Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Винкельманн И. История искусства древности. М.: ОГИЗ, 1933. Гёте И . Собр. соч.: в 10-ти т. М.: Худ. лит. 1975-1980, т. 10, с. 27-28.




Узостью социологического подхода отличались книги В. Любке «История пластики с древнейших времен до нашего времени» (1870), И. Тэна «Лекции об искусстве» (1867). С социологических позиций «Мировая схема стилей» была изложена в книге' немецкого ученого В. Гаузенштейна «Искусство и общество» (1923), в ней выделялись «стиль первобытного аграрного коммунизма», «стиль феодально-иератических общественных формаций», «стиль капиталистических обществ»... Идеи Гаузенштейна были развиты Фриче в книге «Социология искусства» (1926). Фриче, в частности, утверждал, что «живописный сенсуалистический стиль... соответствует пассивно-наслажденческому мироощущению вельможного дворянства и крупной буржуазии, ведущих паразитический образ жизни»1. Ограниченность «социо-культурного» подхода к искусству проявилась и в известных исследованиях И. Иоффе «Культура и стиль» (1927) и «Синтетическая история искусств» (1933). По-иному односторонни работы классиков «формальной школы» искусствоведения. В книгах А. Ригля «Возникновение искусства барокко в Риме» (1908), Э. Кон-Винера «История стилей изобразительных искусств» (1910)2, Г. Вёльфлина «Ренессанс и Барокко» (1888)3, «Основные понятия истории искусств» (1915)4, «Искусство Ренессанса в Италии и германское чувство формы» (1922)5 предметом рассмотрения являлись различные «исторические стили» в их развитии и изменении от одной эпохи к другой: Античный (греческий классический), Романский, Готический, Классицизм, Барокко, Рококо, Ампир. Критерием для определения этих стилей служили категории изобразительной формы: «линейная, живописная, открытая, закрытая, симметричная, асимметричная...»

Стремление свести многообразие художественного развития к какой-либо одной схеме, небольшому количеству «разложенных по полочкам» стилей с условными названиями явно препятствовало непротиворечивому описанию их истории. Реальная историческая практика ни за что не хотела укладываться в отведенные для нее ячейки придуманных искусствоведами схем. Это хорошо чувствовали такие классики культурно-исторической школы, как М. Дворжак, Э. Панофский, крайне осторожно подходившие к проблеме стиля. Первостепенное значение этой проблеме придавал А. Хаузер, впрочем так и не давший определения стиля 6. Более детально вопросы художественных стилей в искусстве Италии эпохи Возрождения и Маньеризма рассматривал Б. Виппер в книге «Борьба течений в итальянском искусстве XVI в.» (1956) и во вступительной статье к сборнику «Ренессанс. Барокко. Классицизм» (1966). Е. Ротенберг в книге «Западноевропейское искусство XVII в.» (1971) выдвинул концепцию, согласно которой «исторический стиль» есть «законченная форма, равноуниверсальная для всех видов пространственных искусств, обеспечивающая синтез этих искусств на основе архитектуры». Все то, что не укладывается в эту законченную форму, как-то в форму Классицизма или Барокко в искусстве XVII в., например, живопись Веласкеса, Рембрандта или Караваджо, относится, следовательно, к «внестилевым формам» 7. Но столь ограниченная теория практически выводит за пределы стилевого развития все наиболее оригинальное и талантливое в искусстве. Исключить из стилеобразования творческую личность, индивидуальность художника означает исключить феномен художественности вообще. Ведь вне индивидуальности не существует художественного творчества и, следовательно, стиля. Другое дело, что во всяком стиле присутствуют как общие, так и частные моменты. Абст-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты