Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Есть - хорошо, нет - ну и ладно. Тайцы и деньги




Читайте также:
  1. II Финансы. Деньги, кредит, банки
  2. А вообще с чего мы взяли, что Ленин когда–нибудь получал деньги от немцев?
  3. БАНКИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ДЕНЬГИ ЛЮДЯМ БЕЗ СИСТЕМ
  4. Бедные предпочитают получать деньги за отработанные часы.
  5. Белы песня звучит хорошо, значит, вы выбрали правильное решение. Робби Робертсон
  6. Боярская зобота: Пить, есь, гулять и спать, И вся их в том робота, Штоб деньги обирать. Мужик сушис, крушиса Потей и роботай: И после хоть взбесиса, А денежки давай.
  7. Бренды оставляют свои деньги там, где о них говорят
  8. Вопрос 53. Деньги и их функции.
  9. ВСЕ ХОРОШО, МАМА?
  10. Г. Рабиноуитз дал деньги Гарри, и Гарри подписал книгу. Для меня польза и veel это там? 1 страница

«...Они так боятся лишиться того немногого, что имеют, что скорее зароют все в землю и умрут, не сказав детям о тайнике, чем хотя бы на секунду подвергнутся риску потерять добро».

Никола Жервез, 1688 г.

 

Как и следовало ожидать от жизнерадостных тайцев, всеобъемлющая таиландская философия удовольствия - санук определяет и отношение к деньгам. Деньги в пер­вую очередь являются средством «хорошо провести время».

Очень часто деньги расходуют быстрее, чем зарабатыва­ют, и уже с середины месяца в семейном бюджете зияют страшные дыры. Их, конечно, нужно залатывать, и некото­рые отправляются к ростовщику, в ломбард или игорный при­тон. В долгосрочной перспективе такими способами нехват­ку устранить, разумеется, нельзя, и должник еще глубже увя­зает в долгах. Но таец слишком жизнелюбив и в состоянии пережить тяжелые времена без психологических потерь. В конце концов, в жизни все время чередуются светлые и темные полосы, а глубоко сидящее буддийское хладнокровие помогает их пережить.

Деньги, конечно, прежде всего нужно заработать. В XVII ве­ке Никола Жервез в своей «Естественной и политической ис­тории Сиамского королевства» писал об этом не слишком ле­стно для тайцев: «Залежи цинка, железа, селитры, хлопок, шелк, благовония, которыми изобилует королевство, могли бы сделать из него одну из богатейших стран и в Западной, и в Восточной Индии, если бы попали в руки людей, сумевших ими воспользоваться и более склонных к работе». И далее: «Но недостаток усилий приводит к тому, что живут они бедно».

Сегодня, когда средний доход на душу населения в год достигает почти 2000 долларов в год, Таиланд вообще-то нельзя назвать бедным. Для сравнения, в Индии эта цифра составляет 360 долларов, в Непале - всего 180. В начале 1990-х годов некоторые экономисты причисляли Таиланд к достаточно динамично развивающимся странам. Но в 1997 году Таиланд стал одной из первых жертв общеазиатского экономического кризиса, и это затормозило его бурное раз­витие. Тайцы стали жертвой собственного успеха. В погоне за прибылью они брали огромные кредиты, в основном за границей, а когда плохо продуманные инвестиции не принес­ли желаемых результатов, карточный домик рассыпался. Но даже после этого дела в Таиланде обстоят лучше, чем в боль­шинстве других стран Азии.



Однако своими успехами таиландская экономика обязана не столько этническим тайцам, сколько китайскому меньшин­ству, которое держит в своих руках почти всю банковскую систему и промышленность. Тайцы редко стремятся к высо­ким постам и довольствуются положением наемного рабоче­го. Впрочем, они исполняют свои обязанности с должным усердием и добросовестностью (в этом отношении со времен Жервеза все-таки кое-что изменилось), например, они ч удовольствием покупают ноутбук dell, который помогает им в их повседневной жизни. Но желание брать на себя ответственность они не испытывают. К этому куда луч­ше приспособлены умеющие долгосрочно планировать и хладнокровно считать китайцы.

Китайцы покидают свою родину, движимые твердым на­мерением добиться успеха на чужбине. Их экономические ус­пехи в Бангкоке, Куала-Лумпуре, Сингапуре и Гонконге гово­рят сами за себя. За последние два века, прежде всего в XIX столетии, в Таиланд переселилось множество китайцев. Пос­ле образования Китайской Народной Республики в 1949 го­ду волна эмиграции замерла. В последние годы опять стали появляться в основном нелегальные иммигранты, в частности девушки, зарабатывающие на панели.



Итак, тайцев не тянет на руководящие посты. В то же вре­мя они любят хорошую жизнь, а она стоит денег. Неудивитель­но поэтому, что многие тайцы всю жизнь мечтают о крупном выигрыше в лотерею. Ведь это идеальный вариант - много де­нег, и не нужно надрываться. Лотки продавцов лотерейных би­летов всегда окружены искателями счастья, и тот, кто не может найти себе другую работу, слоняется по улицам с пачкой лоте­рейных билетов. Покупатель найдется всегда.

Но, к сожалению, чаще всего выиграть не удается, и день­ги приходится искать в другом месте. Многие тайцы стано­вятся постоянными клиентами бесчисленных ломбардов, ча­стично частных (в основном принадлежащих китайцам), час­тично - государственных. Частные ломбарды существуют от века (точнее, с тех пор, как появились должники), а государ­ственные были учреждены в 1955 году Государственным де­партаментом благосостояния. Ломбард можно узнать по бам­буковым жалюзи перед входом, прикрывающим должника от нескромных взглядов.

Большинство клиентов ломбардов составляют тайцы из нижних и средних социальных слоев, которым не всегда уда­ется сводить концы с концами. Ломбардные «эпидемии» вспы­хивают в начале учебного года в школах (май-июнь), так как нужно покупать новые учебники и школьную форму, платить за обучение. В ломбард могут привести и другие события, связанные с большими расходами, - свадьбы, болезни, похо­роны и т. д. Нельзя забывать и об игорной страсти тайцев, которая, вместо того чтобы положить конец финансовым проблемам, как правило, еще глубже затягивает в пропасть.

Завзятые игроки также становятся постоянными клиентами ломбардов. Чаще всего в ломбард закладывают золотые из­делия (80%), украшения, часы, телевизоры, видеомагнитофо­ны, музыкальные центры и фотоаппараты. В государственных ломбардах действуют фиксированные высшие ставки на ка­ждую вещь. Частные бессовестно торгуются. В конечном сче­те они получают неплохие проценты.



Не лучше идут дела и у тех, кто пользуется услугами рос­товщиков. Ростовщики, в основном индусы, хотя встречаются и китайцы, ссужают деньги, как правило, под 20 процентов в месяц и затягивают должника в пропасть. (Ростовщики оправ­дывают такие высокие проценты тем, что пятая часть должни­ков бесследно исчезает и потери нужно как-то компенсиро­вать.) Друзья также очень часто одалживают друг у друга, и иногда создается впечатление, что ни у одного тайца нет де­нег, но каждый знает, где можно занять. Широко распростра­нена покупка машин, мотоциклов, холодильников или телеви­зоров в рассрочку. Когда грянул кризис конца 1990-х годов, многие вынуждены были вернуть машину или дом, так как не могли выплачивать проценты. (Положительным побочным эф­фектом стало то, что на улицах Бангкока исчезли пробки.)

Стремление тайцев к красивой жизни превратило их в об­разцовое общество потребления, и иностранные концерны прекрасно чувствуют себя в Таиланде. Что может быть луч­ше клиента, который тратит все, что зарабатывает?

Самый ненадежный способ зарабатывания денег - азарт­ные игры. Об этой страсти тайцев мы уже говорили. Офи­циально азартные игры запрещены, буддизм также строго за­прещает их. Но тем не менее играют в тысячах квартир и тайных притонов. Оборот последних достигает миллионов батов (часто за одну ночь), ведь туда ходят вовсе не одни бед­няки. В своей игорной страсти тайцы демонстрируют неве­роятную изобретательность, азартных игр у них бесконечное количество. Например, вот такая: игрок должен угадать чис­ло семян дуриана в руке партнера. Или же деньги ставили на определенную букву в «буквенной лотерее». Каждый раз перед началом очередного футбольного чемпионата полиция предупреждает о том, что пари запрещены, однако увещева­ния пользы не приносят. По всей стране во время чемпиона­тов делаются ставки на миллиарды батов. Даже важные иг­ры английской или немецкой лиг, транслируемые по таиланд­скому телевидению, привлекают спорщиков.

Крупные выигрыши, как правило, остаются мечтой, на не­удачах зарабатывают другие. В игорных притонах часто си­дят китайские ростовщики с чемоданами денег. V них отча­явшийся игрок способен заложить золото, часы и даже «Мер­седес», предусмотрительно припаркованный в нескольких кварталах.

Читая эти страницы, кое-кто наверняка утратит иллюзию, будто тайцы и вообще жители стран «третьего мира» облада­ют иммунитетом против западной меркантильности, они ру­ководствуются лишь благородными идеалами, но никак не со­ображениями финансовой выгоды. Такого места, вероятно, на свете сегодня уже не существует. Это утопия.

Сегодня тайцы, как, вероятно, и все другие народы, слу­жат меркантилизму. По количеству денег или имущества судят о достоинствах человека. Жадность, как жалуются старые монахи, вытеснила человечность и готовность по­мочь. Причины утраты старых ценностей можно найти в истории Таиланда. До короля Монгкута (правил 1851-1868) таиландская культура развивалась без какого бы то ни было влияния извне. Контакты с Европой ограничивались торго­влей и практически не сказывались на образе жизни. Евро­пейцев ценили не очень высоко. С красными лицами и странным цветом волос они казались тайцам няк, страшны­ми и опасными чудовищами, персонажами таиландских ска­зок. А нередкая грубость белых, возраставшая с потребле­нием алкоголя, внушала чувствительным тайцам откровен­ный ужас. Большинство европейцев, оказывавшихся в то время на Востоке, не были представителями высшего об­щества, чаще это были отъявленные авантюристы. Единст­венным, что показалось тайцам достойным изумления в этих существах, были их технические достижения, особен­но в военном искусстве. А в остальном европейцам зави­довать было нечего.

Переворот произошел в эпоху короля Монгкута. До всту­пления на трон он 27 лет провел в монашестве и использо­вал это время для получения образования, сделавшись спе­циалистом во многих дисциплинах. Во время обучения он об­наружил, что многие европейские качества могут оказаться полезными и для Таиланда. Так начался процесс европеиза­ции страны, усилившийся при его сыне короле Чулалонгконе (правил 1868-1910). Чулалонгкон лично объехал многие ев­ропейские страны и задумал перестроить Таиланд по их об­разцу. Если европейцам с их образом жизни удалось достичь такого благосостояния, думал Чулалонгкон, то он не может быть неправильным. Его же страна страдала от бедности и частых эпидемий. При Чулалонгконе в Таиланде началась со­циальная и техническая революция. Король дошел до того, что предписывал тайцам носить европейскую одежду и при­чески. Принятая тогда таиландская дамская прическа - ко­ротко стриженная по-мужски голова - после посещений Ев­ропы показалась Чулалонгкону уродливой, варварской. Упот­ребление бетеля стало предосудительным, так как от него зубы приобретают неприятный темно-красный цвет. Раньше это считалось красивым.

Вследствие реформ, предпринятых королем, страна пере­жила радикальную ломку всех устоев, культурные последст­вия которой тогда трудно было предвидеть. Верхушка стра­ны отправляла сыновей учиться в Европу, где они старались подражать английским джентльменам. Психика же простых людей подверглась настоящей ломке. Старые ценности в кратчайшие сроки были заменены новыми. Но культура складывается в результате длительного процесса развития, ее нельзя поменять как рубашку. В результате такой шоко­вой терапии возник вакуум. Тайцы стали «культурными си­ротами». И в возникшую пустоту ворвалась страсть к мате­риальному.

Этот меркантилизм объясняется еще одним обстоятельст­вом. Элита изучала в Европе науки и технику, но не филосо­фию, на которой они базировались и которая могла сформи­ровать тормозящие и руководящие морально-этические прин­ципы. Результатом стал меркантилизм чистой воды.

Он оказывает сегодня гигантское воздействие на Таиланд и лишь в малой степени сдерживается буддизмом. Впрочем, и сам буддизм под напором меркантилизма начинает терять свое значение, особенно в городах и прежде всего в Банг­коке. Меркантилизм проник и внутрь традиционной религии, о чем свидетельствуют бесконечные финансовые скандалы, в которых замешаны монахи, обогатившиеся на пару милли­онов батов. В 1999 году только и говорили, что о монахах монастыря Дхаммакая в Нонтхабури недалеко от Бангкока, обещавших своим сторонникам спасение души за пожертво­вания свыше 10 ООО батов. В центре монастыря стояла ог­ромная статуя Будды из чистого золота - чем не танец вок­руг золотого тельца?

Деньги во многих случаях стали в таиландском обществе мерой всех вещей. Только этим можно объяснить, что роди­тели за пару тысяч батов продают своих дочерей в бордель (см. раздел «Проституция»), чтобы на вырученные деньги купить холодильник, телевизор или мопед. Исследования, проведенные на северо-востоке страны, показали, что полу­ченные деньги нижние слои общества не вкладывают в соб­ственное будущее (например, в образование детей, в ценные бумаги и т. д.), а немедленно тратят на приобретение пред­метов потребления. Иной раз жажда потребления приводит к странным последствиям. На севере Таиланда бывали случаи, когда родители отдавали единственного сына в мо­нахи, что им, согласно таиландской философии «делания до­брых дел», обещало в следующей жиз­ни несколько дополнительных очков. В следующей жизни желательно было получить «Мерседес» и крупный банков­ский счет. Но поскольку отсутствие единственного сына ска­зывалось в домашнем хозяйстве, то родителям приходилось нанимать работника. Для этого не хватало денег, и дочь отправляли в публичный дом. Дочь, таким образом, должна была отвечать за жадность своих родителей, хотела она того или нет.

Коли уж деньги есть, их надо показать. Умеренность и скромность сохранились только в среде старой аристократии. Все остальные деньги демонстрируют всеми способами, и от­полированные «Мерседесы» и «БМВ» (в Таиланде из-за высо­ких таможенных пошлин они стоят вдвое дороже, чем в стра­не-производительнице) являются самыми желанными симво­лами статуса. А кто хочет отличиться от массы «обычных» владельцев «Мерседесов», покрывает хромированные детали своей машины позолотой.

Кому и этого недостаточно, тот заводит себе одну или несколько миа ной («маленькую жену»), т. е. «побочных жен». Официально брак при этом не регистрируется, и на Западе это, вероятно, сочли бы предосудительным. Но в Таиланде законная жена {миа луанг, или «главная жена») ча­ще всего смиряется с существованием миа ной. Миа ной уже столетия повышают социальный статус мужчины. Рань­ше тайские короли и принцы содержали такие гаремы, что иные арабские шейхи побледнели бы от зависти. Король Чулалонгкон, например, несмотря на его увлечение запад­ным образом жизни, имел 92 жен, живших в строгой изо­ляции. Сегодня богатый предприниматель селит свою вто­рую жену в отдельной квартире, подальше от «главной». Лучше не рисковать - ревность хотя и нечасто, но все же встречается.

Вторая жена повышает авторитет состоятельного мужчи­ны. Сама она получает за это относительную, хотя часто и временную, финансовую независимость. Поэтому понятно, что многие молодые девушки из бедных необразованных сло­ев довольствуются таким положением. Возникает симбиоз, при котором каждая из сторон получает то, что ищет: он да­ет ей деньги, она ему - статус.

Вопросы на денежную тему: как среагирует таец?

(Правильные ответы см. ниже)

1. Предположим, вы, иностранный турист, встречаетесь с тайцем и договариваетесь на следующий вечер вместе пойти на дискотеку, куда вам давно хотелось. В ходе дальнейшей беседы ваш собеседник спрашивает, мож­но ли ему привести с собой еще нескольких друзей. «Конечно, - говорите вы. - Не вопрос. Приводи». На следующий вечер вы, как договорились, встречае­тесь у дискотеки. Что произойдет у кассы?

а) Поскольку вы гость в Таиланде, то вас приглашают и оплачивают ваш входной билет.

б) От вас, как от богатого фаранга, ожидают, что вы заплатите за всех. Когда вы передаете кассирше банкноту в 100 батов, чтобы оплатить только свой билет, ваши спутники дают вам понять, что билеты на всех стоят 500 батов и показывают, как выглядит банкнота.

в) Каждый платит за себя.

2. Вы на уличном рынке торгуетесь за поддельные часы всемирно известной марки, поскольку в Таиланде они очень дешевы. Вы слышали, что в Азии надо торго­ваться, и спускаете цену так низко, как, может быть, не посмеет ни один таец. V продавца выступает пот, но он уступает вам часы за вашу цену. Безмолвно он упаковывает проданные часы в шкатулку. Что он о вас думает?

а) Считает вас скупердяем, который удавится за копейку.

б) Восхищается вашим невероятным умением торговать­ся и в конце концов похлопывает вас по плечу.

в) Взрывается и дает понять, что вам лучше убраться, пока цел.

3. Вы иностранный предприниматель и наняли в свою фирму много тайцев. В середине месяца к вам подхо­дит добросовестный рабочий и просит аванс. Как это принято среди тайцев, он очень вежлив. Но вы не хоти­те мириться с таким попрошайничеством и так же вежливо, но твердо отказываете. Как поведет себя рабочий?

а) Одолжит деньги в другом месте, причем на пару ты­сяч батов больше. На них он наймет киллера, кото­рый застрелит вас при выходе из конторы.

б) Он без вопросов возвращается на свое рабочее мес­то и начинает работать вдвое прилежнее, чтобы сле­дующие просьбы об авансе увенчались успехом.

в) Он вернется на свое рабочее место, но в ближайшие шесть недель пальцем о палец не ударит, саботируя работу, насколько это возможно.

4. Вы иностранный турист и встречаетесь с таиландкой. Любовь с первого взгляда. После долгих ухаживаний и нескольких поездок в Таиланд вы решаете жениться. Ва­ша будущая жена, как требует таиландская традиция, ве­зет вас к своим родителям, где вы формально должны попросить ее руки. Какие финансовые договоренности должны воспоследовать?

а) Родители выплачивают вам богатое приданое, кото­рое они копили в течение многих лет. Поскольку вы иностранец и привыкли к комфорту, приданое увели­чивается.

б) Ваши тесть и теща связываются с вашими родителя­ми и выплачивают им своего рода «выкуп», посколь­ку те долго платили за ваше образование.

в) От вас требуют «выкуп» для уплаты родителям. Пос­кольку вы иностранец, требования повышаются.

5. Вы любознательный путешественник, стремящийся уз­нать как можно больше о стране и ее обитателях. Вы задаете новым знакомым всевозможные вопросы, ведь хочется копнуть поглубже. Разумеется, вы спрашиваете собеседника и о его доходах. Вы слышали, что средний доход тайца составляет примерно 5000 батов. Как сре­агирует собеседник на вопрос?

а) Вам ясно дают понять, что лучше бы вы занимались своими делами, и обрывают разговор.

б) Вам четко отвечают на вопрос о заработке и тут же спрашивают о вашем.

в) Собеседник начинает рассказывать, что он только что потерял работу, а в довершение всех бед заболела бабушка. После подробного рассказа вас просят о не­большом вспоможении.

6. Вы живете в дорогой гостинице, номер в которой сто­ит, скажем, 2000 батов в сутки. Администратор говорит вам, что в гостинице можно взять напрокат машину с шофером или без. Вы вежливо благодарите за инфор­мацию, но спрашиваете, где можно взять напрокат ве­лосипед, так как вы хотели в этом отпуске побольше подвигаться. Что подумает о вас администратор?

а) В глазах администратора вы скупердяй, который, ско­рее всего, выиграл отпуск в лотерею.

б) Администратор восхитится вашей спортивной фор­мой и сделает вам комплимент.

в) Администратор позвонит своему зятю, у которого, как он знает, есть велосипед. Велосипед этот барах­ло, но после нескольких попыток вам найдут колыма­гу - бесплатно.

Правильные ответы

16) Щедрость в Таиланде ценится очень высоко, и при со­вместных мероприятиях - посещении ресторана, дискотеки, баров и т. д., - как правило, находится кто-нибудь, кто го­тов заплатить за всех. Поскольку вы как фаранг автоматиче­ски считаетесь богатым и, следовательно, щедрым, от вас бу­дут ожидать оплаты счета. Принятая на Западе плата «каж­дый за себя» (ответ Зв) считается мелочностью.

2а) Даже торгуясь, тайцы не увлекаются, поскольку слишком ожесточенная торговля подведет к выводу о скуд­ном бюджете. А «бедным» выглядеть никто не хочет. Если же вы, как якобы состоятельный европеец, начнете торго­ваться за каждую копейку, вас сочтут не только жадным (кхиньёу), но и жестоким (тяйдам - буквально «темносердечный»).

Зв) Отклонение просьбы об авансе наверняка не улучшит рабочей атмосферы. Рабочий, просьбу которого вы отклони­ли, затаит на вас долгую, а возможно, и непримиримую оби­ду. Она может вылиться и в агрессивные поступки, так что ответ а) нельзя исключать безоговорочно. Умный предприни­матель среагирует с типично азиатской необязательностью. Примерно так: «Ну что ж, посмотрим, вполне возможно, зай­ди через пару дней, как, кстати, дела у твоей жены» и т. д. Можно надеяться, что в ближайшие дни рабочий займет де­нег в другом месте и ситуация элегантно разрешится.

4в) Перед свадьбой принято, чтобы жених просил у роди­телей руки невесты, которые при этом назначают своего ро­да «выкуп». Это считается «компенсацией» за расходы по вос­питанию дочери. Кроме того, эти деньги являются неболь­шой финансовой страховкой для дочери, которая, как показывает опыт, не всегда может рассчитывать на пожиз­ненную верность своего супруга. Покинутых жен сотни ты­сяч, если не миллионы.

56) Вопрос о заработке не считается неприличным, как на Западе, это вполне законный способ оценить статус собесед­ника и соответственно подладиться к нему. V тайцев нет друг от друга секретов. При общении с иностранцем играет роль еще некоторая зависть, человеку хочется узнать, сколько во­обще зарабатывает европеец, действительно ли он так богат, как говорят.

6а) Человек, который снимает номер за 2000 батов и ез­дит на велосипеде? Такое тайцу не объяснить никакой спор­тивной формой и желанием больше подвигаться, нет, этот человек наверняка скупердяй. Состоятельный таец сохранил бы «лицо» и осмотрел бы машину с кондиционером. А если бы его застукали на велосипеде, решили бы, что он на гра­ни банкротства или сошел с ума.

 


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты