Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ГЛАВА 5 Кризис




Читайте также:
  1. LI. САМАЯ КОРОТКАЯ ГЛАВА
  2. VIII. ГЛАВА, СЛУЖАЩАЯ ПРЯМЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПРЕДЫДУЩЕЙ
  3. X. Государство и право в условиях кризиса социализма.
  4. XLIII САМАЯ КОРОТКАЯ ГЛАВА
  5. XXVI. ГЛАВА, В КОТОРОЙ МЫ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ЛАЮЩЕМУ МАЛЬЧИКУ
  6. Аудит кризисного предприятия, основные методы, внутренний и внешний аудит.
  7. В условиях послевоенного кризиса
  8. Влияние кризиса на отношения
  9. Возникновения кризиса хлебозаготовок.
  10. Встречайте Джейка… Бонусная глава – Гостиница

Многие принимают разнообразные трансформации усто­явшихся жизненных структур за беды или наказания, в связи с чем и начинают испытывать растерянность, не­доумение, страх, тревогу и теперь уже предаются реаль­ному самоистязанию. Круг замыкается и становится по­рочным. И, увы, этот круг оказывается слишком прочным, чтобы мановением здравой мысли в одно мгновение ра­зорвать его. Основная беда обывателя заключается в его обиде на мир, что действенно усугубляет начатое разру­шение и углубляет внутренний конфликт между бессо­знательным разумом и начиненным всевозможными про­граммами умом.

Тем не менее выход из западни существует. Для этого исследуем своеобразную анатомию явления, получивше­го название «Кризис». Прежде всего следует отдать себе отчет в том, что появление на свет человека сопровожда­ется болью и ужасом. И свет этот оказывается мраком. Повинуясь инстинкту самосохранения, новорожденное существо стремится выбраться из тупика, каковым для него становится мир. В качестве способа спасения ново­явленная особь испытывает стремление вернуться обрат­но в Эдем материнского чрева, но такой вариант невозмо­жен в силу необратимости происходящего, ибо в прошлое невозможно попасть. Никакого прошлого, оно уже про шло, следовательно, путь в прошлое заказан. Как можно попасть в то, чего нет?

Появившаяся особь, несмотря на ее инстинктивное влечение вернуться в мир нирванического блаженства, не способна его реализовать. Но тем не менее ее нужда удовлетворяется при участии матери, которая в новой ситуации остается все тем же объектом защиты. Она сно­ва замыкает ребенка в себе, заключая его в объятия и при­жимая к живительной груди. По сути дела, объятие пред­ставляет собой имитацию материнского чрева, и поэтому оно способно усыпить и погрузить в расслабленное со­стояние. Мы инстинктивно обнимаемся, чтобы регресси­ровать на детский уровень и получить ощущение слитно­сти и единства. В подобном состоянии пребывает и младе­нец, взаимодействующий с матерью. Он получает пищу, тепло, чувство защиты и безопасности как некое под­тверждение того, что он жив. В психоанализе эта фаза в развитии человека известна как «магическое галлюци­наторное величие», когда ребенок чувствует, что его же­лания могут тут же исполниться.



Период жизни от рождения до примерно шести меся­цев называется «симбиотическим». Дитя не разделяет мир на внутренний и внешний. В его восприятии нет гра­ниц и разграничений. Между ним и матерью устанавли­ваются отношения, воплощающиеся в чувстве полного слияния. Такое слияние и есть симбиоз. Травма и драма рождения теряют свою остроту и вытесняются новыми возможностями обретения покоя. В данной ситуации как бы воспроизводится изначальная благость непосредствен­ной связи с космическим ритмом.

Однако к шести месяцам наступает неизбежное отде­ление ребенка от матери, получившее название «сепара­ции — индивидуации», что переживается как новое по­трясение, вторичный шок, следующий за тем, которым сопровождалось рождение.

В общем, получается, что сама жизнь человеческая — это шок. В неоформленное сознание врываются новое отчаяние и разочарование. К ребенку является понима­ние того, что они с матерью вовсе не единое целое, ру­шится иллюзия всемогущества. Начинается эпоха кри­зиса и новых испытаний. И естественным образом воз­никает вопрос — а для чего, собственно, все это нужно? Ответ же вполне очевиден — ради выживания.



Ведь если особь продолжит свое пребывание в состо­янии симбиотической слитности, она не сможет самосто­ятельно познавать реальность, то есть реализоваться, что неизбежно приведет к потере ориентации в мире, а это создает уже непосредственную угрозу гибели. Поэтому в начинающейся жизни человека подобный кризис пред­ставляется поворотной точкой — моментом начала по­стижения действительности, переходом на качественно новый этап развития и существования. И здесь важно присутствие гармоничного соотношения предоставляе­мой свободы, то есть степени отделенности — сепарации и наличия опеки, защиты. Получается, что только посред­ством кризиса можно изменить качество жизни в сторону ее усиления. Именно таким образом — через разделение — ребенок переходит на следующий уровень развития -постижения и освоения.

Теперь же обратимся к исследованию так называемой взрослой жизни, которая представляет собой повторение и воспроизведение тенденций, сформированных на на­чальных этапах бытия человека. Проще говоря, наша жизнь — это повторение. (См. Закон возвращения.) Мы всего лишь повторяем навыки, усвоенные некогда, и, в сущности, благодаря этому мы обладаем возможностью существовать, в связи с чем и приведу примеры, очевид­ность которых не вызывает никаких сомнений. Однаж­ды, следуя программе, ребенок встает на ноги и идет. С тех пор ничего не меняется в принципе — ходьба остается как навык, несмотря на некоторые изменения в ее форме, стиле, ритме и прочем. Однажды человек начи­нает произносить слова, и в дальнейшем они в его речи повторяются.

Теперь мы можем сделать более широкое обобщение. Психобиологическое соотношение Симбиоз — Сепара­ция, то есть Слияние — Отделение, также повторяется, правда в несколько видоизмененной форме, на протяже­нии всей жизни явно или скрыто. Данная тенденция осо­знается более четко и явно, если мы изучим такое поня­тие, как быт. Само это слово, столь распространенное и обыденное, на самом деле таит в себе множество зага­дочных смыслов. За внешней простотой, чуть ли не при­митивностью, скрывается завораживающая глубина.



Быт как материнский символ. Проведем исследова­ние и, прежде всего, зададимся вопросом — а что, соб­ственно, такое быт? Каково его определение? Обобщен­но, хотя в равной мере столь же конкретно, можно дан­ное понятие определить следующим образом. Быт — это то, что окружает человека и вступает с ним в отношения собственности. И здесь обнаруживаются следующие ас­пекты быта.

1. Свойство ограждать.

2. Свойство защищать.

3. Свойство принадлежать.

4. Свойство утешать.

Важно при этом иметь в виду, что не все окружающее нас является нашим бытом, а только то, чему придается значение «своего», «собственного», «родного». Таким образом, Быт представляет собой Материнский Символ. Известно, что, как только мы переступаем порог своего Жилого пространства и помещаем себя в домашние та­почки, мы регрессируем, то есть символически возвра­щаемся в младенческое, а порой даже и эмбриональное состояние. Следовательно, бытовые отношения есть от­ношения симбиотические. Но не будем забывать, что симбиоз благотворно действует лишь на определенном этапе развития, после чего он уже становится угрозой этому самому развитию. И тогда наступает неизбежная сепарация — в силу действия программы выживания. Существо отделяется от матери для того, чтобы вступить в самостоятельные отношения с Миром и в конечном итоге научиться воспроизводить себе подобных.

NB.Значит, если личность регрессирует до такой сте­пени, что это уже начинает представлять опасность для ее программы выживания, то включается механизм се­парации как действенный противовес симбиотическому регрессу.

Как уже говорилось ранее, сепарация переживается как некий кризис и связана с лишениями. Наши кризи­сы с математической точностью адекватны степени на­шей регрессии. Если последняя невелика, то и потери малы и могут проявляться в лишении каких-то вещей. Более глубокий уровень регрессии лишает нас каких-то отношений, к примеру дружеских, семейных, деловых. Крайняя степень регрессии лишает человека здоровья или жизни. Он умирает — для того чтобы выжить.

Житейские драмы.Приведу примеры из практики моей консультационной работы. На прием пришла жен­щина и рассказала такую историю. Она вполне благо­получно жила с мужем и дочерью. Семейная ситуация складывалась весьма удовлетворительным образом, и не возникало никаких причин для беспокойства. Дочь по­ступила в престижное учебное заведение, муж успешно работал в одной влиятельной фирме. Жизнь складыва­лась ровно и спокойно, с незначительными проблемами, общими друзьями и безоблачным времяпрепровождени­ем. Как-то в очередной раз они выезжают отдохнуть на море. И там глава семейства погибает от внезапного приступа удушья, случившегося с ним в воде, вблизи берега, при ясном солнечном дне.

Обращает на себя внимание одно — внезапность, не­ожиданность происшедшего на фоне совершенного бла­годенствия. Однако, анализируя события, я обнаружил в этой и в других известных мне ситуациях ряд настора­живающих знаков. Анализируя самые разные случаи, обратим внимание, что всегда прослеживается одна осо­бенность — люди достигали определенного уровня бы­тового комфорта и вдруг среди полнейшего благоден­ствия с ними случались трагические происшествия.

Какая здесь взаимосвязь? С учетом обнаруженных за­кономерностей можно полагать, что в обеих семьях насту­пила выраженная регрессия до симбиотического состоя­ния, превысившая некий критический порог, и в качестве неизбежной реакции включился процесс сепарации. Важ­но заметить, что крайняя степень регрессии наступает не сразу. Процесс происходит поступательно и постепенно, и вся беда в том, что зачастую люди не улавливают при­знаков начинающейся регрессии. А ведь о них можно судить по тем ситуациям, которые называют мелкими, досадными неприятностями. Все они — мини-кризисы, призванные вытащить человека из симбиотической ловуш­ки. Вместо того чтобы осознать это и переформировать свою стратегию взаимоотношений с миром, личность на­чинает озлобляться или роптать или же вступает в борь­бу со всеми этими «наваждениями», которая в конечном итоге оборачивается в борьбу с самим собой. А в этой борь­бе победителей нет, схватка заканчивается фатально.

Что же следует предпринять, дабы не быть раздавлен­ным собою же придуманными тисками? Ниже я приво­жу рекомендуемую мною формулу осознавания и пере­формирования контекста текущего события.

1. Я осознаю, что в настоящее время нахожусь в ситуации кризиса.

2. Я также в полной мере осознаю, именно осознаю, а не внушаю себе и не уговариваю себя, что мой кризис для меня — благо.

3. Ибо он позволяет мне выйти из заточения той ловуш­ки, которая представляет угрозу моему развитию, моей жизни.

4. В этом смысле кризис предоставляет мне возможность трансформации.

5. Ведь настоящая, истинная трансформация возможна только через кризис, когда разрушаются уже отжившие свое старые формы, расчищая дорогу новым возможно­стям, новым качествам жизни.

6. Именно благодаря кризису я выживаю и живу. И это не внушение, не настрой, не утешение, а осознанное пони­мание происходящего.

7. Через кризис и в кризисе я обретаю освобождение и сво­боду, ведь при этом рвутся мои цепи и рушатся оковы.

8. Потому я с уверенностью ставлю знак равенства между кризисом и трансформацией. Кризис = трансформация.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты