КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГОРМОНАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИЕМА ПИЩИ
Во многом гормоны можно рассматривать как телефонную систему сообщения в нашем организме, позволяющую удаленным частям тела быстро и скоординированно связываться между собой. Как и в телефонной сети, здесь имеются три уровня связи: внутренняя, местная, междугородная.
«Междугородная» система гормонального сообщения известна нам как эндокринная система. В эндокринной системе действие начинается, когда железа внутренней секреции посылает сообщение в виде гормона в кровеносную систему. Затем гормональное сообщение путешествует по кровеносной системе, пока не достигнет адресата, который отвечает на него соответствующим действием.
Давайте рассмотрим действие гормонов на примере инсулина. Поджелудочная железа посылает дозу инсулина в кровеносную систему. Инсулин достигает печени и всех клеток мышц, затем дает им команду взять глюкозу из крови и сохранить ее. Когда уровень инсулина в крови повышается, уровень глюкозы падает до критически низкой отметки, и мозг, который питается ею, требует дополнительной глюкозы. Если мозг недостаточно ею обеспечивается, он начинает давать сбои. В медицине нехватка глюкозы в организме называется гипогликемией или низким содержанием сахара в крови. У человека она вызывает умственную усталость. Но что же не дает печени, когда наступает гипогликемия, восполнить запасы глюкозы в крови из имеющихся отложений? Ответ прост – высокий уровень инсулина. Тот самый инсулин, вызванный тарелкой спагетти, и не дает организму восстановить в крови уровень глюкозы, необходимый для нормального снабжения мозга. Как видите, действие эндокринных гормонов может быть широкомасштабным и мощным.
При паракринной гормональной реакции гормоны перемещаются лишь на очень короткие расстояния от выделяющей гормон клетки до конечной цели. Из-за малого расстояния для транспорта гормонов паракринная реакция использует не кровеносную, а паракринную систему – органический вариант местной связи. И, наконец, существует еще и аутокринная система, когда гормон, выделенный клеткой, воздействует на саму клетку.
Гормоны паракринной и аутокринной систем очень краткодейственны, а также трудноизучаемы, ибо не появляются в крови, где их можно было бы легко обнаружить. Однако они вызывают даже больший эффект, чем эндокринные гормоны, хотя находятся в гораздо меньшей концентрации. Скоротечные физиологические эффекты, вызванные паракринными и аутокринными гормональными реакциями, являются основой научного обоснования состояния Зоны.
Еще одна особенность этого обоснования – учет того факта, что гормоны постоянно задействованы в поддержке биохимического баланса в организме. Гормоны обычно разделяются на пары, состоящие из двух мощных и противоположных по своему действию гормонов (такая пара называется axis – ось). Существует множество гормональных пар, но самой важной для достижения Зоны является пара инсулин-глюкагон. Инсулин понижает уровень сахара в крови, в то время как глюкагон имеет обратный эффект: он повышает содержание сахара. Баланс этих противоположных физиологических реакций позволяет организму держать уровень сахара в крови под контролем, способствуя, таким образом, лучшему функционированию головного мозга. Если баланс нарушается, то появляется дисбаланс глюкозы в крови.
Например, когда содержание инсулина в крови велико или содержание глюкагона понижено, это вызывает гипогликемию. Если это происходит, работа мозга подвергается опасности. Возможна также инсулиновая резистентность (сопротивляемость инсулину), когда уровень инсулина в крови высок, но содержание сахара не понижается, потому что принимающие гормон клетки не реагируют на него. Сопротивляемость инсулину, и, как результат, повышенное содержание инсулина в крови (гиперинсулинемия) приводят к образованию жировых отложений. Продолжительная гиперинсулинемия провоцирует не только появление диабета, но и развитие болезней сердца. Оказывается, что пища, которую мы потребляем, имеет огромное влияние на гормональные реакции: эндокринные, паракринные и аутокринные. Когда вы убедитесь в силе гормональных реакций, то перестанете думать о пище лишь как об источнике калорий.
Традиционные диеты игнорируют жизненно важный факт: пища является самым мощным из существующих лекарств. Умение контролировать гормональные реакции на пищу – пропуск для входа в Зону.
Как использовать пищу для контроля за гормональными реакциями? Вы должны думать о пище не как об источнике калорий, а как о системе контроля над гормонами. Представьте, что состав вашего обеда является карточкой для банковского автомата, которая определит, каким источником энергии вы будете пользоваться на протяжении последующих четырех или, скажем, шести часов. Если вы введете верный код в автомат, то подключитесь к неограниченному источнику энергии – своим жировым отложениям. А если код окажется неверным, то вам придется пользоваться довольно примитивным и «низкооктановым горючим» - углеводами. В среднем человек обладает резервным запасом 100 000 калорий в виде жировых отложений. Сколько нужно съесть насыщенных углеводами блинов, чтобы набрать такое количество калорий? Оказывается, весьма немало – 1700 штук.
Правильный гормональный код (ваш пропуск в Зону) находится в паре инсулин-глюкагон. Инсулин, как вы помните, отвечает за накопление – сохранение в виде жировых клеток избытков глюкозы из съеденных углеводов и избытков аминокислот из протеина. Полезно также рассматривать инсулин как блокирующий гормон: он не только создает жировые клетки, но и не дает им разрушаться.
Если инсулин отвечает за накопление, то его биологическая противоположность глюкагон отвечает за расходование сохраненной глюкозы. После того как глюкагон освобождает глюкозу из печени, она попадает в кровь и поддерживает баланс сахаров, необходимый для нормального функционирования мозга. Уравновешенность количества этих двух гормонов крайне важна для баланса сахара в крови и, как следствие, для выживания организма. Следует помнить, что выделение инсулина стимулируется углеводами, особенно теми, которые содержатся в хлебобулочных и макаронных изделиях. С другой стороны, глюкагон (который, как и инсулин, выделяется поджелудочной железой), стимулируется приемом диетических протеинов.
Таким образом, критический гормональный баланс между инсулином и глюкагоном зависит от двух вещей. Первая – объем принимаемой пищи (избыток калорий стимулирует выделение инсулина). Вторая – соотношение протеинов и углеводов в пище.
Что происходит, когда вы набираете неверный гормональный код? Обычно, если вы съели в полдень какое-либо макаронное блюдо, то около трех часов вас уже клонит ко сну. Избыток углеводов (и недостаток протеинов) в этом обеде вызвали избыточное выделение инсулина. Инсулин не только понижает уровень содержания сахара в крови, но и предотвращает восполнение глюкозы из запасов печени. А когда уровень сахара в крови падает до критической отметки, работа мозга начинает расстраиваться. Через три-четыре часа после поедания насыщенного углеводами обеда мозг начинает требовать энергии, хотя энергетический эквивалент пары шоколадных батончиков находится в печени. Но этот массивный объем сохраненных углеводов не может быть высвобожден из-за повышенного содержания инсулина в крови, вызванного тем же обедом. Так как уровень глюкагона по-прежнему остается низким, ваш организм не может нормализовать уровень глюкозы в крови за счет ее запасов в печени. В отчаянии ваш мозг говорит вам, что эта пачка чипсов выглядит уж очень аппетитно. Но, съев эту пачку чипсов (или пачку вашего любимого печенья), вы лишь на какое-то время обеспечиваете мозг углеводами, вызвав повторное выделение инсулина. Другими словами, вы застреваете в «углеводном аду».
Даже если углеводная зависимость была бы единственным последствием неверного гормонального кода, уже само это было бы плохо. Но помните, что накопители глюкозы в ваших печени и мышцах переполнены, а вы все продолжаете потреблять углеводы. И лишние углеводы в результате станут жировыми клетками. Для них-то ваш организм всегда найдет место. Так что, даже если вы съели всего лишь обезжиренные углеводы – это все равно, что съели чистый жир.
Ради справедливости стоит отметить, что не у всех людей такая негативная реакция на углеводные диеты. Есть люди, которые могут потреблять углеводы до бесконечности и не толстеть. Почему? Все зависит от наследственности (ваших генов). Исследования, проведенные в 1987 году Джеральдом Ривеном из Стенфордского университета, показали, что у 25% населения США реакция на углеводы весьма притупленная. Когда эти счастливчики потребляют избыточные углеводы, их уровень инсулина не подскакивает резко. Эти люди показывают хорошие результаты на углеводных диетах, хотя им всего лишь достался счастливый набор генов в генетической лотерее. С другой стороны, 25% людей имеет несчастливый набор генов, который диктует обостренную инсулиновую реакцию на углеводы. Этим людям достаточно всего лишь взглянуть на углеводы, и они начинают полнеть.
Между этими двумя крайностями находятся остальные 50% американского населения. У них наблюдается абсолютно нормальная реакция на углеводы: когда употреблено их чрезмерное количество, уровень инсулина в крови подскакивает достаточно высоко, чтобы вызвать перечисленные выше негативные последствия. Эти люди никогда не добьются успеха, следуя углеводной диете.
В следующих главах я сформулирую правила питания, которые позволят вам избежать гормональных расстройств как последствий «углеводного ада» и приведут вас в Зону. Для начала выскажу лишь основополагающее правило: употребляйте пищу небольшими количествами с правильным соотношением протеинов и углеводов. Если вы запомните это простое правило, то верно настроите себя на вхождение в Зону.
* * * В этой главе я в основном описывал гормональную пару инсулин-глюкагон. Но эта пара – лишь одна из сотен других в гормональной системе нашего организма. Она «знаменита» тем, что контролирует в крови концентрацию глюкозы – источника энергии мозга. Однако нельзя исключать, что даже гораздо более существенным является воздействие этой гормональной пары на производство жизненно важных супергормонов, названных эйкозаноидами.
Если инсулин и глюкагон всего лишь ворота в Зону, то эйкозаноиды есть сама Зона.
|