Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 17 КАЛИДАС




Как-то раз вместе с бенгальскими вайшнавами в Джаганнатха Пури пришел почтенный человек по имени Калидас, дядя Рагхунатхи даса Госвами. Жил он в деревне Бхадуя, которая находилась в трех милях южнее деревни Кришнапура в провинции Бурдван, где родился его любимый племянник. Божество, которому поклонялся Калидас, сохранилось и поныне. Ему поклонялись в деревне Шанкхья на берегу реки Сарасвати, пока один из жителей деревни Тривени не забрал его себе.

Калидас был очень возышенным преданным, он не произносил иных слов кроме «Кришна». Простодушный и щедрый, он повторял святое имя Кришны даже за обычными делами. В шутку играя в кости, Калидас бросал их со словами: «Харе Кришна!»

Безусловно, подражать такой великой душе, как Калидас, невозможно, не нанося оскорблений святому имени. Он был маха-бхагаватой и не относился к такой игре серьезно. Маха-бхагавата никогда не забыват о главном и потому не ограничен в своих поступках. Писания говорят, что деяния чистого преданного непостижимы, и подражать им нельзя, избежав падения.

Удивительной особенностью Калидаса было то, что он всю жизнь вплоть до самой старости ел остатки пищи (уччхишта) вайшнавов. Общаясь со всеми вайшнавами Бенгалии, он за эти годы сумел попробовать остатки каждого из них.

Это не так просто было сделать, поскольку обычно преданные не считали себя столь великими святыми, чтобы позволить кому-то доедать за ними. Поэтому у Калидаса были свои маленькие хитрости. Посещая вайшнава-брахмана, — неважно, начинающего или возвышенного — он приносил с собой превосходные угощения: фрукты, сладости или что-нибудь еще. После трапезы Калидас смиренно просил позволения собрать все, что осталось на тарелке хозяина, и если в ответ получал смущенный отказ, то делал вид, что уходит, а на самом деле прятался поблизости.

Подождав, когда использованные пальмовые листья или глиняные тарелки окажутся на задворках (в те времена вся посуда была одноразовой), Калидас выходил из своего укрытия, подбирал их и облизывал.

Он приходил с подарками также к вайшнавам, родившимся в семье шудр. Прячась, он ждал, пока они покушают, а потом подбирал все, что у них оставалось. Он не делал различий между брахманами и шудрами, почитая каждого вайшнава слугой Верховного Господа.

По соседству с Калидасом жил великий святой по имени Джаду Тхакур, который принадлежал к касте бхунимали. Однажды Калидас зашел его навестить, захватив с собой в подарок прекрасные спелые плоды манго.

Джаду Тхакур и его жена сидели у входа своего скромного жилища, когда перед ними появился Калидас. Лишь увидя гостя, Джаду Тхакур тут же приветствовал его поклоном. Побеседовав немного, он сказал Калидасу сладким голосом:

— Я принадлежу к низкой касте, а ты почтенный человек, богатый и знатный. Чем я могу служить тебе? Если позволишь, я пошлю угощение в дом брахмана, чтобы ты смог принять прасад. Этим ты доставишь мне большую радость!

Калидас учтиво ответил:

— Дорогой господин, яви мне свою милость! Я пришел увидеть тебя. Я падший грешник, но встреча с тобой принесет мне очищение. Теперь моя жизнь стала успешной, и я перед тобой в большом долгу. Дорогой господин, у меня есть только одно желание. Пожалуйста, возложи свои стопы мне на голову! Пусть хоть немного пыли с твоих стоп коснется меня!

— Не следует тебе так говорить со мной! - ответил Джаду Тхакур. — Я родился в низкой семье, а ты - богат и всеми уважаем!

Не желая с ним соглашаться, Калидас стал на память читать стихи из священных писаний, которые доставили Джаду Тхакуру большое удовольствие:

«Если человек очень сведущ в литературе на санскрите, но при этом не занят чистым преданным служением, он не является Моим преданным. Если же человек, родившийся в семье собакоедов, стал чистым преданным, лишенным корысти насладиться плодами своей деятельности или философскими рассуждениями, он очень дорог Мне. Он достоин всеобщего почитания. Что бы он ни предложил, — будет принято. Такому преданному следует поклоняться, как Мне Самому».

Далее Калидас стал цитировать «Шримад-Бхагаватам»:

«Человек, родившийся в семье брахмана и обладающий всеми двенадцатью брахманическими качествами, но не предавшийся Господу Кришне, чей пупок подобен лотосу, хуже неприкасаемого. Но если низкорожденный посвятил все свои мысли, дела и слова, богатство и жизнь служению Господу, он выше непреданного брахмана. Родиться в семье брахмана или развить брахманические качества еще недостаточно Человек должен стать чистым преданным Господа. Если свапача, чандала, становится преданным, он освобождает не только себя, но и всю свою семью, тогда как брахман, не предавшийся Господу, но лишь обладающий брахманическими качествами, не в состоянии очистить даже себя, не говоря уже о его семье» (7.9.10).

«Дорогой Господь, тот, кто всегда держит на языке Твое святое имя, более возвышен, чем посвященный брахман. Даже рожденный в семье собакоедов и по материальным меркам низший среди людей, он тем не менее славен. Таково удивительное могущество повторения святого имени Господа. Если человек повторяет святое имя, это означает, что он уже совершил все виды аскез. Он уже изучил все Веды, совершил все великие жертвоприношения, упомянутые в Ведах, омылся во всех святых водах и является истинным арьяном» (3.33.7).

— Это слова писаний, и потому мне нечего возразить, — отвечал Джаду Тхакур. — Однако они относятся к тем, кто действительно возвысился в служении Кришне. Это можно сказать о других, но я не обладаю такой духовной силой. Я родился в низкой семье и не имею даже капли преданности Кришне!

Джаду Тхакур вел себя как истинный вайшнав, который не считает себя возвышенным несмотря на то что обладает всеми качествами чистого преданного. Он всегда мягок и смиренен и осознанно ставит себя в самое низкое положение. «Махабхарата» говорит, что «не рождение и образование делают человека брахманом, а вритта, род занятий». «Падма-Пурана» также объясняет:

«Преданного никогда нельзя считать шудрой. Все преданные Верховной Личности Бога почитаются как бхагаваты. Но если человек не предан Господу Кришне, даже рожденный в семье брахмана, кшатрия или вайшьи, он является шудрой».

«Если брахман по рождению является авайшнава, непреданным, в его лицо нельзя смотреть так же, как и в лицо чандалы, собакоеда. Однако вайшнав, который находится в иной варне, чем брахман, может очистить все три мира».

«Считая преданного Верховной Личности Бога, который родился в семье шудры, нишада, или чандала, принадлежащим к этой касте, можно несомненно отправиться в ад».

«Если млеччха (мясоед) стал преданным, его почитают лучшим среди брахманов и образованным пандитом» («Гаруда Пурана»).

«Железный колокольчик превращается в золотой, смешавшись с ртутью в алхимическом процессе, точно так же должным образом обученный и принявший посвящение у истинного гуру человек сразу становится брахманом» («Таттва-сагара»).

Все ведические писания провозглашают высокое положение вайшнава, независимо от его происхождения, образования или богатства, потому что служа Господу Кришне, он очищается от всех мирских определений.

Калидас снова поклонился Джаду Бхарате и попросил позволения уйти. Святой Джаду встал, чтобы проводить гостя. Попрощавшись, он вернулся домой, оставив за собой на дорожке вереницу ясно различимых следов. Как только Джаду скрылся, Калидас вернулся и принялся с головы до пят посыпать и растирать по себе пыль с этих следов.

Вернувшись, Джаду Тхакур увидел плоды манго, которые принес ему Калидас. Он предложил фрукты Кришне, а потом попросил жену подать ему несколько. Жена Джаду вытащила манго из банановых листьев, в которые был завернут каждый, сняла шкурку и подала мужу. Манго оказались такими вкусными и сочными, что Джаду ел с большим удовольствием, обсасывая косточку, которую потом ложил на банановый лист. Покормив мужа, жена тоже поела и собрала шкурки и косточки в банановый лист, который выбросила в мусорную яму.

Калидас, спрятавшись в укромном месте, только этого и ждал. Когда жена Джаду ушла, он поспешил к яме, подобрал остатки манго и стал их облизывать. При этом его переполняло трансцендентное ликование.

Когда Калидас появился в Джаганнатха Пури, Господь наградил его особой милостью. Шри Чайтанья Махапрабху ежедневно посещал храм Джаганнатхи, и Говинда неизменно сопровождал Его, неся кувшинчик с водой. На северной стороне ворот Симха-двара, в двадцати двух шагах от храма Джаганнатхи, есть небольшая яма, где Господь Чайтанья омывал стопы прежде чем войти в храм.

Хотя многие знали о яме, никто не осмеливался прикасаться к ее святой воде, потому что Шри Чайтанья через Говинду настрого запретил это делать. Какое живое существо во Вселенной посмеет ослушаться воли Господа? Однако кто-то из ближайших Его спутников все-таки умудрялся пить эту воду.

Калидас даже не стал хитрить. Как только Шри Чайтанья Махапрабху омыл стопы, он подошел к яме, зачерпнул воды и стал жадно пить: одну горсть, вторую, третью...

Наконец, Шри Чайтанья остановил его.

— Больше не делай этого! - сказал Он. - Насколько это было возможно, Я исполнил твое желание.

Шри Чайтанья Махапрабху, будучи всеведущей Верховной Личностью Бога, знал, что Калидас в глубине сердца обладает абсолютной верой в вайшнавов. Это доставляло Ему такое удовольствие, что Он явил ему милость, которой не видел никто иной.

С южной стороны за воротами, чуть дальше знаменитой ямы, стоит божество Господа Нрисимхи. Если входить в храм, оно остается слева. Каждый раз, проходя мимо, Шри Чайтанья поворачивался к божеству левым боком и, кланяясь, выражал почтение молитвой из «Нрисимха Пураны»:

намас те нара-симхая прахладахлада-дайине

хираньякашипор вакшаха-шила-танка-накхалайе

ито нрисимхах парато нрисимхо йато йато йами тато нрисимхах

бахир нрисимхо хридайе нрисимхо нрисимхам адим шаранам прападйе

«Я почтительно кланяюсь Тебе, Господь Нарасимха! Ты даруешь счастья Махараджу Прахладе. Словно резцом по камню, Ты разорвал когтями грудь демона Хираньякашипу. Господь Нрисимха везде. Куда бы Я ни пошел, повсюду Я вижу Господа Нрисимху. Он повсюду, Он и в Моем сердце. Я ищу прибежища у Господа Нрисимхи, Изначальной Верховной Личности Бога!»

Выразив почтение Нрисимхадеву, Господь Чайтанья входил в храм Джаганнатхи, а потом возвращался домой пообедать. Калидас в это время стоял за дверью, ожидая маха-прасада Шри Чайтаньи. Зная об этом, Господь подал знак Говинде, чтобы тот сейчас же отнес что-нибудь Калидасу.

Почитание остатков пищи вайшнавов настолько значительно, что благодаря этому Шри Чайтанья Махапрабху явил Калидасу Верховную милость. Их нужно принимать без колебаний и отвращения, чтобы достичь желанной цели. Пища, предложенная Кришне, называется маха-прасад. Слово маха на санскрите означет «великий». Но после того, как маха-прасад вкусит вайшнав, остатки становятся маха-маха-прасадом. Пыль с лотосных стоп вайшнава; вода, которой омывали стопы вайшнава; остатки пищи с тарелки вайшнава - все это обладает особым могуществом.

Кришнадас Кавираджа Госвами призывает: «Мои дорогие преданные, пожалуйста, послушайте меня! Я говорю вам снова и снова: с верой относитесь к трем названным вещам и служите им без колебаний» (ЧЧ Антья, 16.62).

Почитая пыль, воду и остатки пищи вайшнавов, можно обрести высшую цель жизни - экстатическую любовь к Кришне. И Калидас был живым примером этой истины, провозглашенной всеми явленными священными писаниями.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты