КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА НА ТЕОРИЮ СТИЛЕЙСтр 1 из 68Следующая ⇒ В ИСКУССТВЕ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРА, ГРАФИКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА Том 1 «ЛИТА» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура).— СПб.
Книга отражает неакадемический подход к истории стилей мирового изобразительного искусства. Составленная в форме словаря, она дает толкование более тысячи названий художественных направлений, течений, стилей, школ, творческих объединений. Статьи носят развернутый характер, содержат этимологические, исторические и географические сведения, объяснения профессиональных терминов, высказывания художников, мнения историков, критиков и поэтов, подчас противоречивые и парадоксальные, не совпадающие с привычными хрестоматийными оценками. Текст снабжен библиографическими ссылками, иллюстрациями, хронологическими таблицами. Готовящийся к изданию второй том, представляет собой словарь имен художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, историков, теоретиков, коллекционеров и меценатов, чья деятельность внесла существенный вклад в развитие художественных стилей. Автор — художник, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и методики преподавания изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Если бы за составление словаря взялись гениальные люди, они бы никогда не столковались между собой. Э . Делакруа
ВВЕДЕНИЕ. ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА НА ТЕОРИЮ СТИЛЕЙ
В этой книге не излагается теория художественных стилей. В ней также не раскрывается полная картина их исторического развития, хотя бы потому, что число стилей огромно, если не бесконечно. Это не энциклопедия и не научный трактат, а именно словарь, в котором автор попытался собрать вместе и истолковать со своих субъективных позиций некоторые названия, проследить их этимологию, историю, вскрыть заложенные в этих названиях противоречия. История изучения стилей в искусстве, как и история самого художественного творчества, прошла ряд закономерных этапов: от чисто эмпирических подходов, простого наблюдения, через наивные попытки строгой систематизации и классификации по формальным признакам до осознания всей сложности, динамичности и неоднозначности явлений. Сравнивая между собой произведения различных видов искусства — архитектуры, живописи, скульптуры, графики, художественной керамики и тканей, металла и стекла, оформления интерьера и ювелирного искусства, мы всегда можем обнаружить присущие им общие черты. Причем эта общность не исчерпывается внешней схожестью идей, тем, сюжетов или манеры исполнения; в ней ощущается более глубокая историко-художественная закономерность, присутствие некоего объединяющего все эти элементы начала, единых принципов художественного мышления. Одни и те же черты мы находим в древнегреческой архитектуре, скульптуре и вазописи, готических соборах и реликвариях, виллах Палладио и картинах Рафаэля, живописи Ватто и орнаментах Мейссонье. При внимательном рассмотрении оказывается, что эти принципы не постоянны, они обладают исторической динамикой, развиваются от простого к сложному. Смена одних способов художественного мышления другими, чередование форм, типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита, технологии обработки материала, взаимосвязаны и не случайны. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства. Не только мнения отдельных людей, но и вкусы целых эпох существенно различаются между собой: то идеальной кажется строгость греческой классики, то живописность Барокко, то архаика Египта, то жеманная эстетика Рококо. Феномены создания, восприятия и оценки произведений искусства связаны понятием стиля. Основы понимания стиля в искусствознании заложил И. Винкельманн в своем классическом труде «История искусства древности» (1764). Различая «отдельные стили народов, эпох и художников», он попытался дать их конкретно-историческое описание в сравнении с основным, «идеальным» стилем античного искусства1. И. Гёте в статье «Простое подражание природе, манера, стиль» (1788) поставил понятие «стиль» на более высокую ступень после простого копирования природы или же привнесения в творческий процесс художника его субъективных, личностных ощущений, «которые создают манеру». Стиль в понимании Гёте — «познание сущности вещей» 2. По сравнению с работами классиков искусствознания последующие исследования проблемы стиля в изобразительном искусстве носили более односторонний характер.
|