцвета русского театрального искусства, связанного с К.Станиславского;, Ф.Шаляпина, М.Ермоловой. Музыкальное творчество А.Скрябина и С.Рахманинова определило мировой культуры XX на многие десятилетия. Русское изобразительное искусство «серебряного составило целую эпоху. Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников. В 90-е годы замкнутости мира, остановленного времени, жесткой регламентации правилами, нормами, начинает ослабевать. Восприятие становится более свободным, идет раскрепощение личности художника. Реальной действительности противопоставлены несколько вариантов. Первый из замечательно выражен А.П. Чеховым в «Чайке». Его герой Треплев утверждает изображение в произведении искусства «не такой, как она есть, и не такой, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Другой подход — действительности и попытка «сконструировать жизнь», представив ее такой, «как она должна быть». Революционный в России у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей противоречивости их не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру. Социальные проблемы характеризуют творчество Горького и Серафимовича, пронизывают «Историю моего современника» В.Г. Короленко. Здесь В.Г. Короленко сформулировал принципы и идеалы гуманизма и демократии, которые позднее героически отстаивал в своих знаменитых письмах А.В. Луначарскому. Многие русские писатели начала века обратились к драматургии. Это закономерно: театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей. На сцене молодого художественного театра ставятся пьесы Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького. Пользуются успехом «Дети Ванюшина» С.Найденова, драмы Л.Андреева, С.Юшкевича. Начало революционного подъема было отмечено стремлением организационно зафиксировать единство писателей-реалистов. Созданное в 1899 году в Москве Н.Телешовым литературное содружество «Среда» сделалось одним из центров такого сплочения. Членами содружества стали Бунин, Серафимович, Вересаев, Горький, Андреев. Собрания «Среды» посещали Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк, Шаляпин, Левитан, Васнецов. Очень важно, что в культуре начала века предельно заострена философско-этическая проблема: «Что лучше, истина или сострадание?» Она давно волновала различных мыслителей и художников, достаточно активно обсуждалась в прошлом в общем контексте «русской идеи», и даже такой проповедник разума, как Герцен, «опускал знамя истины во имя сострадания». «Утешающая ложь» составляет стержень драм Г.Ибсена, пользующихся в начале века огромным успехом у русской публики. Эта тема звучит в горьковской драме «На дне» и формирует определенный нравственный идеал времени. В нем связываются воедино и религиозные искания русских философов-богословов, и толстовские принципы «непротивления злу насилием», и взгляд Достоевского «на Бога в душе человеческой», и положение Вл. Соловьева «о Богочеловеке». Смысл такого идеала — «найти Бога в себе», внутреннее самосовершенствование личности, «воцарение добра в сердце человеческом». Поиски нового ценностного ориентира в системе поведения, приоритет личностного принципа, «человеческого в человеке» красной нитью проходят через «Воскресение» Л.Толстого и «Поединок» А.Куприна. В начале века особое место в системе художественной культуры занимает Л.Андреев. Его философский критицизм, уходя от критики социальной обстановки в критику бытия в целом, пропитывается своеобразным «космическим пессимизмом». Нарастающие ноты безверия, отчаяния и связанное с этим зарождение в его творчестве элементов экспрессионизма роднят Л.Андреева с писателями русского модернизма. Русский модернизм — явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, принципиально сконцентрированные на трех проблемах: отношении к традициям русской литературы, определении новизны содержания и формы, определении общего эстетического мировоззрения. Было необходимо, говоря словами Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане». Представители творческой интеллигенции, подвергая критическому осмыслению существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира, Одни верили, что могут обрести непосредственный, ничем не осложненный взгляд на натуру. Пренебрегая анализом общественных отношений и сложностей человеческой психики, они открывали «тихую поэзию повседневности». Другие концентрировали в художественном образе накал чувств и страстей людей нового века. Предчувствие у многих воплощалось в символах, порождавших сложные ассоциации. Все это были разные способы постичь мир, раскрыть в нем художественную правду, за явлением распознать сущность, за малым увидеть всеобщее. Эти поиски отчасти воплотились в символизме. Русский символизм заявил о себе настойчиво и, по мнению многих критиков, «внезапно». В 1892 году в журнале «Северный вестник» была опубликована статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе», и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, этом «художественном, материализме», увидел Мережковский «причину упадка» современной литературы. В 1894-1895 годах В.Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», и то, что казалось разрозненным и даже случайным, получило организационное оформление. К концу 90-х годов журнал Сергея Дягилева «Мир искусства» и организованное при деятельном участии Брюсова издательство «Скорпион» образуют прочную основу для деятельности модернистов. Сборники стихов Бальмонта и Брюсова встречают широкое признание, поколение так называемых старших символистов осознается как сформировавшееся и весьма весомое художественное направление. Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве так называемых младших символистов начала XX века — А.Блока, А.Белого, Вяч. Иванова. Именно в их творчестве художественный метод символистов получает объективно-идеалистическую интерпретацию. Материальный мир — только маска, сквозь которую просвечивает иной мир — мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей. У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого периода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования. Годы послереволюционной реакции характеризовались в русском художественном сознании настроениями пессимизма и «отреченчества». Наиболее сложен был творческий путь Леонида Андреева, ставшего одним из признанных вождей декаданса, но сохранившего дух протеста против обезличивающих человека капиталистических отношений. Русская литература нашла выход в появлении «неореалистического» стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии. Новый творческий подъем был характерен для И.Бунина, подлинным шедевром стал «Гранатовый браслет» А.Куприна. Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в два новых постсимволических течениях: акмеизме и футуризме. Акмеизм (греч. akme — высшая ступень чего-либо, цветущая сила) получил определенное теоретическое обоснование в статьях Н.Гумилева «Наследие символизма — акмеизм», С.Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», О.Мандельштама «Утро акмеизма», А.Ахматовой, М.Зенькевича,. Г.Иванова, Е.Кузьминой-Караваевой. Объединившись в группу «Цех поэтов», они примкнули к журналу «Аполлон», противопоставили себя мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому», «стихии естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его основного, изначального смысла. Акмеисты сближались с поздним символизмом (Вяч. Иванов), ориентировались на раскрытие «вечных сущностей». Футуристы, отталкиваясь от символизма, искали путь к непосредственно данной действительности. Смысловые «первоэлементы» искусства изменяли свою природу. Футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму: В.Каменский, братья Бурлюки, А.Крученых. Их энергичное противостояние всем существующим литературным направлениям разделял молодой Маяковский. Возникает круг «будетлян» — провозвестников будущего, ставших представителями русского футуризма. Сборники футуристов «Садок судей» (1910-1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913) были непривычными для читающей публики. Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы —, это образы-символы. Они не укладываются в рамки старых представлений. Художник-гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты. Врубелевская мечта о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и Врубелевская фантазия, переносящая нас как бы в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему. В творчестве Врубеля фантазия с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или принцессу Грезу, сказочную Царевну Лебедь Пана, он помещает своих героев в мир, словно созданный могучей волей мифа. Но тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно способностью чувствовать и думать природу, а человеческие чувства безмерно усиливал. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья. На стыке творчество художников, ставших гордостью России: К.А. Коровина, A.П. Рябушкина, М.В. Нестерова. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадлежат Н.К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и надеявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».1 Культура России в условиях советской власти отображает проблемы и противоречия плановой экономики. Монополия государства, оказывающая влияние на все сферы жизнедеятельности народа, способствовала мощному воздействию догматизма на развитие науки, возникновению режима партийной цензуры в культуре, что привело в итоге к формированию застойных явлений как в экономической, так и в культурной жизни России.
|