КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДОБРА И ЗЛАТак было не всегда. Было время на планете Земля, когда все "было хорошо". Бог нарисовал картину на холсте реальности, и эта картина была совершенством. Его творение, включая человека, было беспорочным. Мы были сотворены безгрешными. И сейчас иногда мы видим проявления совершенства. Например, когда наблюдаем за прекрасным заходом. Совершенство можно найти в человеческой красоте. Некоторые музыкальные произведения убеждают нас в том, что совершенство возможно. Некоторые спортсмены удивляют нас совершенством грации и красоты. Моменты интимной близости между любящими людьми позволяют испытать райское наслаждение на земле. В подобные моменты нам достаточно легко представить, что мир – идеальное место. Мы можем долго фантазировать на тему, каков был окружающий мир без зла. Представить это возможно, потому что мы были сотворены именно в таком мире. Мы не были предназначены для жизни в том мире, в котором живем сейчас; это была ошибка. Нас доставили по неверному адресу. Бог создал нас для совершенства, а мы по ошибке попали совсем в другое место. Мы не были подготовлены для жизни в несовершенном мире. Мы не были созданы для борьбы с последствиями грехопадения. По замыслу Творца у нас не должны разрушаться зубы; тернии и колючки не должны впиваться в наши мягкие стопы. Мы не созданы для того, чтобы защищать себя от других; наши души, предназначенные жить в мире без боли, созданы слишком мягкими. Мы созданы для совершенных взаимоотношений с совершенными людьми; вместо этого люди, с которыми мы оказываемся рядом, неожиданно начинают ранить нас. Они лгут нам или оказываются неверными; иногда они просто жестоки. Мы не были подготовлены для несовершенства. У нас нет достаточно благодати внутри, чтобы защитить нас от боли осознания собственной греховности. Это ужасно – ощущать внутри себя грех, но еще ужасней – чувствовать вину за грех. Мы испытываем ненависть вместо любви, наша жизнь состоит из разделения вместо соединения; мы чувствуем зависть других вместо признания и благодарности; мы испытываем гнев вместо радости; мы впадаем в панику и беспокойство там, где должно быть чувство безопасности и защищенности; мы чувствуем стыд и ненависть к себе вместо любви и уверенности; и, в конце концов, мы чувствуем безотчетный страх и ужас перед Богом вместо всепоглощающего трепета и любви. Все эти чувства касаются вопросов добра и зла. Для поддержания эмоционального здоровья и духовного роста мы должны научиться решать эти вопросы. Если мы не сможем сосуществовать с хорошим и плохим одновременно, нам будет очень тяжело жить в этом мире. Когда мы мечемся вперед и назад и видим все либо только хорошим, либо только плохим, мы не можем иметь постоянных взаимоотношений с собой, другими людьми и с миром вокруг нас. Люди иногда легко меняют друзей, супругов, церкви или работу. На какое-то время они успокаиваются, но как только появляется какое-то проявление плохого, они не могут иметь с ним дело. Они требуют совершенства; все, что не совершенно, они считают "полностью плохим" и поэтому отвергают. Они как будто плывут на неустойчивом судне. Возможно, у вас были такие отношения, когда казалось, что все замечательно. Потом вы не позвонили вовремя и не предупредили, что вернетесь поздно. Вас встретили так, как будто у вас проказа. Это пример того, как человек не может правильно реагировать на греховность и несовершенство других. Или вы думали, что достаточно хорошо играете в гольф, а потом сыграли отвратительно и почувствовали чрезмерную ненависть к самому себе, как к полнейшему неудачнику. Или, может быть, вы были вдохновлены покупкой машины, о которой мечтали. Потом у машины появились вмятины, и она потеряла свое совершенство. Она не совершенна, следовательно, полностью плохая. Или вы готовили специальный обед для соседей. Пирог упал на землю, и "это испортило весь вечер". Эти проблемы связаны с разделением понятий добра и зла. Если мы хотим нормально организовать свою жизнь, нам нужно научиться жить в мире, где есть и то, и другое. Идеальное "я" Мы все сохранили память далекого прошлого о том, кем должны были быть. Мы можем представить, каким должно быть наше совершенное "я". Задумайтесь на минуту о своем совершенном "я". Подумайте о возможности совершенства в делах, которые вы делаете. Если вы заставите себя подумать об этом, вы почувствуете, как велик разрыв между тем, что мы представляем, и тем, что есть на самом деле. Глубоко внутри себя мы все понимаем различие между нашим идеальным "я", существующим в нашем воображении в качестве совершенства, и нашим реальным "я", тем, кем мы являемся на самом деле. Если эти два "я" сражаются между собой, мы будем в постоянном конфликте. То, что мы хотим иметь в настоящем, и то, что имеем в настоящем, будут постоянно сражаться между собой. Идеальное "я" – это то, что мы можем представлять собой, то, кем хотели бы быть. Если вы посмотрите на некоторые свои возможности, их легко можно представить в совершенном виде. Например, я играю в гольф. Есть дни, когда я делаю такие удары по мячу, которые в идеале хотел бы делать всегда. Желание помечтать наступает именно во время таких ударов, которые уже не могут быть лучше. Я могу представлять идеальное попадание в каждое отверстие и прилагать усилия, чтобы этого добиться. Идеальное "я" – это выдуманный образ меня, того, кто так наносит удары, как этого хотелось бы в идеале. Это прекрасная фантазия и прекрасная цель. Или, если вы адвокат, у вас, наверное, были дни, когда вы чувствовали, что закон открылся перед вами и просто поразил вас. Вы видите каждый возможный исход своего дела и можете все истолковать в нем. Тут же вы начинаете мечтать защитить своего клиента в суде таким образом, чтобы у обвинения не было ни единого шанса. Ясность и правота вашего дела неоспорима, и вы присутствуете в зале заседания суда как совершенная защита своего клиента. Вы пользуетесь своими талантами и способностями, которых раньше в себе даже не замечали. Или, если вы учитель, вы пытаетесь донести предмет до студентов, и у вас это отлично получается. Студенты показывают большее понимание, чем вы от них ожидали. Вы в состоянии мгновенно определить, что нужно сказать в данный момент, и можете помочь вашим студентам воспользоваться заблокированными знаниями. Вы начинаете мечтать о творческих возможностях преподавания, которые в будущем совершат переворот в образовании. Или, если вы родитель, вы можете представить, как было бы здорово знать каждую потребность своего ребенка и быть в состоянии ответить на нее соответствующим образом и в нужное время. Вы можете представить себя примером, на который равняется ваш ребенок, и вы представляете прекрасные взаимоотношения между вами и вашим ребенком. Если вы бизнесмен, тогда вы можете представить успех своей компании, то, что вы в идеале хотели сделать с самого начала. Вы можете представить себя перерабатывающим громадное количество информации, и в мечтах вам открываются новые пути развития вашей компании. Способность иметь идеальные представления о различных сторонах нашей жизни – это часть нашей человеческой сущности. Эти желания – потерянные возможности для образа Божьего внутри нас. Мы можем представить, какой должна быть идеальная женщина, если прочитаем Книги Притчей (Прит. 31). Или каким должен быть идеальный мужчина, если прочитаем Послание к Ефесянам (Еф. 4:11-15). В каждой области нашего существования мы можем иметь идеал и желать его. В Послании к Римлянам эта мысль выражена следующим образом: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении" (Рим. 8:22-25). Мы жаждем восстановления утерянного идеала; это стремление основано на нашей собственной природе. Это то, кем мы были раньше, и то, кем однажды снова станем. Реальное "я" Реальное "я" – это то, кем мы являемся на самом деле, а не то, кем хотели бы быть. Реальное "я" – это не идеал, как бы сильно мы этого не хотели. Действительность заключается в том, что реальное "я" согрешило; идеальное "я" было безвозвратно утеряно. Мы окружены слабостью и греховностью; мы сломаны и не можем быть теми, кем очень хотели бы быть. Павел выражает эту мысль следующим образом: "А я плотян, продан греху" (Рим. 7:14). Кроме наших греховных сторон, мы еще и слабы. Иногда мы представляем собственную слабость как что-то плохое. Мы не думаем, что это нормально – быть слабым, потому что наше идеальное "я" не представляется нам слабым. Мы также надломлены внутри. Мы столько раз были ранены, и наше реальное "я" запечатлевает все доказательства причиненного ущерба. Боль, сломленность, эмоциональное несовершенство, переживаемые нами, это часть того, кем мы являемся на самом деле, часть нашего реального "я". Сломленность и незрелость – это неотъемлемая часть нашего реального "я". Мы естественно ценим идеальное "я" больше, чем реальное "я". Идеальное "я" лучше работает, выглядит лучше, его не нужно постоянно контролировать или заставлять что-то делать. Другими словами, модель гораздо лучше оригинала. Проблема в том, что это является фантазией. Это идеальное "я" нереально. Им нельзя воспользоваться или положиться на него. Оно не существует в реальном мире. Нам нужно рассмотреть взаимоотношения идеального "я" и реального "я". Если они находятся в конфликте, внутри нас развернется настоящая война, в ходе которой сражения будут проходить за право владения центром. Когда реальное "я" становится видимым и в чем-то проявляет себя, идеальное "я" его тут же осуждает и пытается спрятать. А когда мы прячемся, мы не можем вступить во взаимоотношения с Богом и с другими людьми. Если мы требуем от себя совершенства, мы не живем в настоящем мире. Реальное "я" несовершенно, это то, с чем мы вынуждены согласиться. Много людей признают это на словах, но их поступки говорят громче слов. Их действия показывают глубокое убеждение в том, что они должны быть идеальными, и в них не должно быть никакого несовершенства. У нас у всех есть множество несовершенных и незрелых сторон, слабостей, которые не вписываются в наш идеал. Но это и есть реальность. Отношения между идеальным "я" и реальным "я" Непреодолимой преградой между идеальным "я" и реальным "я" является то, что идеальное "я" принимает реальное "я" как не имеющее права на существование, обращает на него гнев и подвергает его осуждению. Это устанавливает враждебные отношения между этими двумя сторонами, и, как при любой вражде, они все дальше и дальше удаляются друг от друга. Ричард, сорокашестилетний бизнесмен, пришел в клинику потому, что был поглощен беспричинными пугающими мыслями. Иногда, будучи со своей женой, он вдруг представлял, как избивает ее. Иногда он представлял себя очень жестоким со своими детьми. Он очень старался избавиться от этих мыслей, но они всегда возвращались – более интенсивные, чем раньше. Он пытался молиться и читать Библию, но по-прежнему был бессилен контролировать эти мысли. Рассказывая мне о своих мыслях, Ричард каждый раз сопровождал их замечаниями вроде: "Я знаю, что я не должен иметь подобных мыслей, но..." или "Это ужасно, что я об этом думаю, но..." Он пытался представить мне свое идеальное "я", то есть сказать, что идеальный Ричард никогда не имел бы таких мыслей. Но истина была в том, что на самом деле он имел их. Ричард страдал расстройством психики. Он пытался выбросить навязчивые мысли из головы, используя принудительные меры, но мысли по-прежнему оставались. Он решил, что безнадежно греховен и полон зла. Во время своего пребывания в больнице Ричард понял, что он часто злился на свою жену по разным причинам, но никогда не говорил ей об этом. Он думал, что не должен злиться, и поэтому отрицал и подавлял свой гнев. Кроме того, Ричард понял, что также часто злился на то, что иногда ведет себя как ребенок, и поэтому ненавидел слабость и несовершенство в своих детях. Проблема заключалась не в том, что он злился или вел себя иногда как ребенок. Обе эти стороны были неотъемлемой частью его жизни. Проблема была в том, что он не принимал эти стороны своей личности; его идеальное "я" решило, что они не должны быть частью его. Поэтому отвергнутые стороны реального "я" начали усиливать свой контроль над ним. "Греховность", которую он отвергал, проявила себя в разрушительных, навязчивых мыслях. Когда Ричард начал понимать требования своего идеального "я" и принимать свое реальное "я", он приобрел способность работать со своим гневом, направленным на него самого и на его жену. Когда он сделал это, навязчивые мысли исчезли. Разрыв между идеальным и реальным – огромная проблема, с которой сталкивается большинство христиан. Происходит это потому, что церковь проповедует высокие идеалы, которые не по плечу человеку. Многие люди чувствуют, что не могут быть одновременно и людьми, и христианами – потрясающее убеждение, которое приводит к мысли: "а зачем тогда вообще приходить к Христу?" Но дело в том, что люди приходят к Христу не для того, чтобы стать идеальными, а чтобы получить прощение и принятие. Осуждение в сравнении с принятием Важный аспект взаимоотношений между идеальным и реальным "я" – это эмоциональная сторона этих отношений. Если мы принимаем осуждающий тон, изливая на реальное "я" осуждение и гнев, тогда мы находимся в доме, раскалывающемся изнутри. Наше идеальное "я" будет осуждать и наказывать реальное "я" до тех пор, пока не истребит его. Мы будем использовать стыд, вину, попытки спрятаться, отрицание, разделение и другие защитные механизмы, чтобы спрятать свое реальное "я". Когда мы не принимаем благодать, мы попадаем под осуждение и наказание, и будем прятаться за фиговый листок (в психологическом смысле). Если мы принимаем дружелюбный миролюбивый тон по отношению к своему реальному "я", тогда есть надежда на изменения. Если мы можем принять те части самих себя, которые не кажутся нам идеальными, значит, они могут быть любимы и поэтому исцелены. Эти части нашего "я" могут начать возрастать в таком направлении, которого мы не ожидали. Принятие – это ответ на дилемму противоборства реального "я" и идеального "я". Это называется благодатью. Эта проблема была знакома и Павлу: "Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:15-19). Он хотел одного, но обнаруживал болезненную реальность другого. Наше естественное стремление – пытаться еще сильнее добиваться соответствия идеальному "я", но Павел указывает, каков должен быть настоящий ответ на эту проблему, – принятие: "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1). Требования идеального "я" удовлетворены, и Павел больше не был осуждаем за свое несовершенство. Бог послал Своего Сына "чтобы оправдание закона исполнилось в нас" (Рим. 8:4). Если мы сумеем достичь состояния, в котором не будем иметь "никакого осуждения" для реального "я", мы сможем признать то, что в нем неправильно, и вступить в общение с Богом и с людьми такими, какими являемся на самом деле, без давления идеального "я". Это принятие ведет нас к невероятному росту и духовной силе. Тогда отношения между идеальным "я" и реальным "я" должны основываться на благодати, или безусловной любви, и полном принятии. Если мы добились этого, тогда дом не будет разделяться изнутри. Идеальное "я" и реальное "я" не сражаются друг с другом, и тогда между ними наступают совсем другие взаимоотношения. Хорошие отношения включают стремление к идеальному "я" и безусловное принятие реального "я". Если реальное "я" ощущает любовь и принятие, оно получает поддержку и желание расти до идеального "я". Другими словами, требования совершенства разрушат нашу жизнь. Мы все знаем людей, которые, страдая идеей совершенства, не могут наслаждаться малым в жизни. При этом они делают жизнь других людей тоже несчастливой. С другой стороны, если мы перестанем стремиться к стандартам и идеалам, мы также обречены на вымирание. Богобоязненный человек избегает и требовательности, и попущения, то есть старается вести жизнь по принципу "золотой середины". В жизни, где есть стандарты, которые обозначены как цели будущего, и наше реальное "я" любимо и принято, есть место для мира и роста. Мы можем быть настоящими людьми. Это представление о самих себе согласуется с Божьим представлением. Он говорит, что мы невероятно прекрасны, чрезвычайно греховны, наполнены всякого рода нечистотами и при этом очень талантливы. Подумайте обо всем этом одновременно! Это хорошее упражнение для решения проблемы добра и зла. Давайте посмотрим, что Библия говорит об этом "конфликте": "Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его" (Пс. 8:5-7). "Как написано: «нет праведного ни одного»" (Рим. 3:10). "Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть" (Пс. 102:14). Библия проводит сразу две темы одновременно: первая о том, что мы сотворены по образу Божьему и поэтому стоим очень дорого. Вторая – что мы греховны и нечестивы. То есть описано идеальное "я" и охарактеризовано реальное "я". Оба являются истинными, и лучше всего им объединиться в любви, вступить в благоприятные отношения с Богом и другими людьми. Искажения идеального "я" Иногда то, что люди относят к своему идеальному "я", на самом деле не является частью сотворенного Богом идеального человека. Например, Бог сотворил нас с потребностью во взаимоотношениях с другими людьми. "Не хорошо быть человеку одному" (Быт. 2:18). Но некоторые люди думают, что в идеале они не должны нуждаться в других людях. Часто бывает, что люди в своем идеальном "я" отрицают сексуальные переживания. Некоторые в своем идеальном "я" никогда не злятся и не испытывают грусти. Эти идеальные "я" являются искажениями образа Божьего, по которому мы были сотворены. Этого Бог никогда в нас не вкладывал. Некоторые люди считают, что их идеальное "я" не должно работать и добиваться каких-либо целей. Они думают, что должны быть счастливы, не делая вообще ничего и не используя свои таланты. Но Бог создал человека, чтобы он управлял всей землей. Искажения, которые люди помещают в свое идеальное "я", являются либо частью утерянного совершенства (вложенной Творцом при сотворении), либо частью чего-то несуществующего (нечеловеческого). В любом случае, они не реальны, и мы должны противостоять этим искажениям своего идеального "я" и принимать свое истинное "я". Наше восприятие идеального "я" большей частью происходит от нашего воспитания. То, что ценилось в нашей семье, мы преобразили в наше внутреннее идеальное "я"; а все, о чем нельзя было "даже думать", мы распределили по темным уголкам нашей души. То, что было запрятано глубоко в душе, позже мы стали расценивать как плохое, хотя неизвестно, является оно плохим или нет. Некоторые люди считают плохим то, что было не принято в их семье, хотя на самом деле это является хорошим. Идеальное "я" осуждает реальное "я" за любой проступок с такой же суровостью, с какой обычно судят убийцу. Идеальное "я" не обязательно является абсолютно правильным! Это система ценностей, полученных от воспитания и собственных желаний, перешедшая во внутреннюю самостоятельную структуру. Важно понять, что все, что является настоящим, но не вписывается в эту структуру, подвергается осуждению и замещается чем-либо другим. Когда Патрик пришел на прием, он уже посетил около пятнадцати или двадцати докторов по поводу своей "болезни". Несколько раз он побывал в реанимации, думая, что у него сердечный приступ, или инсульт, или рак, или что-нибудь еще. Но ни один из докторов ничего не обнаружил. В конечном итоге, его лечащий врач посоветовал ему обратиться к психиатру. Патрик был заместителем главного директора огромной корпорации. Его цель в жизни – превзойти все окружающее своим интеллектом. У него неплохо получалось. Но он почему-то не мог принять мнения докторов, которые считали, что с ним все в порядке. И он был прав. С ним было далеко не все в порядке, но не в физическом смысле. Это было эмоциональным заболеванием. Патрик страдал, потому что отверг некоторые стороны своего реального "я", которые не вписывались в образ идеального "я". Идеальное "я" Патрика было срисовано с образа его отца, "сильного человека", который никогда не проявлял своих эмоций. Патрик рос в полной уверенности, что мужчина не должен проявлять своих чувств. Кроме того, он ни в коем случае не хотел быть похожим на свою мать, которая, по его словам, была просто "комком нервов". Патрик отрицал любое проявление слабости, потому что считал это "плохим". Со временем эта твердость начала проявлять себя с обратной стороны. Он стал испытывать различные фобии и страхи, в большинстве случаев связанные с физическим здоровьем. Его "слабость" начала проявлять себя в телесном нездоровье, потому что это было приемлемо для его идеального "я". Он мог серьезно заболеть, но не мог позволить себе эмоциональную слабость или грусть. В процессе терапии он принял чувственную сторону своего реального "я". Научившись принимать свои чувства, он смог стать более человечным и его страхи и фобии стали постепенно исчезать. Он больше не переходил из реанимации в реанимацию, думая, что умирает. Другой распространенный пример искаженного содержания идеального "я" заключается в том, что человек считает любые личные границы плохими. Люди подавляют свое естественное желание установить ограничения от других людей, потому что это было не принято в их семье.
|