Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Возрождение религиозно-культовой культуры




В духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания. Все большее значение в общественной жизни начинают занимать религия и Церковь. По-видимому, пришло время отказаться от односторонней, негативной их оценки и роли в истории культуры и осуществить объективный подход при исследовании этого феномена.

По нашему мнению, религия является необходимым составным элементом духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвышать человека до чего-то абсолютного и неизменного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры, пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д.

Но религия — это общественно-историческое образование. Нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные направления, организации. Одной из таких организаций является Русская Православная Церковь. На протяжении многих веков она способствовала укреплению государственности, вела активную работу в области просвещения и образования, являлась тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы российского общества. Поэтому, на наш взгляд, в рамках широкой программы освоения культурного наследия своего народа важное место должно быть отведено изучению того духовно-нравственного богатства, которое накопила Русская Православная Церковь и такая ее важнейшая составляющая, как монастыри.

Русские монастыри всегда были духовными центрами просвещения и воспитания. Возвращение их Церкви и включение в активную культурную жизнь страны позволило остановить процесс их активного разрушения, которому они почти все подвергались. Восстанавливается едва ли не навсегда прерванная живая духовная связь веков и поколений. Многие монастыри возрождаются из руин. Из более чем 1200 монастырей сегодня действует около 200.

А появились они на Руси в период принятия христианства. Начало монашеской жизни положили преподобные Антоний и Феодосии — монахи Киево-Печерской лавры. Основанный ими монастырь стал центром духовной жизни Древней Руси. Первые русские летописцы — Нестор и Алипий — также воспитанники Киево-Печерской лавры.

С XIV века центром православного подвижничества становится Свято-Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, основанная великим нашим соотечественником преподобным Сергием Радонежским. То, что сделал для отечества преподобный Сергий, «...по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практически заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена... чтобы самим не забыть правила, ими завещанного» (Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства //Памятники Отечества. М., 1993. №26. С. 8-9).

Суть монашеской жизни заключалась прежде всего в отречении от мира и низменных его страстей. Монастырь творит мир неземной, где ведется строительство души человека, как Храма Божия, где спасается она от греха, который разрушает ее и ведет к окончательной гибели. Келья и молитва открывают иноку новый божественный мир жизни, который делает его счастливым. Монашество нельзя понимать односторонне. За внешней отрешенностью от жизненной суеты просматривается не только горение души перед Богом, но и необыкновенное милосердие к ближнему, что и делает монаха достойным гражданином общества.

Жизнь монастыря никогда не замыкается в его стенах. Она оказывала огромное влияние через паломников на окружающий монастырь внешний мир. Поэтому столь огромно значение православных монастырей как носителей национальной культуры на Руси. Они совмещали в себе и университеты, и библиотеки, и музеи, и художественные академии. При монастырях существовали школы и типографии, что делало их и центрами национального образования. Без преувеличения можно сказать, что православные обители веками руководили духовной жизнью нашего народа, составляя важнейшую часть великой российской культуры. Мощи святых и чудотворные образы, хранящиеся в монастырях, сегодня привлекают к себе многочисленные потоки богомольцев. В свою очередь, возвращение в нашу жизнь хранимых монастырями святынь способствует возрождению всего народа.

На сегодняшний день число вновь открытых храмов превышает все ожидания людей. Практически в каждой епархии Русской Православной Церкви появились монашеские обители, скиты и многочисленные приходские храмы, где возрождается духовная жизнь нации. Людей сегодня не столько печалит физическое состояние церковных памятников, сколько радует полная духовная свобода религиозной жизни. Восстанавливая разрушенные храмы и монастыри, люди находят в этом священном деле огромную духовную пользу, обучая себя добродетельной жизни, спасительной для самих себя и ценной для окружающих.

Говоря о церковном возрождении, необходимо заботиться и о том, чтобы наша Церковь являла миру и ту красоту, которой она обладала в полной мере всегда. Не только образ .жизни христианина, но и образ церковный, включавший архитектуру храма, иконы и фрески, церковное пение должны нести в себе печать небесной красоты, способствуя привнесению ее и в реальную жизнь людей.

Программа Российского фонда культуры «Малые города России»

Малых городов в России более трех тысяч, живут в них около 40 миллионов человек. Поэтому обращение к этой среде обитания русского человека не случайно. Именно в малых городах во все времена были воплощены душа и красота России. Были эти города немноголюдны, зато обладали почтенным возрастом и нередко становились ареной важнейших исторических событий. Каждый город имел свою особенность, свой стиль жизни. Славились умением мастера, шумели ярмарки, и каждый город удивлял «лица всеобщим выраженьем».

Провинция издавна давала общенациональной культуре самобытных художников, литераторов, композиторов, деятелей искусства. Однако за период административно-командных методов управления малью города России пришли в запустение. Сейчас ситуация начинает изменяться. Российский фонд культуры разработал программу возрождения малых городов нашей страны. Созданы типологические модели возрождения культурно-исторической среды таких старинных русских городов, как Подольск, Зарайск, Рыбинск и Старая Русса. Цель этой акции шире, чем непосредственно судьбы этих четырех городов. Главная задача — распространить приобретенный методический и практический опыт, инициировать широкое общественно-профессиональное движение по возрождению малых исторических городов.

Рассмотрим основные элементы концепции на примере восстановления одного из древнейших наших городов с символическим названием Старая Русса. Город Старая Русса Новгородской области насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В нем сохранились соборы XII—XVIII веков, здания начала XIX века и другие памятники истории и культуры. В конце прошлого века город стал одним из популярных северных курортов с лечебными водами и грязями. В Старой Руссе жил и работал Ф.М. Достоевский, здесь же сохранился единственный в его жизни собственный дом. Город описан им в романе «Братья - Карамазовы» под названием Скотопригоньевска. В настоящее время — это город с развитой, в основном машиностроительной промышленностью, с населением свыше сорока тысяч человек. Город расположен в 60 км от Новгорода.

Российским фондом культуры предложены следующие первоочередные мероприятия по развитию г. Старая Русса. Это утверждение нового статуса города как исторического города-курорта и города-музея; сохранение и реставрация памятников, активное включение в социальную и экономическую жизнь города культурного потенциала, связанного с курортом и именем Ф.М. Достоевского; расширение сферы обслуживания отдыхающих и туристов; развитие жилищно-бытовой и производственной инфраструктуры; использование законодательно-правовых механизмов в условиях перехода к рыночной экономике. Работа направлена на определение стратегии развития города до 2005 года.

Концепция включает ряд принципиально новых по методам разработки материалов. Так, в программе активизации культурной жизни и музеефикации определены меры по воссозданию культурного потенциала города и повышению его значимости в национальной культуре, по воспитанию в молодом поколении чувства приверженности к местным традициям. Главное предложение программы — создание Центра Ф.М. Достоевского для' возрождения и активизации жизни города, повышения его значимости не только в общенациональной, но и в международной культуре. Центр должен включать музейные объекты, научные подразделения, библиотеку, аудитории для проведения встреч, семинаров, конференций.

В концепции определены пути создания ее реализационных механизмов. Они должны быть конкретизированы в работе местных органов управления по трем направлениям: популяризация города на национальном и международном уровнях; инициирование деловой активности граждан и организаций по восстановлению и развитию города; формирование правового статуса города и создание организационных структур для осуществления программ. Концепция рассмотрена и одобрена президиумом Российского фонда культуры и опубликована с целью ее распространения и практического внедрения.1


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты