Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Что может значить улыбка




• Если вам на улице улыбается незнакомый человек, то это, скорее всего, знак дружелюбия, возможно, в сочетании с ува­жением к «богатому» и много путешествующему фарангу. Стоит улыбнуться в ответ.

Но иногда с помощью улыбки вкрасться в доверие тури­стов пытаются разные сомнительные элементы. В большин­стве случаев инстинкт подскажет вам, является ли улыбка зна­ком дружелюбия или за ней скрываются дурные намерения. В последнем случае лучше не улыбаться в ответ.

• Улыбка в конфликтной ситуации является попыткой задо­брить противника во избежание худшего. Такое «предложе­ние мира» лучше принять. Если попытка примирения не уда­стся, неразвитые люди могут прибегнуть к грубому насилию, а это и в Таиланде может иметь серьезные последствия. Луч­ше всего улыбнуться в ответ и попытаться выйти из ситуа­ции с наименьшими потерями.

• Собственные ошибки, промахи или оплошности часто при­крывают улыбкой, означающей в этом случае извинение. Обая­нию улыбки тайцы противостоять не в силах и охотно прощают нарушителя (если речь идет о мелких проступках или ошибках). «Пострадавший» ответной улыбкой демонстрирует готовность принять извинение и забыть досадное происшествие.

• Просьба, обращенная к частным лицам или чиновникам, имеет намного больше шансов на успех, если сопровождает­ся любезной улыбкой. Проситель с серьезной миной, скорее всего, ничего не получит. У того, к кому обращена просьба, улыбка вызывает ощущение, что его уважают и он нравится. А серьезное требование с каменным лицом отпугивает. Просьба наверняка будет отклонена. Мило улыбаться и про­сить приветливым и мягким голосом - вот путь к успеху.

• Внутренние проблемы также маскируют улыбкой. Тайцы не склонны открывать свой внутренний мир даже ближайшим родственникам и друзьям. Обнажение внутренних проблем делает уязвимым и облегчает возможность нападения, чем может воспользоваться какой-нибудь потенциальный «враг». Проблемы решают внутри себя, изо всех сил стараясь сде­лать хорошую мину (улыбку) при плохой игре. Оплакивание собственной судьбы, как это принято на Западе, свидетель­ствует о слабости и считается «уродливым».

• Неловкие ситуации всякого рода также могут быть при­крыты улыбкой. Имеется в виду «потеря лица», разоблачение, компрометация человека или его действий в глазах общест­венности, любой иной повод для неловкости. Так, преступник улыбкой просит прощения за тяжкое преступление. Прохо­жий улыбкой извинится за то, что не может подсказать ту­ристу, как пройти на такую-то улицу. Улыбка в таких случа­ях является своего рода просьбой, чтобы собеседник не «сы­пал соль на раны», не «добивал» и так расстроенного человека. Тайцы понимают все значения улыбок своих сопле­менников и соответственно улыбаются в ответ, заминая си­туацию. Ведь если нарушитель почувствует себя еще более неловко, он может перейти к агрессивным действиям, иного выхода из ситуации он не знает.

• Улыбка может означать и отказ. Если на просьбу или во­прос отвечают мягкой улыбкой, не говоря ни «да», ни «нет», это означает «Извините, но это невозможно», «К сожалению, не знаю» и т. п. Тайцы избегают прямых отказов, так как они могут быть восприняты как оскорбление и спровоцировать ответную агрессивность. Улыбка становится «красивой упа­ковкой» отказа, как горькое лекарство покрывают слоем сахара.

• Улыбкой можно гордиться как дорогим костюмом или рос­кошными духами. Она «украшает» человека и обеспечивает его довольство самим собой. Этот вид улыбки - чаще всего его можно наблюдать у таиландских киноактрис и бесчисленных победительниц конкурсов красоты - даже тайцам кажется «слишком грубым». И они, улыбаясь только ради «красивости», предпочитают более сдержанную и тонкую мимику.

 

Обижен, оскорблен и непримирим - «потеря лица»

«Кроме того, ошибки совершать опасно, так как сиамцы в этом отношении крайне чувствительны, и хотя они не склонны подавать официальные жалобы на своих обидчиков, они будут пытаться отомстить. Желание мести может длиться всю жизнь».

 

Понятно, что в обществе с четкой иерархической стру­ктурой и развитым ощущением статуса «личная честь» играет более важную роль, чем в эгалитарных обще­ствах. Каждый хочет, чтобы его воспринимали «выше», во вся­ком случае, не ниже, чем ему причитается. В этой связи по­нятие чести, или «лица», приобретает особенное значение.

Одна из самых тяжелых личных драм в жизни тайца - это «потеря лица». Разоблачение человека, темных сторон его личности - полный крах. Тайцы называют потерю чести сиа на («испорченное лицо»).

Последствия нередко принимают форму грубого насилия. Так как «обесчещенный» не видит другого выхода, весь свой гнев он направляет на того, кто поставил его в ужасное по­ложение. «Обидчик» нередко становится объектом мести, иногда вплоть до убийства. Ежегодно в Таиланде совершает­ся порядка 10 000 убийств. Большое их число совершается именно как попытка восстановить честь. Перспектива дли­тельного тюремного заключения тайца не очень пугает, если честь его хотя бы частично будет восстановлена. Подобное поведение, разумеется, не свидетельствует о крепкой психи­ке. Таиландские психиатры приписывают своим соотечествен­никам очень низкую самооценку. Вот и получается, что че­ловек видит возможность оградить себя от дальнейших обид только в самых радикальных мерах.

Ввиду всего сказанного становится понятным, что все об­щение между людьми нацелено на то, чтобы дать шанс дру­гому «сохранить лицо». Вот один довольно безобидный при­мер, свидетелем которого был автор этих строк. Дело про­исходит в копировальной мастерской в Бангкоке, куда автор пришел, чтобы отксерокопировать рукописи. Он одну за дру­гой передает страницы сотруднице, и та вкладывает их в ап­парат. Так продолжается примерно минут десять, вдруг ра­бота останавливается. В чем дело? Автор вопросительно смо­трит на сотрудницу, затем на копировальный аппарат, затем опять на сотрудницу. А, думает он, наверно, что-то случилось с ксероксом, сейчас все наладится. Сотрудница робко отво­дит глаза. Проходит еще несколько минут. Автор, наконец, понимает, что дело не в поломке аппарата, и снова вопроси­тельно смотрит на сотрудницу. Она бросает беглый взгляд на стопку бумаги в руках автора, и до него доходит - он про­сто забыл передать ей следующую страницу. Сотрудница не посмела прямо указать ему на «ошибку», она не хотела, что­бы он «потерял лицо». После того как недоразумение разре­шилось, оба участника приветливо улыбаются, и копирование продолжается без проблем.

Этот пример может показаться мелким и незначительным, но он хорошо демонстрирует, какие усилия готовы прило­жить тайцы, чтобы никого не поставить в неловкое положе­ние. И движет ими не только уважение и терпимость по от­ношению к другим, но зачастую и страх возможной мести. Осторожное обращение с «лицом» других помогает гладкому течению жизни и предотвращает конфликты. А предотвра­щение конфликтов - один из основных поведенческих сте­реотипов тайцев. Из этого следует, например, что родители очень редко ругают детей, а начальники крайне осторожны в критике подчиненных. Ведь дети и подчиненные тоже гор­дые, достойные уважения люди, которым никто не смеет ука­зывать. В противном случае последствия могут быть самыми плачевными. Так, в 1990 году два сотрудника ресторана уби­ли владельца и всю его семью за то, что он отчитал их за медлительность в работе. Чуть легче отделался немецкий инженер, который строил скоростную трассу в Бангкоке. После того как он раскритиковал своих таиландских сотруд­ников за низкую производительность труда, его «всего-навсе­го» избили так, что он очнулся в больнице.

Возможностей «потерять лицо», разумеется, множество. Например, таиландские полицейские регулярно теряют «ли­цо», когда не могут арестовать опасных преступников. Это имеет любопытные последствия. Под давлением политиков и общественности высшие полицейские чины начинают хва­статься. Созываются масштабные пресс-конференции, на ко­торых объявляется, что преступник такой-то будет пойман в таком-то месте на следующей неделе. В предвкушении славы полиция уже празднует успех и считает дело закрытым. В день запланированного ареста злоумышленник, заблаговре­менно предупрежденный сообщениями об операции, разуме­ется, ускользает, и дело тут же предают забвению. Один та­кой случай произошел в 1990 году. На пресс-конференции бангкокская полиция заявила о поимке знаменитого главы те­невой группировки в провинции Чонбури. Вскоре после это­го хорошо вооруженные полицейские в сопровождении теле­журналистов и газетчиков появились перед домом преступ­ника. Он, разумеется, узнал о своем предстоящем аресте и вовремя исчез. Полицейских любезно встретила его жена и вежливо попросила заглянуть через месяц, поскольку ее муж только что уехал. Ответственные полицейские чины, конеч­но, потеряли при этом «лицо», зато удачное шоу несколько компенсировало ущерб.

Часто внешнее (в данном случае эффектная акция) важ­нее содержания (поимки преступника). В 1986 году крупный пожар уничтожил множество зданий в центре города Хатъяй, и пожарные чуть было не «потеряли лица». Когда руко­водство потребовало немедленно выяснить причины пожа­ра, все лбы сморщились, а лица вытянулись. Не дать ответа было равнозначно «потере лица». Но пожарные нашли соло­моново решение - пожар, заявили специалисты, возник ли­бо из-за поджога, либо по техническим причинам, либо имел «другие причины». То есть были перечислены все возможные причины пожаров. Расследование ничего не дало, но экспер­ты спасли свое «лицо». Впрочем, сегодня немногое изме­нилось.

Легко понять, что часто речь идет только о внешних по­казателях, по принципу лучше казаться, чем быть. И дейст­вительно гораздо важнее, какое впечатление производит че­ловек, чем то, что он является на самом деле. Это особен­но заметно, когда человек богат и влиятелен. То, что богатство могло быть приобретено сомнительными путями, никого не интересует. В известной степени цель оправдыва­ет средства. Понятия «лицо» и «маска» плавно перетекают друг в друга.

Таец живет с «лицом» и требует к нему уважения. В боль­шинстве случаев ему удается «сохранить лицо», так как у ка­ждого возможного агрессора есть свое достойное уважения «лицо», которым он в свою очередь не хочет рисковать. Ес­ли человека все же унизят, подвергнут нападкам, оскорбят, может пролиться кровь. В этом отношении со времен Нико­ла Жервеза мало что изменилось. Необдуманное высказыва­ние или поступок могут стать причиной непримиримой вра­жды. На словах, может быть, вас и простят, но внутри будет бушевать огонь мести. «Потеря лица» слишком тяжела, что­бы ее можно было так просто забыть.

Ни праздный турист, ни деловой человек при общении с тайцами не должен забывать об этом. Ошибки, недостат­ки, слабости других ни в коем случае нельзя обсуждать публично, и даже высказывая критические замечания с гла­зу на глаз, нужно соблюдать крайнюю осторожность. Человек, ни разу не заставивший другого «потерять лицо», считается сильным. И это служит надежной защитой ему самому.

Плохие советы, или как «потерять лицо»

• Если вы недовольны обстоятельствами или человеком, вы приходите в ярость и даже можете раскричаться, «выпуская пар». Но чем больше вы шумите, тем быстрее «теряете лицо». Скорее всего, никто и слушать не будет, чем, собственно, вы недовольны. Сам факт крика вызовет такой страх и ужас, что с вами после этого никто не захочет иметь дела. Тайцы поду­мают, что вы сбежали из психиатрической клиники и будут с вами обращаться соответственно. Вам будут мило улыбаться как буйному сумасшедшему, которого необходимо все время успокаивать. Ваше «лицо потеряно» безвозвратно.

Таиландский эталон поведения в неприятных ситуациях - стоическое спокойствие, что прекрасно демонстрируют тыся­чи статуй будд по всей стране. Внутренним спокойствием и уравновешенностью можно добиться большего, чем криком.

• Жалуйтесь на все! Это один из самых надежных спосо­бов «потерять лицо». Выражайте свое недовольство своими спутниками, оставшимися дома друзьями, своей страной, но лучше всего - Таиландом и его жителями. Брюзжание по по­воду обстоятельств и людей выставляет в плохом свете не объекты, а самого человека. Это - прямое следствие из ука­зания Будды об «истинной речи» и самообладании, которое нельзя нарушать. Нарушающий его заклеймит себя как гру­бияна, ему никогда не дождаться уважения тайцев.

• Попытайтесь произвести впечатление самого скаредно­го человека! Когда вам в ресторане на столик положат счет, ни в коем случае не давайте чаевых. А еще лучше, дайте один или два бата. Это наверняка будет воспринято как сознатель­ное оскорбление, и вы сразу «потеряете лицо». (Возможно, дальнейшие подношения смогут это искупить, и вам простят изначальную скупость.) Ничто тайцы не ненавидят так, как скупость, швыряние денег направо и налево считается уме­нием жить. Щедрость относится к важнейшим качествам, обеспечивающим человеку уважение. А уж если скупится «бо­гатый» иностранец, он «теряет лицо» в мгновение ока.

Если хотите публично «потерять лицо», громко спорьте в ресторане о сумме счета. Замечание о том, что ананас в соусе кари в меню был указан на три бата дешевле, чем на счете, точно будет стоить вам «лица». И при следующем по­сещении заведения вас просто не заметят.

• Одевайтесь как можно неряшливее! В рекламных роликах и кинофильмах тайцы видят только хорошо одетых европей­цев, и если вы не вписываетесь в этот благородный образ, вас сочтут за бродягу и ваше «лицо» будет уже не тем, ка­ким должно быть.

Сальные волосы и запах пота (что в Европе, может быть, кто-нибудь сочтет «естественным») довершат «потерю лица».

Тайцы - эстеты и судят о человеке по его внешнему виду. Непривлекательная наружность отталкивает, и любая душев­ная глубина уже никого не заинтересует. С тем, кто «потерял лицо», все равно никто не захочет иметь ничего общего.

• Ссорьтесь. Если все вышеперечисленное не помогло и вы все еще не «потеряли лица» (бывают же чудеса), ссорьтесь публично с вашими спутниками, женой, а еще лучше - гром­ко браните своего сына. Сор, вынесенный из избы, - самое надежное средство окончательно «потерять лицо».

Кричите друг на друга! Пара силовых приемов довершат картину. Тайцы редко ссорятся, и, уж конечно, не прилюдно. Скорее кто-нибудь будет долго носить камень за пазухой, но даже не скажет о нем обидчику. Раздражение унимают вну­три себя. По представлениям тайцев, это намного элегантнее и свидетельствует о внутренней силе.

Это правило также вытекает из буддийского учения о том, что конфликты следует решать с помощью внутренней гар­монии, а не путем «выяснения отношений», лишь вызываю­щих головную боль.

Но если вы хотите навсегда «потерять» свое и так уже силь­но пострадавшее «лицо», отшлепайте своего ребенка. В гла­зах тайцев вы мгновенно превратитесь в чудовище, ибо ни один таец не понимает, что дети могут быть чем-нибудь еще, кроме как нарак («милыми»). Родители, бьющие своих детей, являются в Таиланде редчайшим исключением.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты