КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные проблемы возрождения лучших традиций нравственного воспитания в России
Начиная с древности, люди пытались создавать нравственные основания порядка в обществе: с давних времен мыслители обращались к проблеме воспитания добродетелей. Это были Сократ, Платон, Аристотель и др. И речь в каждом из подобных случаев шла об утверждении общечеловеческих ценностей и воспитании нравственных качеств. Нечто похожее обнаруживаем и в русской религиозной философской мысли. В соответствии с ее традициями для человека в жизни важно не сохранение идеального образа об истине, а ее индивидуальный смысл, то есть нравственная характеристика конкретного человека. Истоки русской традиции восходят не только к Античности, а и к этическим традициям православного христианства. И сегодня в обращении к ним есть исторический интерес и в особенности попытка восстановить отечественную культуру, состояние которой напоминает сложный и мучительный процесс возвращения к жизни тяжелобольного человека. Культура и традиции - выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. [27] Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд, добротворческую созидательную деятельность, через приобщение молодежи к своей истории, к произведениям народного творчества. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, игры, пословицы и поговорки воплощают в себе народную мудрость, являя собой бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение молодежи к богатствам национальной, а через них - мировой культуры. Без них не возможно присвоение общечеловеческих ценностей, следование велению совести, воспитание личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям. Исследование вышеозначенной проблемы сегодня вытекает из насущной необходимости ее в современную эпоху. Время, когда разрушаются старые идеалы и происходит становление новой культуры - «социальной». В этом случае мы можем вести речь не об «этике гуманистической», а об «этике социальной». Человек в контексте «социальной этики» выступает как объект воздействия на него социума. Следует отметить главное, - «социальная этика» обращается к «внешней стороне» - этикетному имиджу. В условиях перемен добродетели гуманизма замещаются иным поведением, господствующим в обществе, - агрессия, страх, покорность. Но общество все же не уделяет особого внимания нравственному воспитанию. Поэтому перед лицом растущей безнравственности, эгоизма, жестокости очень важен сегодня пересмотр воспитательной роли образования. Наша российская школа традиционно считалась школой обучения и воспитания. Система образования стремилась воплотить основной принцип воспитания - антропоцентризм. Подтверждением этому является значительное число трудов, посвященных этому вопросу в истории педагогики, современные исследования. Как показывают результаты последних научных разработок, воспитание в России изначально связывалось с духовностью. Какие же тенденции складываются в настоящий момент в образовательной системе? В данный момент, как это ни странно, ни один из образовательных уровней не содержит требований к воспитанности внутренней, а не внешней культуре. Исходя из этого, становится очевидным, что школа ориентируется на сохранение приоритетов, целей, задач образования, то есть имеет «внешний характер». Тогда как культура, по мнению русского философа П.И. Новгородцева, есть явление внутреннее: «Согласно русскому взгляду на мир, высшая цель культуры состоит не в строительстве внешних форм жизни, а в ее духовной, внутренней сущности. Не конституции, а религии образуют высший продукт духовного творчества и высшую цель жизни»[28]. Образование и воспитание взаимосвязаны, поэтому образование должно взять на себя ответственность за воспитание. И это очень важно, поскольку в истории цивилизации зафиксированы ситуации, когда в обществе, потерявшем ценностные регулятивны, преобладает цинизм. Как правило, жизнедеятельность в такие моменты осуществляется в соответствии с другими принципами: обесценивается жизнь человека, идеалом становится борьба за «наименьшее зло». Нравственный кризис сопровождается потерей человеческих качеств. Во многом это перекликается с тем, что мы наблюдаем сегодня. Но, к сожалению, осознание этого не ведет к внедрению новых идей и методов, несмотря на то, что возникает масса удачных и полезных для общества воспитательных идей.[29] Типичные ситуации - состояние духовного кризиса - были зафиксированы классиками отечественной и зарубежной мысли в литературе: «Пир во время чумы» Пушкина, «Степной волк» Гессе и др. Одним из величайших русских писателей, тех, кто противостоял «нравственному псевдопрогрессу», ведущему Россию к будущей катастрофе, был Ф.М.Достоевский. Он считал, что если в мире нет милосердия, то человек просто задохнется от механистичности, нелюбви друг к другу. Поэтому он напоминал о необходимости воскрешения человеческой души. Очевидно, не случаен сегодня интерес и к традициям русской православной школы, ядром которой всегда считалось душевное строение личности. В этом есть положительные и отрицательные моменты. Положительно то, что христианство является определенным пластом русских традиций. Отрицательным становится факт того, что образование не может быть религиозным: научить вере нельзя. И это не все аспекты, являющиеся предметом дискуссии по данному вопросу. Отношение к нему неоднозначно. По существу религиозное знание представляется как «вторичное», а более справедливо согласиться с позицией, предусматривающей синтез «знания» и «веры». Возвращаясь к дефиниции места знания и веры, заметим, что на Западе церковь занимает все более прочные позиции: в школах разрешены церковные богослужения. Полагаем, что очень полезной в этом смысле и в России может быть проповедническая деятельность современного православного священства. Поскольку это отражает систему ценностей отечественной культуры, в том числе и на уровне речевых образцов. Этим самым авторитет традиции и авторитет старшего, исторически более значимого явления останется на соответствующей им высоте. И с точки зрения этического подхода все это может быть действенным и использоваться в воспитательных целях, в том числе и как этико-эстетический образец отечественной культуры, подразумевающий особую роль таких категорий как: миролюбие, радость, негневливость и прочее, реализующихся, по выражению А.К.Михальской, в диалогическом гармонизирующем воздействии. В традициях Церкви заложен общий нравственный идеал, завещанный нашими предками. И если он будет осознан и сохранен при условии понимания его древности и богатства, отечественные традиции восстановятся и будут развиваться. Для этого, по нашему мнению, нужна соответствующая работа не только представителей священства, но и ученых, преподавателей. И сегодня, когда налицо глубокая противоречивость социальных и духовных установок, современное человечество может выжить, только придав развитию гуманистическую направленность. По мнению отдельных гуманистически ориентированных мыслителей, в основе этого процесса должна быть идея образования, базирующегося на изучении античной культуры, имевшей целью воспитывать в человеке «человечность». Эта идея может быть использована в преподавании предмета «Риторика» и применении его в качестве средства для выращивания нравственной личности (находка Д.Х. Вагаповой), во-первых. Во-вторых, при введении в школах «Философии», так как в современной практике попытка внедрения курса философии в систему среднего образования принадлежала B.C. Шубинскому. В-третьих, многие сегодня выступают за введение такого предмета, как «Основы нравственности».[30] С точки зрения гуманистического подхода организация процесса воспитания требует обращения и к историческому прошлому - русским традициям. Очень актуально обращение к традициям славянофилов. Именно они одними из первых начали исследовать проблемы воспитания. Им принадлежит заслуга в разработке вопросов ослабления нравственности, формализации отношений между людьми. Личность с позиций славянофилов (идея соборности) способна выработать «правильные ориентиры», избежать эгоизма, усредненного отношения к человеку, нивелирования человеческих качеств. Это представляет большой интерес в связи с затрагиваемой нами тематикой. Основанием для этого может быть то, что зачатки идеи гуманизации обнаруживаются в России, начиная с XVI по XX вв. Это отражено в произведениях русских мыслителей, писателей, публицистов: М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и др. Таким образом, можно утверждать, что русской системе образования, русской педагогике были присущи идеи гуманизма, состоящие в заботе о духовном росте личности, ее нравственном совершенствовании. Хотелось бы высказать пожелание, чтобы отдельные идеи, представляющие интерес сегодня все-таки вводились в систему образования. Исходя из рассмотренных нами проблем, сейчас мы могли бы обратиться к достижению только ближайшей цели - остановить растущую безнравственность. Потому как опыт практически каждого из нас противоречит нравственным постулатам, что будет, несомненно, вызывать все новые и новые дефекты в нравственном сознании и проблемах воспитания молодого поколения. В конце концов, мы придем к нравственному и культурному вырождению. Именно поэтому долг каждого ответственного человека принять участие в поисках выхода из создавшегося положения. Иначе никаких шансов на выживание человечества не останется.
|