КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Его кончинаВ ноябре 1996 года сильный приступ свалил Старца навсегда в кровать. Он стал почти совершенно неподвижным, безгласным и не способным к проглатыванию пищи. Казалось, что Старец не имеет никакой связи с внешним миром. Он не пытался ничего сказать, даже жестами. Незаметно было, что он что-то слышит, когда его спрашивали. В этом была какая-то тайна. Только когда он чувствовал очень сильную боль, стонал. Один из любящих его братьев писал ему: "И когда очень часто меня затягивает обыденность, то мысленно ловлю внутри себя Ваш взгляд и устыжаюсь, жалкий, видя Ваше терпение и Ваши испытания". А вот еще другой, более поэтичный и откровенный: В старости, в болезни, Несмотря на все трудности, Старец все же видел, пусть хоть и чуть-чуть, и неплохо слышал. Доказательством было то, что он отвечал улыбкой и даже смехом, когда ему рассказывали его любимые веселые истории, которые он сам раньше часто рассказывал. Это был единственный способ общения с ним при его состоянии паралича рук и ног. Ему всегда нравилось шутить, рассказывая поучительные истории из греческой мифологии или народных преданий. Он шутил над самим собой или остроумно и по-доброму поддразнивал других. Когда кто-либо, по собственной воле, воздерживался от трапезы, то Старец рассказывал про ослика, которого Хаджи28) не покормил один раз, не покормил второй и все радовался, что ослик работает без всяких затрат. Наконец в какой-то момент дверь стойла не смогла открыться, потому что ослик испустил дух и растянулся внизу. Иногда, подражая детскому голосу, разыгрывал беседу двух маленьких детей: "А где виноград? - А зачем тебе? -Посмотреть... " Так Старец высмеивал ребяческое лукавство кого-нибудь. Тому, кто не хотел выучить элементарные правила устава, он напоминал про фляжку попа. Поп был неграмотный и счет вел по бобам, которые были у него в специальной фляжке. Съедая один боб каждый день, он вычислял, когда надо будет служить Пасху. Попадья заметила, что он ест бобы, и чтобы сделать попу приятное, подсыпала ему побольше. Когда же односельчане стали жаловаться, что он не служит Пасху, он им ответил, что, судя по бобам (как показывает фляжка), ни в этом году, ни в следующем Пасхи не предвидится. Если кто-то был послушлив только внешне, Старец кивал головой, улыбаясь, и низким, деланным голосом говорил: "Антоний, Антоний... ", - напоминая осуждающую фразу одного святого старца, которого его послушник слушался только тогда, когда были посторонние рядом. Эти и другие похожие истории, коротенькие или подлиннее, поддерживали его веселое настроение в течение 13 месяцев прикованности к ложу в непрестанной боли. Когда температура повышалась и болезнь усиливалась, улыбка увядала на его старческих губах. Лежать ему было неудобно, он предпочитал сидеть на кровати, опустив ноги на пол и с подложенной под спину подушкой, как всегда, низко наклонившись, - излюбленное положение при молитве. В этом положении Господь тихо забрал его 14/27 февраля 1998 года. Старец неоднократно давал указания, чтобы его похороны состоялись в тесном кругу соседей. Но тайна раскрылась, и многие монахи успели дать отцу Ефрему последнее целование. Один из них пишет: "Старец был человек преподобной, святой жизни, исполненный благодати Божьей, извещаемый от Бога в ту меру, в какую он мог вместить, но жил, сознавая себя грешником, и просил молиться о нем: "Дитя мое, прошу тебя, когда я уйду, отслужи по мне сорокоуст и всегда меня поминай". Он дал указание, чтобы на его отпевании были только соседи, вместе с которыми он провел земную жизнь. Мне он дал благословение быть среди званых. Я благодарю его. В ночь, когда он умер, я увидел его во сне облаченным в белоснежное священническое одеяние, сияющим, радостным, сказавшим мне: "Батюшка мой, иду служить". И вот я оказался на его отпевании. Я вижу в усопшем одного из преподобных, который уже вошел в лик отцов Святой Горы. И благодарю Господа и Старца, который любил меня и запечатлел мою жизнь своею. Наконец его тело приняла мать-земля, им освященная. Святую же его душу воспринял радующийся лик всех преподобных, в подвигах просиявших, память которых в тот день начиналась вечерней, дабы и он ее отпраздновал, аки преподобный вкупе с преподобными. Нам он оставил память и пример добродетельной исихастской жизни, жизни святогорского монаха, а также ностальгическое воспоминание о честном его облике. На панихиду сорокового дня я не имел возможности прийти, так как в нашей келлии был постриг. Я был расстроен, что меня не будет на панихиде. На литургии, после освящения Даров, во время поминовения усопших, говоря "Помяни Господи отца нашего Ефрема... ", почувствовал две руки на моих плечах, нежно меня обнимающие. Меня пробила дрожь. Остановился. Повернулся назад. Никого не вижу. Благодарный Старцу за его посещение, я продолжил литургию. Верю, что любящее сердце его наблюдает за нами. Молится о нас, и мы это чувствуем". 1) Архимандрит Емилиан (род. 1935)-одна из выдающихся духовных личностей нашего времени. Во многом с его именем связано возрождение монашеской жизни в Греции и на Афоне в 60-90 годы XX века. Соединяет в себе черты древнего аскета-исихаста с пламенной ревностью и церковно-устроительной деятельностью. ^ 2) 1967-1974 гг. - время правления хунты в Греции. Предлогом к военному перевороту и приходу к власти военных генералов послужила так называемая "коммунистическая опасность". Режим диктатуры попирал свободу и права людей и запечатлел себя многими политическими ошибками. ^ 3) Отец Ефрем, согласно святогорской традиции, считал, что старец не может прогнать даже рясофорного монаха, хотя тот, в случае неудовлетворенности, мог уйти от старца. Но если старец стал восприемником монаха при постриге в схиму, то ни старец не может прогнать монаха, ни монах не имеет права уйти от старца. ^ 4) Келлия святого пророка Даниила, находящаяся выше Карули в Катунаках. ^ 5) По преданию Церкви только два повода для ухода послушника от старца признаются уважительными: безнравственность старца, подталкивающая на грех послушника, и впадение старца в ересь. ^ 6) Скит Катунаки административно относится к Великой Лавре, и насельники скита заносятся в список монахов Великой Лавры. ^ 7) "Панагия" в переводе с греческого значит "Пресвятая" (Дева). ^ 8) Орган самоуправления Святой Горы, состоящий из представителей всех 20 афонских монастырей. ^ 9) Краткая, состоящая из пяти слов Иисусова молитва употребляется очень широко как на Афоне, так и на всем православном Востоке. Например, именно в этой форме мы ее находим у преподобного Григория Синаита (Преподобный Григорий Синаит. Творения. О безмолвии и двух образах молитвы. М., 1999. С. 95). ^ 10) В православной аскетической практике делания молитвы святые отцы запрещают работать воображению и представлять какие-либо мысленные картины (с осторожным исключением для начинающих). Старец Ефрем Катунакский, в своем учении о молитве, абсолютно согласуется с этой традицией. Здесь и далее, в своих беседах и письмах, Старец преимущественно будет говорить о некоей стадии "разогрева" на молитву, ибо тут еще действуют законы человеческой природы, и эти состояния выражаемы в словесной форме, но само пребывание в молитве для Старца было уже областью "неизреченных глаголов", а значит, и непередаваемо словом. Его совет использовать для приведения души к молитвенному настроению различные образы (например: смерти, адских мучений, Страстей Господних и т. д. ) направлен на то, чтобы разбудить спящий ум к исполнению своего предназначения быть в памятовании о Боге и побудить ленивую и сонную душу к бодрствованию. Старец часто сравнивал этот метод с некой закуской перед обедом, которая дается для того, чтобы вызвать аппетит у не желающих кушать. Этим способом он советовал подвигать душу к самоукорению, воспоминанию многой нашей вины перед Создателем, чтобы размягчить сердце и со смирением уготовить его к молитве и восприятию Божественной благодати. Но все образы, воображения и мысленные представления, используемые для "разогрева", должны быть непременно оставлены, как только в душе начнет двигаться молитва. Старец Ефрем подчеркивал, что во время молитвы, когда ум, привлекаемый благодатью, ощущает устойчивое стремление к Богу, не должно иметь фантазий, воображаемых картин, мысленных образов, но ум должен быть бесцветен и безобразен (не иметь образов). ^ 11) Иеромонах Иоаким Специери. "Творения Исаака Сирина". Издано в Афинах в 1895 году на греческом языке. ^ 12) Речь идет о "новеллах" Патериков, Достопамятных Сказаний и Житий. ^ 13) Синодик - список имен православных христиан, о здравии или упокоении которых возносится церковная молитва. ^ 14) Ормилия - самый большой женский монастырь в Греции. Расположен в Халкидики (полуостров в северо-восточной Греции, одной из трех оконечностей которого является Святая Гора). Имеет статус подворья монастыря Симонопетра. ^ 15) Постриг совершает иеромонах монастыря или келлии, а старец предстоит, как восприемник рядом. Старец дает имя монаху и берет на себя духовное руководство постриженным. ^ 16) Монах Иосиф Ватопедский с 1947 года был послушником старца Иосифа Исихаста и являлся духовником монастыря Ватопед; автор многих книг. ^ 17) Схиархимандрит Ефрем (Святогорец) двенадцать лет был послушником старца Иосифа Исихаста. Был игуменом монастыря преподобного Филофея Афонского, а ныне устроитель и духовник многих монастырей в Америке. См. его кн.: Жемчужины духовной мудрости М, 2001. ^ 18) Архимандрит Харалампий Дионисиатский - еще один духоносный послушник и наследник великого старца Иосифа Исихаста. Почил о Господе в 2000 г. ^ 19) В греческой церкви разрешение исповедовать получают специальной грамотой от митрополита. ^ 20) (греч. ) - гинеколог, изучающий женщин. В этой фразе есть игра слов: "Один... про жену свою, другой - про жену свою... женоведом меня сделали!" ^ 21) Высокопреосвященнейший Севастиан (Сотир Икономидис), митрополит Дриинополиса и Коницы. Родился в 1922 году. Святой жизни владыка, борец за православные ценности в северном Эпире, пламенный проповедник и исповеднической жизни человек. ^ 22) Во время правления коммунистического режима Ходжи в Албании греки северного Эпира, который находится в границах государства Албания, не могли пользоваться элементарными правами: говорить по-гречески, молиться в православных храмах, вообще быть православными. Митрополит Севастиан ратовал за автономию области северного Эпира и отстаивал свободу вероисповедания православных. ^ 23) Свободный перевод идиоматического греческого выражения-пожелания Говорится в тех случаях, когда некто получает повышение и ему желают достичь еще большего. ^ 24) На диаконских орарях должна быть написана ангельская песнь "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф". ^ 25) "Феотокарий" - сборник Богородичных канонов на каждый день (по гласу недели), составленный преподобным Никодимом Святогорцем. Обычно в большинстве афонских монастырей поется сразу же после молитвы "Ныне отпущаеши". ^ 26) Экстасис (греч.) - экстаз, восторг. ^ 27) "Боже мой, Боже мой! Зачем Ты меня оставил?" (Мф. 27, 46, Пс 21, 2). ^ 28) Персонаж народных восточных сказок (от араб, "хадж" - паломничество). ^
|