КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социокультурная ситуация 60—70-Х годов ХX-века в РоссииХудожественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью». На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало. предметом изображения в художественной культуре. В прозе В.Шукшина, Ю.Трифонова, В.Распутина, Ч.Айтматова, в драматургии А.Вампилова, В.Розова, А.Володина, в поэзии В.Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики В.Астафьев, В.Быков, Г.Бакланов, В.Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С.Ростоцкий. Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой деревенской прозы. Ее появление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В.Астафьева, В.Белова, Ф.Абрамова, В.Распутина и других «деревенщиков» не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывавшимися бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий к городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф.Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «Пожар». Проблема взаимоотношений человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе.1 Культура в период перестройки представляет собой последовательное отображение демократизации общества: утверждение гласности, реформы политической и экономической систем. Новые условия культурного развития общества обеспечивают и формирование негативных тенденций в сфере культуры: так, развитие рыночных отношений способствует «коммерциализации» сферы культуры, усилению финансового кризиса в системе культуры, образования, науки. Однако в целом происходящие процессы демократизации общества способствовали самовыражению личности в культуре, свободе выбора культурных приоритетов в жизнедеятельности. Необходимо отметить две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западноевропейской художественной культуры. Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественный вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной. Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследие еще не значит ограничиваться этим наследием. Необходимо изучать его и активно включать . в современную социокультурную ситуацию. Как справедливо писал Ю.М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества» (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII— начало XIX века). С.-П6. 1994. С. 8). Охрана национального культурного наследия России осуществляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры. По инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО были приняты Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976 г.). Результатом принятия конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов. За годы существования комитета в Список всемирного наследия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитревский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли и лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбове; Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга. Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в случае необходимости могут быть организованы международные акции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изучении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т.д. Рекомендация по сохранению исторических ансамблей дополняет и расширяет конвенцию и ряд других международных актов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного. В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников — ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, концентрирует свою деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой специалистов и вопросами законодательства. Огромное значение, в деле сохранения культурного наследия имела Венецианская хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно хартии историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями. По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию дела охраны памятников в мире. Среди них — Флорентийская международная хартия по охране исторических садов (1981 г.). Международная хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.) Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, особо выделяется Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются представители 80 стран, в том числе и России. Центр изучает и распространяет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и реставрации памятников, организации подготовки специалистов. В нашей стране функции охраны историко-культурного наследия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь», «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры, финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». Постановлением Правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Основная деятельность института состоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популяризации национального и природного наследия. Другим Постановлением Правительства страны от 29 декабря 1992 года за № 1027 образована Комиссия по реституции культурных ценностей. Комиссия создана для урегулирования взаимных. претензий России и иностранных государств по возвращению культурных ценностей, предусмотренному международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. Рассмотрим же основные направления деятельности Российского фонда культуры и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которые направлены на сохранение национального культурного наследия.
|