КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МНЕНИЕ КОРАНА В ОТНОШЕНИИ СПОДВИЖНИКОВ
В первую очередь я должен сказать, что Аллах - хвала Ему, Величайшему - во многих местах Своей Святой Книги хвалит тех сподвижников, которые любили Посланника, следовали за ним и повиновались ему без всяких противоречий и высокомерия, которые хотели только одобрения со стороны Аллаха и Его Посланника. Такие сподвижники радуют Аллаха, и Аллах радует их, и это путь тех, кто боится Аллаха. Мусульмане высоко ценят этих сподвижников из-за их отношения к Пророку (Да благословит Аллах его и род его!) и тем делам, которые они вершили вместе с ним. Они любимы и уважаемы всеми мусульманами, и при каждом упоминании их имени им выражается почтение. Но мое изыскание в принципе не посвящено ни тем сподвижникам, которых уважают и сунниты и шииты, ни тем, кто были известны своим лицемерием, и кого ругали и шииты и сунниты всякий раз, когда упоминались их имена. В данной работе меня интересуют те сподвижники, по отношению к которым мусульмане выражают различные точки зрения. В Святом Коране есть некоторые аяты, где выражены упреки и угрозы в адрес этих сподвижников в связи с их позицией в некоторых ситуациях. Посланник Аллаха неоднократно предостерегал их, а также других людей в отношении этой группы сподвижников. Принципиальное различие между суннитами и шиитами заключается как раз во взгляде на эту группу сподвижников, поскольку шииты критикуют их высказывания и поступки, упрекая их в несправедливости. Сунниты же уважают их вопреки всем противоречиям. Мое изыскание относится именно к этой группе сподвижников, через этот вопрос я смогу достичь истины или хотя бы ее части. Говорю это, чтобы никто не подумал, что я пренебрегаю теми аятами, где восхваляются сподвижники Посланника Аллаха, и выставляю те, где они критикуются. На самом деле, в ходе моих исследований я обнаружил, что некоторые аяты, содержащие похвалу сподвижникам, если почитать между строк, критикуют их, и наоборот. Я не буду углубляться в подробное описание исследований, проделанных мной за прошедшие три года, пока готовилась эта работа. Ограничусь лишь несколькими кораническими аятами, выбранными просто в качестве примера. А тем, кто хочет идти дальше, я советую изучать и сравнивать, как это делал я, так, чтобы они могли сами найти истинный путь, своим собственным трудом. Это то, чего хочет Аллах от всех нас, и это то, к чему стремится любой самостоятельный ум. Только так можно достичь абсолютной убежденности, которой не страшны никакие бури. В конце концов, когда божественное руководство получено в результате личной убежденности, это намного ценнее, чем когда оно получено в результате внешних факторов. Аллах - Всемогущий - говорит о Своем Пророке: "Он нашел тебя несведущим и наставил на прямой путь".[48] То есть он увидел, что ты ищешь истину и повел тебя к ней. Он также сказал: "А тех, которые радели за Наше [дело], Мы наставим на Наши пути. И, воистину, Аллах с теми, кто вершит добро!"[49] 1. АЯТ О "ПОВОРАЧИВАЮЩИХСЯ ВСПЯТЬ"
Аллах, Всевышний, Сказал в Своей Славной Книге: "Мухаммад всего лишь посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять [от Ислама]? А если кто и обратится вспять [от Ислама], то этим он ничуть не повредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных".[50] Аллах, Величайший, истинны Его слова. В этом кораническом аяте ясно говорится о тех, кто может повернуть вспять, только немногие проявят стойкость, к ним относится последнее предложение этого аята. Те, кто проявят твердость и не повернут вспять - благодарные, но благодарных только малая часть, по словам Всевышнего Аллаха: "Но мало кто из Моих рабов благодарен".[51] Есть также множество высказываний Святого Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), разъясняющих, что такое "повернуться вспять", мы еще обратимся к некоторым из них. И хотя Всемогущий Аллах в этом аяте не определяет наказания для тех, кто повернут вспять, а восхваляет благодарность тех, кто заслужил его награды, важно знать, что повернувшиеся вспять не заслужили награды от Аллаха и Его прощения. Посланник Аллаха подчеркивает это во многих своих высказываниях, на некоторых из которых, если захочет Аллах, мы остановимся в ходе нашего повествования. Мы не можем отнести этот аят к Тулайхе, Суджаху и Асваду ал-Анси, потому что вышеупомянутые сподвижники отвернулись от Ислама и встали в оппозицию еще при жизни Посланника Аллаха, Посланник сражался с ними и в конце концов победил. И, конечно, мы не можем отнести этот аят к Малику ибн Нувайраху и его последователям, которые по многим причинам отказались платить закят, когда халифом стал Абу Бакр. Они отказались платить закят Абу Бакру, потому что хотели выждать время и посмотреть, что будет дальше, ведь они были в числе тех, кто сопровождал Посланника Аллаха во время его прощального Хаджа, и присягнули Али ибн Абу Талибу при Кадир Хуме, после того, как Посланник Аллаха назначил его своим преемником. Был там и сам Абу Бакр, который также присягнул Али. Вот почему они были изумлены, когда к ним пришел посланник нового халифа и сообщил новость о смерти Святого Пророка, одновременно предложив платить закят Абу Бакру. Это тот случай, когда историки предпочитают не слишком углубляться в детали, дабы сохранить честь сподвижников. Кроме всего прочего, Малик и его сторонники были настоящими мусульманами даже по свидетельству Умара, Абу Бакра и других сподвижников, которые не одобрили Халида ибн аль-Валида, убившего Малика. Как свидетельствует история, Абу Бакр заплатил брату Малика компенсацию из казны мусульманской общины и извинился за это убийство. Но ведь предатели должны быть убиты, и за их убийство не может быть ни компенсации, ни извинений. Важно отметить, что этот аят относится к сподвижникам, жившим с Посланником Аллаха в Светозарной Медине, и говорит о немедленном повороте вспять после смерти Пророка. Высказывания Пророка разъясняют этот аят настолько ясно, что не остается никаких сомнений. Мы скоро обратимся к ним, если захочет Аллах. История также свидетельствует о том, что "поворачивание вспять" произошло сразу после смерти Пророка Аллаха. Если мы посмотрим, что произошло в это время в рядах сподвижников, то мы увидим, что только немногим удалось устоять.
|